Author | Message |
Rodnoy
784 posts |
#101852 13.04.2010 21:11 GMT+03 hours |
Quoteнаверное потому, что в моей "реальности" не существует никакого "на самом деле" а не существует его потому, что любое "на самом деле" предполагает существование некоей самостоятельной и независимой от наблюдателя хрени под названием "истина", "объективная реальность" и т.д... это как в квантовой физике - мы не можем сказать ничего определённого о состоянии системы, пока чего-нибудь в ней не измерим, т.е. пока не свяжем эту систему (объект) с наблюдателем (субъектом) по определенному набору наблюдаемых свойств... поэтому вся фишка заключается в том, что то, что кажется субъекту железобетонным "на самом деле" в данный момент - то и есть для него "на самом деле"... в следующий момент он может проснуться и понять, что он спал - соответственно, и его "на самом деле" примет совершенно иные очертания Quoteпотому что физические параметры моего дыхания практически не меняются оттого, слежу я за ним или не слежу... однако мои субъективные ощущения при этом могут отличаться очень сильно... например, время может "растягиваться" и т.д. Quoteнасколько мне известно, термин "боддхисаттва" может употребляться по отношению к разным индивидам по-разному... в одном случае, он будет обозначать некое просветлённое существо, в других - обычного человека, принявшего обет боддхисаттвы или даже просто придерживающегося воззрения Махаяны (в отличие от Тхеравады) в плане культивирования нужной мотивации (отказ от ухода в нирвану и помощи другим живым существам)... поэтому, что и как называть, зависит от контекста если речь идёт о просветлённом существе, то все наши понятия типа "любовь", "сострадание" и т.д. будут, скорее всего, нерелевантными... даже само слово "боддхисаттва" в данном случае нам мало что скажет об этом существе, ибо мы мыслим "двойственным умом"... это скорее указание на направление мысли, чем на нечто чётко определённое (не знаю, ответил ли я на Ваш вопрос) |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
sova
1348 posts |
#101853 13.04.2010 21:17 GMT+03 hours |
Rodnoy Этим и отличается твой т.н. "субъективный идеализм" от т.н. "теософии в изложении Е.П.Блаватской". И мне почему-то кажется, что и от буддизма он отличается примерно тем же, несмотря на твоё его изложение. |
|
Djay
2800 posts |
#101856 13.04.2010 21:27 GMT+03 hours |
RodnoyДа. Но появлась куча других. RodnoyВы считате, что ничего истинного нет вообще в природе? А что тогда есть? Закон причинно-следственных связей признаете? Должны, раз карму поминаете. Ну и к чему все это? Зачем человеку стремиться к просветлению, становиться буддами? Так, "шоб було"? RodnoyМожет быть (это мои личные соображения) такое чувство, как любовь и может быть тем единственным, что сваязывает двойственный ум? То есть, имеет некий аспект общности низшего ума с высшим? Именно потому оно так универсально в разных практиках. От школы до йоги. А понятие "четко определенное" вовсе и не обязательно в таком случае. Но, думаю, что в данном вопросе мы с вами не совпадаем. Ну и квантовая механика, со всеми котами Шредингера и пр., на мой взгляд только попытка из трехмерного мира описать бытие более многомерного. Потому и всяческие казусы с "вот же и не было", "а тут уже и есть". This post was edited by Djay (13.04.2010 21:37 GMT+03 hours, ago) |
|
Ziatz
12242 posts |
#101878 13.04.2010 22:47 GMT+03 hours |
> И мне почему-то кажется, что и от буддизма он отличается примерно тем же, несмотря на твоё его изложение.
