в контексте задач теософии и ее пракических методов и инициатив
Author: Алексеев Владимир
Submitted by: Урга   Date: 13.01.2009 14:09
Comments: (13)   Ratings:
Average members rating (out of 10) : Not yet rated   
Votes: 0

Что позволяет превратить практику изобразительного искусства в путь духовного совершенствования? Медитативный характер рисования. У живописи есть огромнейшее преимущество: она перемодулирует ум на образное мышление. Живописец не может строить свою работу на обыденном, вульгарном мыслительном процессе. Он волей неволей созерцает, то есть, изменяет состояние своего сознания. Если этот процесс медитации зайдет достаточно далеко, то картина художника обретет душу, способную так же созерцательно воздействовать на людей, обративших на нее внимание.


Почему же не все художники как один становятся мистиками, если занятия живописью так эффективно переделывают внутренний мир человека и его способности к созерцанию? Препятствующих факторов два. Первый, потому что примесь обыденного мышления всегда остается, ведь художник в процессе рисования все равно размышляет, как бы ему подобрать цвет, смешать краски, правильно нанести мазок и все в таком роде, что отвлекает сознание от самого образа как такового. Второй фактор скрывается в том, что именно рисует художник, каковы побудительные мотивы, живущие в его душе чувствительной. Проще говоря, а какую же эмоцию он переживает в рисовании именно этого сюжета. Увлечен ли он собственной страстью? Или тщеславием? Или коммерческим «чутьем»?
Если первая причина самоустранима в процессе многодневной работы, когда краски, в конце концов, подобраны, линии в достаточной мере продуманны, эскизы набросаны и можно сосредоточенно подступиться собственно к образу и его выражению; то вторая причина является непреодолимым барьером, если творец сам внутренне не станет ею заниматься. В искусстве медитации всегда существует специальный раздел, посвященный устранению препятствий. Так что же следует нам предпринять, чтобы сделать кисть волшебным инструментом, воплощающим сказочную реальность в художественную действительность?
Совершенно не обязательно обращаться к иконописи или религиозной тематике. За основу художественного замысла нужно брать некий идеал или даже абстрактную мысль, наполненную мощным смысловым потенциалом. Однако неплохо было бы брать в качестве сюжета мифологический материал и вообще образы, известные своею мистической направленностью. Примером такой духовно-художественной работы являются известные карты Тарок. Художнику стоило бы взять один из их сюжетов для пробы, если сюжет ему внутренне интересен, и попробовать увидеть ту реальность, которая однажды пришла в душу его собрату по цеху, древнему живописцу.


Как же художнику откроется истинное содержание образа? При сосредоточении на работе с образом наступит момент самозабвения. И тогда образ насытит душу творца и раскроется в своей сути. Художник проникнет в мир реальностей, действующих за кулисами обыденного мира, и наделит свое детище силой передачи впечатления об этом происшествии, случившемся с самим художником. Так произведение получит дар воздействия на публику.


Немаловажный момент такой духовно-художественной работы заключен в ее бескорыстии. Коммерческое должно отсутствовать в побудительных мотивах. Хорошо бы художнику рисовать потому, что он хочет именно рисовать. А еще лучше рисовать, чтобы проникнуть в духовную реальность и сделать духовность доступной и другим людям. Социальный аспект в подобной душевной деятельности так же обязателен, как и всё остальное.
В этом месте отвлечемся именно от художества, чтобы привести в качестве яркого примера другой подобный вид деятельности.


Древние строители храмов были корпорацией, которая всегда хранила и хранит для человечества путь развития духовного человека прямо в земном бытии. В недалеком прошлом они известны нам как тамплиеры. Храмовники могли бы успешно скрывать свое существование и спокойно заниматься в тайне своим развитием, если бы не та самая пресловутая необходимость осуществлять творчество не для самого себя, а для людей. И потому они возводили такие «объекты», которые приносили пользу всем и сохраняли характер бескорыстности их употребления. То есть, они строили храмы. Иначе все их умения не отличались бы ничем от обыкновенного СМУ, возводящего панельки.
История масонства – показательный пример, как должно осуществляться подобное развитие, и что его губит. В то же время надо разглядеть в нем бессмертный идеал, который не раз спасал человечество в прямом смысле этого слова, и еще будет спасать.


Известно, что тамплиеры занимались не только строительством, но и банковской деятельностью. Они осуществляли гарантированную доставку денег по всей Европе и ссужали средствами. Именно это вызвало зависть властьимущих и привело к разгрому тамплиеров. Можно, конечно, помечтать о том, что если бы порядочные, духовно настроенные тамплиеры продолжали контролировать банковскую систему до наших дней, то не было бы и экономического кризиса в наши дни, однако их случай показывает, что деньги не имеют никакого отношения к основанию человеческого общества на духовных принципах самоотдачи.


Догадливый читатель уже наверняка понял, что можно не только рисовать картины и строить храмы для того, чтобы иметь в этом личный и всеобщий (внутренний и внешний)прогресс, опирающийся на истинную реальность духа и воплощающий дух в повседневность. Храмовники называли себя «братством». Это значит, что они действовали сообща. И само братство опиралось не на доброе пожелание быть друзьями и соратниками, а на саму науку строительства, которую нельзя было толковать как кому заблагорассудится. Тем самым, у строителей был незыблемый фактор, объединяющий их мысли и действия. В этом смысле строительство храма является промежуточным способом, расширяющим индивидуальное духотворчество художника до масштабов человечества. Если строители могут образовать подлинное братство в воздвижении культовых мест, то почему творцы самого разного профиля не могут объединиться для строительства города, сообщества и даже всей цивилизации на духовнонаучных основаниях? Созданный ими мир не будет «домом, построенным на песке», наподобие социализма или «американской мечты». Современная Америка, между прочим, стала стихийной попыткой воплотить этот идеал, но духовный фундамент (метод) был утерян. Инициатива была перехвачена теми, кто завладел богатствами тамплиеров. Поэтому возникшее после тамплиеров масонство суть «волки в овечьих шкурах», маскирующие власть денег в благородные одежды древнего храмовничества.


Сегодня, как и в любую переходную эпоху, возникает нужда в группах людей, сознательно начинающих работать в духе братства в практических науках и искусствах, для того чтобы «спасти» цивилизацию, точнее, аккумулировать силы, способные начать новую эпоху. Так было «во времена Ноя, ПОСТРОИВШЕГО ковчег», т.е. так было при переходе от атлантической цивилизации к арийской, когда целый народ посвятил себя сугубо духовному способу жизни и легендарные Риши заложили основы индийской культуры (а фактически – всего арийского цикла). Так же и теперь группы людей, объединенных практикой наук и искусств на духовной основе, станут залогом наступления новой эры, эры Водолея.