Previous page Next page [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [15] > 20 < [21]

Author Message

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102104   14.04.2010 19:46 GMT+03 hours      
Quote
sova :Как говорится, "я фигею, дорогая редакция"...
в той цитате, к-ю ты привёл я специально для тех, кто на бронепоезде, пояснил, как я это понимаю:

"а не существует его потому, что любое "на самом деле" предполагает существование некоей самостоятельной и независимой от наблюдателя хрени под названием "истина", "объективная реальность" и т.д."...

тебе нужные слова подчеркнуть или сам уже догадаешься наконец?
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102107   14.04.2010 19:52 GMT+03 hours      
Quote
sova :
Rodnoy
ну, допустим, что я путаю... в этом случае, если субъект "не существует", то каким образом возможен "субъективный идеализм" без "субъекта"?
Дык для субъективного идеалиста (для тебя, к примеру) много чего не существует, в т.ч. и самого субъективного идеализма тоже вполне может не быть. Но это не значит, что его нету вовсе вне его самоограниченного сознания.
ну, ок, поговорил сам с собой, пофантазировал? теперь еще раз прочитай мой вопрос и попробуй немного подумать, прежде чем что-то отвечать (а я сделаю вид, что не заметил всего этого бреда, что ты сейчас написал), ок?
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Djay

Участник


Online status

2800 posts

Location: Ukraine
Occupation:
Age:

#102110   14.04.2010 19:59 GMT+03 hours      
Rodnoy
я думал, Вы в курсе четырёх Благородных Истин Буддизма если кратко, то цель: избавиться от страданий и помочь в этом остальным... окончательно, от любых страданий
Я в курсе, разумеется. Но вам-то что должно быть до страданий, которые очень подходят под описание:
Quote
Куда делось дерево? Даже наше субъективное ощущение собственного «я» — это условное умозрительное обозначение, изменчивое и непостоянное.
От чего и кого в таком смысле нужно избавлять? От иллюзий, которые по вашим же словам "сегодня одно", а завтра "совсем другое"? Вот этого момента в ваших рассуждениях я никак не догоняю. Где у вас переходник между адвайтой и материализмом? Пока что это только заявлено.

Простите, Родной, я вовсе не имела в виду сомневаться в ваших чисто человеческих чувствах. Все сказанное касается исключительно теоретического "базара" в теме.

This post was edited by Djay (14.04.2010 20:10 GMT+03 hours, ago)

sova

Участник


Online status

1348 posts

Location: Maldives
Occupation: :
Age:

#102111   14.04.2010 20:10 GMT+03 hours      
Rodnoy
я не могу утверждать существование некоей "объективной истины" (т.е. существующей независимо ни от чьего сознания, для всех времён и народов), равно как и не могу отрицать ее существования

Поздняк метаться, Rodnoy, ты уже это последнее сделал своим заявлением "в моей "реальности" не существует никакого "на самом деле"".

Rodnoy
в той цитате, к-ю ты привёл я специально для тех, кто на бронепоезде, пояснил, как я это понимаю:

"а не существует его потому, что любое "на самом деле" предполагает существование некоей самостоятельной и независимой от наблюдателя хрени под названием "истина", "объективная реальность" и т.д."...

Ну да, т.е. с точностью до наоборот.
А я к твоему пояснению дал своё: "как я и сказал, ты путаешь "взаимозависимость всех частей мира" и "несуществование мира вне сознания", как будто, если сознание угасает, то и мир вместе с ним". Так вот "это" у тебя про "несуществование", а твоё "пояснил" - про "взаимозависимость", что совсем не одно и то же.

Просто твои извилины, видимо, так извилисты, что ты сам уже в них запутался. И твоя "maybe-logic" - это такая архискользкая мера защиты от нападок всяких зануд вроде меня, которую ты выставляешь, как только тебя ловят на какой-нибудь очередной путанице в твоих показаниях. Это такой чёрный ход, в который, как тебе, вероятно, кажется, ты всегда можешь улизнуть, заявив, что ты, на самом деле, ничего конкретного не утверждаешь и вообще тебя здесь не стояло.