Да, в буддизме есть "изначальный ясный свет", который по-моему достаточно объективен. Другое дело, что поскольку истинное сознание по большому счёту одно, а разделение — иллюзия, то субъективный идеализм имеет в себе некоторое оправдание. Но он страдает тем же, чем и все другие экзотерические системы — провозглашая в общем-то истину, он прилагает её к личности вместо высшего Я, тем делая её ложью. |
|
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
|
|
Rodnoy
784 posts |
#101884 13.04.2010 23:40 GMT+03 hours |
Quoteхоть бы уже не позорился со своим "субъективным идеализмом", книжки там всякие пролистал бы по школьной философии и т.д. плюс ко всему, ты почему-то очень настойчиво выдаёшь СВОЁ изложение за изложение ЕПБ... тенденция, однако Quoteя не претендую на знание ни буддизма, ни теософии - так что можешь спать спокойно |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Rodnoy
784 posts |
#101887 13.04.2010 23:44 GMT+03 hours |
QuoteКостя, что значит "достаточно объективен"? Это типа немножко беременна или как? О каких конкретно школах буддизма ты говоришь? (я больше придерживаюсь махаянских воззрений - йогачара, прасангика и т.д.) Quoteда причем тут "субъективный идеализм", если "сознание одно", а "разделение — иллюзия"? ну где ты тут усмотрел "субъекта"? |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
sova
1348 posts |
#101888 13.04.2010 23:50 GMT+03 hours |
Rodnoy Ну так припозорь же меня уже хоть разочек, а? Вынь те самые "книжки там всякие" и извлеки из них неопровержимые доказательства моего позора. Тебе куча народу спасибо скажут. Rodnoy Да неужели? А где ж твои доказательства, родной? Заклеймить-то много ума не надо, это любой дурак может (что и на этом форуме отлично видно). А ты докажи. Rodnoy Ага, а на знание "изложения ЕПБ", значит, претендуешь? Или ты это меня заклеймил просто так, без претензий? |
|
dusik_ie
2610 posts |
#101906 14.04.2010 08:51 GMT+03 hours |
Rodnoy Насколько я понимаю идеализм в общем и субъективный в частности, есть своего рода противопоставление материализму, по типу вопроса: "Что первично... ?" В теософии так вопрос ведь не стоит, потому как то, что субъективно нынче, когда то станет объективным, а идеи и идеалы обретают конкретность по мере нисхождения в материю, но для сознаний, которые по уровню много выше идеалистических сфер, эти идеи и в своей субстанции вполне конкретная "вещь". Короче говоря, слова "дух" и "материя" в абсолютном выражении, означают одно и тоже. |
|
ie
|
|
Ziatz
12242 posts |
#101911 14.04.2010 09:09 GMT+03 hours |
> О каких конкретно школах буддизма ты говоришь?
Дзогчен. Далай-лама тоже пользуется этим термином в своей книге по махамудре. > Костя, что значит "достаточно объективен"? Не зависит от нашего личного сознания. Но в то же время не исключено, что сам обладает какими-то качествами сознания. > да причем тут "субъективный идеализм", если "сознание одно", а "разделение — иллюзия"? В субъективном идеализме субъект — один, а всё остальное, в т.ч. и якобы другие "субъекты" — игра сознания. |
|
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
|
|
Stranger
271 posts |
#101927 14.04.2010 12:14 GMT+03 hours |
Прошу прощения, а в чём суть последнего обсуждения?
Что приоритетнее - Учитель, или Эго? |
|
Rodnoy
784 posts |
#102055 14.04.2010 17:02 GMT+03 hours |
Quoteа если субъекта нет, то может ли быть при этом субъективный идеализм? |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Rodnoy
784 posts |
#102056 14.04.2010 17:06 GMT+03 hours |
