Глава из раздела “Миры и человеческие расы” 2-го т. “Внутренней жизни”, 2-я ред., 1912
Author: Ч. Ледбитер
Submitted by: SERGEJ   Date: 21.04.2010 09:41
Comments: (5)   Ratings:
Average members rating (out of 10) : Not yet rated   
Votes: 0
Ч. Ледбитер

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЛНЫ ЖИЗНИ

(из книги “Внутренняя жизнь”)


От переводчика. Диаграмму III можно посмотреть здесь: http://www.anandgholap.net/Man_Whence_How_And_Whither-CWL.htm

Концепция последовательных волн жизни, которые изливаются ЛОГОСОМ, не должна быть трудной, но все же, кажется, бывает, что в уме учащегося в связи с этим возникает некоторое замешательство.

Возможно, это частичное следствие того, что термин "волна жизни" использовался в нашей литературе в трех различных смыслах. Во-первых, он использовался, чтобы обозначить три великих излияния Божественной Жизни, посредством которых наша солнечная система появилась и благодаря которым ее эволюция продолжается. Во-вторых, это было применено к последовательным импульсам, из которых сформировано второе излияние; и преимущественно в этом смысле я буду теперь использовать этот термин. В-третьих, выражение было принято для обозначения переноса жизни в ходе эволюции с одной планеты нашей цепи на другую.

Волна жизни этого третьего типа нисколько не соответствует волне жизни второго типа, но состоит из семи синхронных частей последней, которые рассматривают, как если бы они составляли отдельный объект. Как мы знаем, у нас в настоящее время в проявлении семь царств – человеческое, животное, растительное, минеральное и три элементальных царства, которые предшествуют минеральному.

Мы должны понять, что все они – манифестации одной и той же жизни – единой жизни ЛОГОСА, проявляемой во втором великом излиянии, которое нисходит из Его второго аспекта после того, как была подготовлена первичная материя для его приема действием первого излияния, которое нисходит из третьего аспекта (см. Христианский Символ Веры, стр. 40). Это второе излияние нисходит в виде серии последовательных волн, следующих одна за другой, как морские волны следуют одна за другой. Каждая из этих волн достигла своей данной стадии, пройдя через все более ранние стадии, и в каждой из них она потратила промежуток времени, соответствующий жизни цепи семи миров, иногда называемый манвантарой.

Санскритское слово манвантара буквально означает период между двумя Ману, и таким образом, оно может применяться на различных уровнях. Мы видим в Тайной Доктрине, что у каждой коренной расы есть свой Maну, великий адепт, который берет на себя ответственность за нее и управляет ее формированием и ростом. Но есть также Maну в течение мирового периода, который включает в себя семь коренных рас; и все же снова есть еще больший Maну, который управляет продвижением волны жизни (если использовать этот термин в его третьем смысле) через все семь планет цепи; и так как одну полную поездку через все семь глобусов назвали кругом, о Нем говорят как о Maну круга.

Семь таких кругов составляют один период жизни планетарной цепи – одно воплощение цепи; и в этот огромный период есть Великий, кто председательствует, и к Нему также относится этот титул – Maну. Еще выше есть Тот, кто осуществляет контроль над семью последовательными цепями, которые могут быть расценены как семь воплощений нашей цепи, составляющих одну полную схему эволюции; но о Нем обычно говорят не как о Maну, но как о ЛОГОСЕ семи цепей, или иногда как о Планетарном ЛОГОСЕ. Таким образом, мы имеем здесь упорядоченную иерархию могущественных адептов, простирающуюся до самого Божества.
Очевидно поэтому, термин манвантара может означать различные промежутки времени, соответствуя уровням, на которых он используется; но в нашей теософической литературе он вообще применяется, чтобы указать продолжительность одной цепи – время, которое требуется волне жизни для прохождения семи кругов. Большему периоду семи последовательных воплощений цепи иногда давалось название махаманвантара (что просто означает – большая манвантара).
Следующая таблица* может быть полезной для наших учащихся, как обобщение для системы эволюции:
7 рас-ветвей составляют одну подрасу;
7 подрас составляют одну коренную расу;
7 коренных рас составляют один мировой период;
7 мировых периодов составляют один круг;
7 кругов составляют один период цепи;
7 периодов цепи составляют одну планетарную схему;
10 планетарных схем составляют нашу солнечную систему.
_______
* см. для сравнения “Трактат о Космическом Огне” А.Бейли, стр. 63 – прим. пер.
Вряд ли будет практично для нас в настоящее время, пытаться оценить в годах точную продолжительность этих огромных периодов. В экзотерических индусских книгах определенные числа даны, но мадам Блаватская говорит нам, что нельзя полностью доверять им, поскольку вовлечены другие и эзотерические соображения, которые не принимаются авторами во внимание. У нас нет никакой прямой информации относительно этих пунктов, но есть некоторые причины подозревать, что время кругов не постоянная величина и что некоторые короче, чем другие. Считалось, что предстоящие круги, вероятно, не будут такими продолжительными, как те, через которых мы прошли; но здесь снова у нас нет никакой определенной информации, а все спекуляции кажутся бесполезными.