Rodnoy
а я сделаю вид, что не заметил всего этого бреда, что ты сейчас написал

Ты лучше сделай вид, что умеешь строить презренные силлогизмы, и изобрази что-то такое, из чего прямо следует, что я не прав. Твои намёки здесь годятся лишь для тебя самого.

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102119   14.04.2010 20:54 GMT+03 hours      
Quote
sova :Ну да, т.е. с точностью до наоборот.
ты меня утомил своими фантазиями... уровень "шума" в твоих сообщениях настолько превышает уровень "сигнал", что я уже не могу его отфильтровать... плюс ко всему, ты всё о себе да о себе изливаешь - это конечно твоё личное дело и может быть даже это кому-то интересно, но мне это неинтересно, сорри

Хочешь считать меня "субъективным идеалистом" - считай себе на здоровье... как говориться, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало

Оставляю тебя на едине с тобой любимым - можешь продолжать свои само-изливания
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102120   14.04.2010 21:00 GMT+03 hours      
Quote
Djay :От чего и кого в таком смысле нужно избавлять? От иллюзий, которые по вашим же словам "сегодня одно", а завтра "совсем другое"?
ну да, от них самых... ну, прежде всего, избавить себя от иллюзии "себя", а дальше видно будет

Quote
Djay :Вот этого момента в ваших рассуждениях я никак не догоняю. Где у вас переходник между адвайтой и материализмом? Пока что это только заявлено.
я не совсем понял вопрос... не могли бы Вы его как-то иначе сформулировать?

Спасибо.
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Djay

Участник


Online status

2800 posts

Location: Ukraine
Occupation:
Age:

#102125   14.04.2010 21:39 GMT+03 hours      
Rodnoy
я не совсем понял вопрос... не могли бы Вы его как-то иначе сформулировать?
Бестолковая, да? Но у меня в связи со всякими вашими рассуждениями (которыя я по отдельности вполне понимаю), когда их пытаюсь собрать в одно целое - выходит нечто совершенно логически противоречивое. Такое ощущение, что вы, говоря о буддийском понятии Пустота, хотите этим самым оправдать (или поддержать) вот это
Quote
а не существует его потому, что любое "на самом деле" предполагает существование некоей самостоятельной и независимой от наблюдателя хрени под названием "истина", "объективная реальность"
. А это совершенно "ни в какие ворота" логики... пардон. Если вы признаете Пустоту, как она дана в буддизме
Quote
Пустота — это сущность всех и вся. Это значит, что основополагающая истина вещей и существ — отсутствие у них какой бы то ни было независимой сущности.
Какой нафиг тут может быть "независимый наблюдатель"? Разве что Парабраман... в качестве шутки юмора. Да и "объективная реальность", как категория ограниченного сознания - это одно, а Истина - вовсе может намного превосходить любые сознания вместе взятые. А вы перечисляете все вместе, как понятия однотипные. То ли вы что-то другое при этом разумете и мы говорим "на разных языках", но вот такие моменты меня ставят в тупик. Если вы признаете истиной Парабрамана - единственную реальность, то всякие независимые наблюдатели со своими "истинами" должны нервно курить в сторонке. Если же независимые наблюдатели что-то значат, вместе со своими наблюдениями, то в самом деле - нет наблюдателя - нет истины? И Парабраман должен нервно курить в стороне? Или как?