Quoteда мне и делать-то ничего не надо - сам себя высекаешь (см. мою дискуссию с Костей и пытайся думать при этом - возможно ты будешь удивлён, но голова нужна не только для того, чтобы в неё есть) Quoteты сначала ответь СЕБЕ на вопрос о смысле букв и слов и о том, кто этот смысл туда вкладывает, когда читает... может, тогда и доказательств никаких не потребуется В качестве лик.беза по школьной философии рекомендую почитать работы Вл. Соловьёва: - "Теоретическая философия" - "Кризис Западной Философии (против позитивистов)" - "ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ" Ну, разумеется, и Канта с Гегелем можешь пролистать, хотя я бы всё же рекомендовал начать с Соловьёва (рановато тебе еще Канта с Гегелем). Плюс ко всему, настоятельно рекомендую тебе прочесть хоть что-то по буддизму, ибо, судя по набору букв, к-й ты выдаёшь по этому поводу, ты, видимо, не читал даже "Основ Буддизма" некоей Н. Рокотовой В этом плане "Введение в буддологию" проф. Торчинова было бы для тебя очень хорошим стартом This post was edited by Rodnoy (14.04.2010 17:46 GMT+03 hours, ago) |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Rodnoy
784 posts |
#102057 14.04.2010 17:29 GMT+03 hours |
Quoteда, это совпадает и с моей версией теософии (равно как и буддизма и адвайта-веданты "по отношению к брахману") |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Rodnoy
784 posts |
#102060 14.04.2010 17:43 GMT+03 hours |
QuoteКостя, ты можешь мне сказать, откуда и каким образом в ригпа ("изначальный ясный свет") (или может быть где-то рядом с ним?) присутствует "наше личное сознание", субъект? Тендзин Вангьял Ринпоче |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
sova
1348 posts |
#102066 14.04.2010 18:49 GMT+03 hours |
Rodnoy Давай представим, что это не твой ответ мне, а мой тебе: Rodnoy То есть, я вовсе даже не возражаю, что ты кажешься себе ужасно убедительным. Субъективные идеалисты - вообще самые убедительные для себя люди, ведь весь окружающий мир для них - плод их сознания, а что может быть убедительнее слов создателя мира? Rodnoy А тебя Кант с Гегелем не научили, что посыл куда подальше, даже за книжкой, не является доказательством чего-либо? Доказательства у тебя есть? Не обвинения и наклейки, а аргументы и доказательства? Rodnoy "Хоть что-то" я уже прочёл ("Ламрим", к примеру), но на полноту не претендую. Однако и прочитанного, как видно, мне пока достаточно, чтобы не сильно отличаться в своём понимании буддистской картины мира от других читателей и чтобы отличать её от твоей. RodnoyТендзин Вангьял Ринпоче Вот сколько я тебя знаю, Rodnoy, все эти годы ты путаешь "изменчивость с взаимозависимостью" и "несуществование". И "пустота" ведь не сама по себе, а "пустота от самобытия". Разницу чувствуешь? Судя по твоим субъективно-идеалистическим воззрениям, ничего такого ты не чувствуешь. Что тот буратино, который деревянный... |
|
sova
1348 posts |
#102069 14.04.2010 18:57 GMT+03 hours |
Rodnoy Давай я не буду тебя никуда посылать, а предложу тебе то, что ты мог бы найти сам, пойдя туда, куда я мог бы тебя послать: Modern Encyclopedy (from Lingvo dictionaries) Тебе выделенное жирным шрифтом ничего не напоминает? |
|
Rodnoy
784 posts |
#102077 14.04.2010 19:10 GMT+03 hours |
Quoteэто вполне классическое определение "субъективного идеализма", против к-го у меня нет никаких возражений... непонятно только, где ты у меня это умудрился рассмотреть (опять, видимо, о чём-то о своём) Приведи мне цитату, в к-й бы я утверждал, что я отрицаю "наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта", либо рассматривал реальность "как нечто, полностью определяемое его активностью" Спасибо. |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Rodnoy
784 posts |
#102078 14.04.2010 19:13 GMT+03 hours |
Quoteя переадресовываю этот вопрос тебе: это ты утверждал, что я будто бы "субъективный идеалист", - вот и отвечай теперь за базар... может на этот раз всё же сумеешь ответить... |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Kigor
238 posts |
#102079 14.04.2010 19:13 GMT+03 hours |
Sova, но вы же сами назвали рассуждения Родного "субъективным идеализмом" и теперь пытаетесь ровнять по своей линейке.
|
|
Уважать путь, проходимый другим, я должен.