Во всех этих стадиях всегда в действии семь волн жизни. В каждой из цепей есть человеческое царство, и оно всегда сопровождается его братьями: животным, растительным и минеральным царством. Но каждое из них неуклонно развивается так, чтобы волна жизни, которая одушевляет современный животный мир, достигла в следующей цепи человеческого уровня и предоставила каузальные тела человечеству той цепи. Таким же образом волна жизни, которая одушевляет теперь наше растительное царство, одушевит тогда животный мир, и так далее. Из этого, конечно, следует, что мы были животным царством лунной цепи и растительным царством цепи до нее. Это не совсем точно выражено, потому что мы, как отдельные эго, не существовали тогда; но та волна эссенции, которая в первой цепи одушевляла минеральное царство, во второй цепи – растительное, и в третьей цепи – животное, теперь используется в формировании каузальных тел, которые мы населяем в наши дни.

Каково тогда будущее продвижение этой волны, и как она проявится в следующей цепи? Она не проявится там вообще, поскольку мы должны помнить, что по завершении этой человеческой эволюции перед человеком открываются семь путей дальнейшего развития. Я попытался описать их, в пределах возможного в настоящее время, в заключительной главе Невидимых помощников.

Не буду повторять здесь, что я написал тогда, но могу добавить к этому фрагмент информации, которую я узнал после того. Один из тех путей, который мы должны были тогда оставить пробелом, приводит к тому, что мы назвали назначением в штаб. Каждый генерал имеет кроме профессиональных офицеров, которые занимают различные командные должности под ним, специальную группу офицеров, формирующих его штаб, чьей обязанностью должно быть персональное присутствие у него, чтобы быть готовым в любой момент сделать что-нибудь, чего он может потребовать, или заполнить любую вакансию, которая может появиться. Солнечный Логос также имеет Его штаб – некоторое количество адептов, которые не обслуживают никакую определенную цепь, однако же всегда готовы быть посланными для помощи любому, кому эта помощь потребуется. Присоединиться к этому отряду – одна из семи возможностей, которые открываются перед теми, кто “достиг дальнего берега.”

Когда настанет время для нашей цепи распасться и передать жизнь отсюда в пятую цепь, мы уже будем идти к сверхчеловеческой стадии, по тому или иному из семи путей.
Следовательно, человечество, которое начнется в виде примитивных людей в пятой цепи, не будет нами вообще, но будет волной, следующей за нами – той, что одушевляет наше существующее животное царство.

Таким же образом наша растительная монада эволюционирует на стадию выше, и одушевит животное царство той новой цепи; в то время как волна жизни, которая теперь оживляет минеральное царство, к тому времени повысится до уровня растительного царства. Таким образом, мы видим что из семи волн жизни, которые мы теперь знаем, шесть будут присутствовать в пятой цепи, но каждая поднимется на одну стадию в своем развитии.

Наша существующая волна человеческой жизни, получившая цель – погружение в материю, прошла этот ряд цепей в целом, хотя некоторые из тех, кто был их участником, могут все еще сохранять добровольную связь с ними с целью помощи их эволюции. Но если каждая из наших волн переместилась на стадию, как восполнится место самой последней? Должны ли мы предполагать, что первое элементальное царство больше не будет представлено в новой цепи? Ни в коем случае, поскольку мы находим, что новая волна жизни от ЛОГОСА следует за другими, и таким образом, этот новый приток дополняет до семи.