This post was edited by Djay (14.04.2010 21:45 GMT+03 hours, ago)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102131   14.04.2010 22:09 GMT+03 hours      
Quote
Djay :Если вы признаете Пустоту, как она дана в буддизме
Quote
Пустота — это сущность всех и вся. Это значит, что основополагающая истина вещей и существ — отсутствие у них какой бы то ни было независимой сущности.
Какой нафиг тут может быть "независимый наблюдатель"?
я это и пытался сказать

Quote
Djay :Да и "объективная реальность", как категория ограниченного сознания - это одно, а Истина - вовсе может намного превосходить любые сознания вместе взятые. А вы перечисляете все вместе, как понятия однотипные. То ли вы что-то другое при этом разумете и мы говорим "на разных языках", но вот такие моменты меня ставят в тупик.
видимо, это терминологическая разница... когда мы говорим, что "истина существует", - мы можем точно утверждать только то, что у того, кто это говорит, существует некий комплекс ощущений и мыслей (привет тов. Беркли), к-й он обозначает как "истина" (ну, или "парабрахман" и т.д.)... "истина", "парабрахман" и т.д. - это лишь слова-этикетки для обозначения чего-то нашего, очень и очень субъективного... как например, "вода" - это просто слово-этикетка, им не напьёшься

чтобы понять, что же этот говорящий подразумевает под "истиной", нужно совместить терминологию и опыт, что в полной мере невозможно, на мой взгляд... мы можем договориться о том, что мы понимаем под словом "вода" в определённом спектре практических потребностей... но за пределами этого контекста это слово - просто ничего незначащий (нерелевантный) набор букв... то же и с "истиной", но чуть сложнее, ибо она не дана нам в ощущениях как "вода" - отсюда столько совершенно бессмысленных дебатов, - бесконечных и безначальных, как сансара

Quote
Djay :Если вы признаете истиной Парабрамана - единственную реальность, то всякие независимые наблюдатели со своими "истинами" должны нервно курить в сторонке.
да, "наблюдатели" - субъекты, равно как и объекты будут лишь иллюзией... "Имя и форма... являются порождением невежества" - цитирую по памяти слова Шанкарачарьи на этот счёт

Однако в данном случае Парабрамана можно назвать "истиной" лишь условно, ибо он Ниргуна-брахма, т.е. не имеющий качеств... т.е. "ТО" не может быть "истиной", но и не может быть отличной от неё (это в философии называется не противоречием, а антиномией)

Quote
Djay :Если же независимые наблюдатели что-то значат, вместе со своими наблюдениями, то в самом деле - нет наблюдателя - нет истины? И Парабраман должен нервно курить в стороне? Или как?
если "наблюдатели" имеют "реальный" онтологический статус, то это порождает целый спектр философий реализма с присущими им внутренними противоречиями Но необязательно "Парабраман должен нервно курить в стороне" - например, в двайта-веданте Мадхвачарьи, несмотря на реальный статус джив, Кришна (Бог) имеет всякие "трансцедентальные возможности" и может "проникать в умы", наказывать, поощрять и регулировать малейший аспект жизни всего тварного мира... это очень близко к христианству, imho
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Ziatz

Участник


Online status

12242 posts
http://www.theosophy.ru
Location: Russia ??????
Occupation: ??????????
Age: 56

#102132   14.04.2010 22:15 GMT+03 hours      
> а если субъекта нет, то может ли быть при этом субъективный идеализм?

Я не говорил, что нет. Он есть, но только один. Всё остальное — игра его воображения.
В этом субъективный отличается от объективного идеализма, где субъектов может быть много.

> откуда и каким образом в ригпа ("изначальный ясный свет")

Это не синонимы. Изначальный ясный свет называется по-тибетски как-то по-другому.
Что-то близкое к процитированному Вангьялом 'od gsal, но поручиться не могу, ибо в тибетском не бум-бум.

> (или может быть где-то рядом с ним?) присутствует "наше личное сознание", субъект?

Субъект не есть обязательно "личное сознание".

> "Даже наше субъективное ощущение собственного «я» — это условное умозрительное обозначение, изменчивое и непостоянное."