Любое логическое высказывание рассекает Истину не объект, предикат и связку. Так говорил Нагарджуна Ни одно из логически возможных высказываний не может нести истину как вербальное выражение сущности.(другой вариант) |
|
Rodnoy
784 posts |
#102080 14.04.2010 19:18 GMT+03 hours |
Quoteну, допустим, что я путаю... в этом случае, если субъект "не существует", то каким образом возможен "субъективный идеализм" без "субъекта"? |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Djay
2800 posts |
#102083 14.04.2010 19:21 GMT+03 hours |
RodnoyНу, Родной, в данном случае у вас не найти таких цитат. Вы, в какой-то мере, перещеголяли даже адвайтистов. У меня, во всяком случае, такое сложилось мнение, что у вас, с одной стороны - полная какая-то материализация (все можно обмерить, взвесить и научно объяснить), а с другой - полное отсутствие всяческих субъектов, объектов и вообще Всего. И никак не могу понять, как это у вас все уживается в одном комплекте. И зачем какое-то научное обоснование того, что вообще нереально, иллюзорно, да и нет его на самом деле. |
|
sova
1348 posts |
#102085 14.04.2010 19:26 GMT+03 hours |
RodnoyQuoteэто вполне классическое определение "субъективного идеализма", против к-го у меня нет никаких возражений... непонятно только, где ты у меня это умудрился рассмотреть (опять, видимо, о чём-то о своём) Rodnoy Как говорится, "я фигею, дорогая редакция"... Я ж тебя уже цитировал: Rodnoy Этого мало? Если "не существует никакого "на самом деле"", а значит, есть только то, что воспринимает сознание, то это и есть "рассматривает ее [реальность] как нечто, полностью определяемое его [сознания] активностью". И, как я и сказал, ты путаешь "взаимозависимость всех частей мира" и "несуществование мира вне сознания", как будто, если сознание угасает, то и мир вместе с ним. Напоминаю, что игнорирование доводов не приводит к их несуществованию за пределами сознания субъективного идеалиста. |
|
sova
1348 posts |
#102098 14.04.2010 19:32 GMT+03 hours |
Rodnoy Дык для субъективного идеалиста (для тебя, к примеру) много чего не существует, в т.ч. и самого субъективного идеализма тоже вполне может не быть. Но это не значит, что его нету вовсе вне его самоограниченного сознания. |
|
Rodnoy
784 posts |
#102101 14.04.2010 19:41 GMT+03 hours |
Quoteмоя версия такова: "истина" условно существует как некое абстрактное понятие/этикетка ("условное умозрительное обозначение") в голове того или иного индивида, как и любое другое понятие... я не могу утверждать существование некоей "объективной истины" (т.е. существующей независимо ни от чьего сознания, для всех времён и народов), равно как и не могу отрицать ее существования... я думаю, что честным ответом на этот вопрос будет: не знаю... точно так же, как и вопрос о существовании бога и прочих "страшилок" Если говорить более обще, то я придерживаюсь т.н. maybe-logic (я прочитал об этом в-первые у Robert Anton Wilson) пару лет назад... maybe-logic означает, что любой утверждение может быть в чём-то истинным, в чём-то ложным, в чём-то нерелевантным, - одновременно Это позволяет мне совмещать многие, кажущиеся другим противоречивыми, концепции... например, моя версия "любви" мирно сосуществует с Вашей - одновременно... и еще большое множество других версий Какая из них "самая истинная"? Этот вопрос для меня лишён смысла - один "шум", никакого сигнала Какая из них лучше объясняет определённый набор явлений? В этом вопросе уже гораздо больше смысла для меня Quoteв определённом контексте концепция "причинно-следственных связей" работает... в других - не работает... поэтому вопрос о том, "признаЮ" я это или нет не совсем корректный, соответственно, и мой ответ на него такоей же: и да и нет Quoteя думал, Вы в курсе четырёх Благородных Истин Буддизма если кратко, то цель: избавиться от страданий и помочь в этом остальным... окончательно, от любых страданий Quoteну разумеется и это (в числе остального) может быть (см. выше насчёт "maybe logic") Quoteя скажу больше: ВСЁ (и Ваша версия, и моя, и буддизм, и христианство, и квантовая механика и т.д. и т.п.) - это и есть "только попытки" описать нечто, что не имеет описания |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Kigor
238 posts |
#102103 14.04.2010 19:45 GMT+03 hours |
sova И пустота и самобытие это понятия для выявления абсолютной природы, друг от друга никак не зависят. |
|
Уважать путь, проходимый другим, я должен.
Любое логическое высказывание рассекает Истину не объект, предикат и связку. Так говорил Нагарджуна Ни одно из логически возможных высказываний не может нести истину как вербальное выражение сущности.(другой вариант) |