Есть субъективное и есть субъектное. К тому же большинство изложений буддийской философии страдают замкнутой логикой. "условное обозначение", "умозрительное...". Кто умом зрит и кто обозначает? Иллюзия? Но иллюзию уже определили через это. Всякое субъективное — принадлежность исключительно субъекта (а если утверждается, что его нет, то как может быть субъективное). Субъектное, в противовес субъективному — имеющее свойства, характер субъекта. Дух человека субъектен, представления человека — субъективны. О субъектном см. своего любимого Соловьёва.
Wit beyond measure is man's greatest treasure!

Djay

Участник


Online status

2800 posts

Location: Ukraine
Occupation:
Age:

#102135   14.04.2010 22:28 GMT+03 hours      
Rodnoy
Однако в данном случае Парабрамана можно назвать "истиной" лишь условно, ибо он Ниргуна-брахма, т.е. не имеющий качеств... т.е. "ТО" не может быть "истиной", но и не может быть отличной от неё (это в философии называется не противоречием, а антиномией)
Родной, можно даже и не тратить столько слов на разные философские термины, но признать, что есть Истина (Парабраман, Пустота), которая необсуждаема и не познаваема. Что-то же должно быть в любом случае и в любой философской системе.
А все остальное (объективная реальность и т.п.) - разной степени производные истины (относительные). Тут уже можно пользоваться "независимыми" наблюдателями, скока влезет и ничему не противоречить. Тем более, все эти независимые - иллюзорны. Потому что таки "может проникать" - а куда ж от этого всепроникновения деться с подводной лодки бытия? Но вот это самое всепроникновение - критерий для производных истин. Есть к чему стремиться. Ну, где-то, как в математике - в пределе бесконечность. Классная вещь, мне всегда нравилось это почему-то.

This post was edited by Djay (14.04.2010 22:33 GMT+03 hours, ago)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102138   14.04.2010 23:10 GMT+03 hours      
Quote
Djay :Родной, можно даже и не тратить столько слов на разные философские термины, но признать, что есть Истина (Парабраман, Пустота), которая необсуждаема и не познаваема
ну, можно конечно... просто это имеет не больше смысла, чем назвать это любым другим именем - это всё равно будет просто слово-этикетка, к-я "существует" в голове каждого говорящего "несуществующего" субъекта
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102141   14.04.2010 23:33 GMT+03 hours      
Quote
Ziatz :Я не говорил, что нет. Он есть, но только один.
понятно... а я даже не говорил, что есть хотя бы один
Quote
Ziatz :Это не синонимы. Изначальный ясный свет называется по-тибетски как-то по-другому. Что-то близкое к процитированному Вангьялом 'od gsal, но поручиться не могу, ибо в тибетском не бум-бум.
а, ок... ну, если этот "изначальный ясный свет" - недвойственен, то говорить о существовании какого-либо "субъекта" и "объекта" не имеет никакого смысла...
Quote
Ziatz :Субъект не есть обязательно "личное сознание".
а что тогда?..
Quote
Ziatz :Есть субъективное и есть субъектное.
в-первые об этом слышу...
Quote
Ziatz :К тому же большинство изложений буддийской философии страдают замкнутой логикой. "условное обозначение", "умозрительное...". Кто умом зрит и кто обозначает? Иллюзия?
"двойственный ум"... а в чём проблема?
Quote
Ziatz :Но иллюзию уже определили через это.
you lost me here... в данном случае слово "это" лишь "знак равенства" (скорее всего, так перевели слово "is"), устанавливающий эквивалентность двух понятий: "я" и "условное умозрительное обозначение"... это очень легко проверяется, если "это" вообще убрать из предложения - смысл нисколько не изменится...
Quote
Ziatz :Всякое субъективное — принадлежность исключительно субъекта (а если утверждается, что его нет, то как может быть субъективное).
exactly my point...
Quote
Ziatz :Субъектное, в противовес субъективному — имеющее свойства, характер субъекта.
не совсем понятна разница между "субъектным" и "субъективным", особенно в буддизме, где любой "объект" или "субъект" исчерпывается набором своих свойств, за к-ми не стоит никакой "сущности"... ну, т.е. эти свойства - и есть "сущность"... можешь пояснить?
Quote
Ziatz :Дух человека субъектен, представления человека — субъективны.
"дух" - это свойство чего-то: объекта или субъекта, третьего не дано... (или дано?) ну, т.е. не может существовать "духа" самого-по-себе, иначе это будет свабхавой...
Quote
Ziatz :О субъектном см. своего любимого Соловьёва.
ничего подобного я не встречал ни в одной его книге, к-е прочёл... не мог бы ты по-конкретнее?

Ну, или поясни, если невлом, отличия "субъектного" от "субъективного"... (может быть это какая-то очередная калька с английского "subject"?)

Сейчас подумал, что может быть "субъектное" - это набор свойств, к-е могут быть отнесены только к субъекту, но не к объекту?..

Спасибо.
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Ziatz

Участник


Online status

12242 posts
http://www.theosophy.ru
Location: Russia ??????
Occupation: ??????????
Age: 56

#102143   14.04.2010 23:55 GMT+03 hours      
> (может быть это какая-то очередная калька с английского "subject"?)

Английский язык и на пушечный выстрел нельзя подпускать к философии. Точно так же, как английский не допускает разницы между "русский" и "российский" (всё "Russian"), так же и между субъективный и субъектный.

> Сейчас подумал, что может быть "субъектное" - это набор свойств, к-е могут быть отнесены только к субъекту, но не к объекту?..

Типа того, но скорее это прилагательное, определяющее нечто истинно действующее, в противовес объекту, с которым происходит это действие. Махат, фохат — всё субъектное, и в то же время объективное.
Видения в дэвачане — субъективны, и в то же время они объектны (обладают природой объекта, имеют формы и т.д.).
По-моему на этом примере достаточно должна быть понятна разница между субъектным и субъективным, а также объектным и объективным.
Сейчас не могу вспомнить работу Соловьёва, где об этом читал, т.к. это было больше 10 лет назад.
Wit beyond measure is man's greatest treasure!

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102146   15.04.2010 00:11 GMT+03 hours      
Quote
Ziatz :Типа того, но скорее это прилагательное, определяющее нечто истинно действующее, в противовес объекту, с которым происходит это действие. Махат, фохат — всё субъектное, и в то же время объективное.
ок... в этом смысле (в приложении к тому, о чём мы говорили) "субъектный" - это синоним философского понятия "познающий субъект" (т.е. активный участник акта познания) - в отличие от "познаваемого объекта" (пассивный участник)... так?
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Djay

Участник


Online status

2800 posts

Location: Ukraine
Occupation:
Age:

#102226   15.04.2010 07:40 GMT+03 hours      
Rodnoy
ну, можно конечно... просто это имеет не больше смысла, чем назвать это любым другим именем - это всё равно будет просто слово-этикетка, к-я "существует" в голове каждого говорящего "несуществующего" субъекта
То есть - наворотить больше слов (и мудренее) - это способ избавиться от "этикеток"? Или после каждого добавлять "это условно" - что-то меняет? В общем-то, как на меня, так и ничего. От всяческих рассуждений всяких субъектов (существующих или признающих свое несуществование) ничего не изменится. Но реальная польза от каждого человека на его собственном месте - вполне возможна. Если у вас попросили воды - дайте воды без рассуждений, что это есть такое и пр. и пр.. Ну, это я так думаю.
В таком смысле мне очень нравится притча про двух монахов, которым встретилась девушка на берегу ручья. Она не могла перейти на другую сторону. Один молча взял ее на руки и перенес. И пошел дальше. А другой пол дороги рассуждал и бухтел по поводу "а дозволено ли было монаху касаться особы женскаго полу?". Теоретически не дозволено. А на самом деле... важнее что-то другое, а не теория и рассуждения.

Ziatz

Участник


Online status

12242 posts
http://www.theosophy.ru
Location: Russia ??????
Occupation: ??????????
Age: 56

#102246   15.04.2010 08:57 GMT+03 hours      
> в этом смысле (в приложении к тому, о чём мы говорили) "субъектный" - это синоним философского понятия "познающий субъект" (т.е. активный участник акта познания) - в отличие от "познаваемого объекта" (пассивный участник)... так?

Можно и так сказать, но не только это, а ещё нечто действующее, когда ещё не проявился объект, его причина.
У Блаватской из subjective проявляется objective, но не субъективному идеализму она учила. У неё из субъектного объектное.
Wit beyond measure is man's greatest treasure!

dusik_ie

Участник


Online status

2610 posts

Location: Ukraine Сумская обл.
Occupation: Инженер-конструктор
Age: 58

#102255   15.04.2010 11:20 GMT+03 hours      
Субъект от "Суб-" - стоящий "за", т.е. субъект уже подразумевает двойственность, как правильно сказано, познающий (субъект) и познаваемое (объект). Если и субъект и объект одной природы (в абсолютном выражении), то мы приходит к понятию абсолюта, о котором ничего не может быть сказано, т.к. мыслительный процесс требует как минимум двух категорий
А вообще и Rodnoy и sova - весьма эрудированные и умные субъекты, которые описывают одинаково объекты дискуса, но разными словами, от чего и не согласность получается.

This post was edited by dusik_ie (15.04.2010 11:25 GMT+03 hours, ago)
ie

dusik_ie

Участник


Online status

2610 posts

Location: Ukraine Сумская обл.
Occupation: Инженер-конструктор
Age: 58

#102256   15.04.2010 11:29 GMT+03 hours      
Djay
В таком смысле мне очень нравится притча про двух монахов

Интересная притча - очень показательная. Возьму себе как мудренность. Мерси.
ie

dusik_ie

Участник


Online status

2610 posts

Location: Ukraine Сумская обл.
Occupation: Инженер-конструктор
Age: 58

#102257   15.04.2010 11:37 GMT+03 hours      
Rodnoy
не совсем понятна разница между "субъектным" и "субъективным"

Может так: субъективное - это то, что субъект выражает (субъективное мнение, взгляд, восприятие и пр.) субъектное - то, что принадлежит субъекту, его атрибуты, качественные свойства субъекта, которые и предполагают различность во мнениях (двух субъективных мнениях)
ie

Kigor

Посетитель


Online status

238 posts

Location: Russia
Occupation: ВС РФ
Age:

#102258   15.04.2010 11:55 GMT+03 hours      
Djay
А на самом деле... важнее что-то другое, а не теория и рассуждения.

Притча интересная, только вывод неточный.

Rodnoy
... в моей "реальности" не существует никакого "на самом деле"

Первый монах прошел путь "теории и рассуждений" - пришел к недвойственности. Второй еще только в дороге
Уважать путь, проходимый другим, я должен.
Любое логическое высказывание рассекает Истину не объект, предикат и связку. Так говорил Нагарджуна
Ни одно из логически возможных высказываний не может нести истину как вербальное выражение сущности.(другой вариант)

Stranger

Участник


Online status

271 posts

Location: Russia
Occupation:
Age: 45

#102274   15.04.2010 14:58 GMT+03 hours      
Вот одна из версий притчи про монахов:
Quote
Однажды два монаха, принявшие обет строгой аскезы, подошли к небольшой реке и только собрались перейти ее вброд, как появилась молодая женщина и попросила монахов помочь ей перебраться через реку.

Младший монах был в растерянности, а старший недолго думая подхватил женщину на руки и перенес через реку. Поблагодарив за помощь, женщина удалилась, а монахи отправились дальше.

Придя в себя, младший монах набросился на своего старшего товарища: «Как ты мог? Мы дали строжайший обет даже не приближаться к женщинам, а ты взял ее на руки!.. Прижимал к себе!..». Его негодованию не было предела. Он неустанно бранил и бранил своего спутника, а тот молчал и невозмутимо шел дальше.

Наконец старший монах остановился, с улыбкой посмотрел на своего продолжавшего кипятиться товарища и сказал: «Я нес эту женщину на руках всего пять минут и давно забыл об этом, а ты несешь ее уже два часа!».



Ещё хорошая притча о быстрой лошади:
Quote
Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми:
-- Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?
-- Потому, что бежит в десять раз быстрее.
-- Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...
Торговец задумался -- и сбавил цену.



И вообще есть классное видео:
http://www.youtube.com/watch?v=QxK3jKDKVFo

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102283   15.04.2010 17:17 GMT+03 hours      
Quote
Djay :То есть - наворотить больше слов (и мудренее) - это способ избавиться от "этикеток"?
это совершенно не то, что я имел в виду
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102284   15.04.2010 17:32 GMT+03 hours      
Quote
Ziatz :Можно и так сказать, но не только это, а ещё нечто действующее, когда ещё не проявился объект, его причина.
в таком случае утверждается отдельное и обособленное существование этого "нечта" (что в философии обычно и обозначается словом "субъект")... если есть "нечто", пусть даже в самом абстрактном смысле этого слова, то это ПРЕДПОЛАГАЕТ наличие чего-то, что является по отношению к этому нечту "иным" (т.е. "объектом") - иначе, если это нечто не отличается от своего "иного", то и говорить о существовании этого нечта не имеет смысла...

собственно, я не совсем понимаю, каким образом может существовать "нечто" (субъект) без объекта (своего иного)... можешь пояснить?

Quote
Ziatz :У Блаватской из subjective проявляется objective, но не субъективному идеализму она учила. У неё из субъектного объектное.
твоя интерпретация не вполне убедительна, ибо "субъектное" необходимо принадлежит чему-то - тому самому "нечто" и может быть интерпретирована (в том числе) и в субъективно-идеалистическом смысле...
САРВА МАНГАЛАМ! :)

Djay

Участник


Online status

2800 posts

Location: Ukraine
Occupation:
Age:

#102286   15.04.2010 17:47 GMT+03 hours      
Rodnoy
это совершенно не то, что я имел в виду
Я понимаю. Что вы имели нечто типа - совместить все эти философии в одном флаконе, потому что все равно никто ничего абсолютного не знает? То есть каждый вариант может быть прав, а может и нет. Это вы имели в виду?

Rodnoy

Участник


Online status

784 posts

Location: United States Atlanta, GA
Occupation: программер
Age: 7

#102287   15.04.2010 17:48 GMT+03 hours      
Quote
dusik_ie :Может так: субъективное - это то, что субъект выражает (субъективное мнение, взгляд, восприятие и пр.) субъектное - то, что принадлежит субъекту, его атрибуты, качественные свойства субъекта, которые и предполагают различность во мнениях (двух субъективных мнениях)
я это так и понял... в этом случае любая "субъектность" предполагает существование субъекта...

если же утверждается (исключительно в качестве допущения), что "субъект не существует", то говорить о какой-либо "субъектности" не имеет никакого смысла

плюс ко всему, в подобного рода дискуссиях многие участники часто путают онтологический аспект ("парамартхика") с гносеологическим ("вьявахарика")... соответственно, субъект-объектная дихотомия, любые свойства (гуны, "субъектные" или еще какие-либо) - в рамках адвайта-веданты и буддизма - в онтологическом аспекте не существуют (иллюзорны, пусты)... однако в относительном смысле (в гносеологическом аспекте) свойства, субъекты и объекты кажутся существующими...
САРВА МАНГАЛАМ! :)
Previous page Next page [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [15] > 20 < [21]