Точно такой же процесс имел место в каждой цепи по очереди. В каждой из них одна волна жизни достигала своей цели, пройдя через семь этапов к некоторой вполне высокой форме проявления; и каждая из тех, что позади нее, продвигалась на одну стадию, и место самой последней в каждом случае, заполнялось новым притоком жизни от ЛОГОСА.
Каждая из этих волн вступает в каждый период цепи на самом низком уровне царства, которое она одушевляет, и выходит из этого царства в его самой высокой точке. Новый приток жизни от ЛОГОСА входит в первое элементальное царство в каждой цепи, и есть семь таких притоков в нашей схеме, так, чтобы у нас было в целом тринадцать последовательных волн жизни в работе этой схемы из семи цепей, хотя никогда более семи из них не находится в действии одновременно. Все неизменно перемещаются вперед, но всегда сохраняют одинаковую дистанцию между собой, и мы можем взять любую волну в любой точке ее продвижения и проследовать по ней назад или вперед, как мы пожелаем.

Возьмите, например, седьмую из этих волн. Она вступила в первое воплощение цепи как первое элементальное царство; во второй цепи она достигла уровня второго элементального царства, и в лунной цепи она одушевляла третье. В нашей существующей цепи она оживляет наше минеральное царство, в то время как в пятой и шестой цепях она одушевит соответственно растительное и животное царства. В седьмой цепи она достигнет человеческого уровня, и тогда покинет эти семь этапов, как сделали другие человечества. Мы имеем тогда перед собой полную историю этой волны жизни, со времени, когда она вошла в проявление в первом элементальном царстве, до момента,
пока она опять не достигнет божественного уровня в конце ее назначенного развития.

У нас нет перед собой в нашей схеме более полной эволюции, чем эта, для любой другой волны. Если, например, мы проследим назад свою собственную волну жизни, то мы найдем, что она одушевляла животное царство в лунной цепи, растительное царство во второй цепи и минеральное царство в первой цепи. Где тогда она прошла эволюцию трех элементальных царств? Поскольку она должна была, очевидно, продвинуться через те стадии, прежде чем проявиться как минерал. Она прошла через них в какой-то предыдущей схеме цепей – мы не знаем, где или когда. Очевидно, единственным полностью новым импульсом в первой цепи нашей схемы была седьмая волна жизни, а все другие, которые являются частью той первой цепи, уже прошли некоторую часть их эволюции в предшествующих схемах миров. Ее человечество должно было, очевидно, пройти через шесть предшествующих стадий в этом неизвестном прошлом, и оно прибыло сюда только для того, чтобы приобрести последний штрих к его образованию, которое подготовило бы его, чтобы выйти на семь путей, которые откроются перед ним.

Но наши волны жизни простираются вперед, в будущее так же, как и назад, в прошлое. Восьмая волна, например, которая вошла впервые во вторую цепь как новый импульс Божественной Жизни, не имеет времени в нашей схеме эволюции для достижения человеческого уровня. В нашей существующей цепи она одушевляет третье элементальное царство, причиняя нам большие неприятности в форме элементалов желания. В седьмой цепи эта волна одушевит животное царство, и поэтому достигнет человечества в первой цепи какой-то неизвестной схемы глобусов, скрытой в настоящее время во мраке будущего.

Естественно, остающиеся волны от девятой до тринадцатой, также незакончены, так что из всех волн, которые используют нашу схему в качестве театра их эволюции, только одна имеет время закончить все свои стадии – факт, который, если мы сможем понять все, что он за собой влечет, дает нам очень внушительный пример необъятности средств природы,
представление о неограниченных вечностях, через которые ее раскрытие действует с такой великолепной точностью, никогда не ускоряясь и никогда не останавливаясь.

Теперь, когда мы имеем ясность в наших умах об устойчивом продвижении этих волн жизни, мы должны немедленно продолжить изменение нашей концепции введением в нее другого важного фактора. В каждом случае переноса из одного царства в другое всегда есть определенная часть волн жизни, которая не достигает успеха, и поэтому оставляется позади. Возможно, мы поймем это легче, если подумаем о будущем нашего собственного человечества.

Мы знаем, что целью, стоящей перед нами, является достижение того уровня инициирования, которое назвали адептством – положения асекха, “того, кому больше нечему учиться” – в нашей планетарной цепи. Но мы также знаем, что все человечество не преуспеет в движении к этой высокой цели, но лишь определенная часть его. Нам говорят, что в середине следующего круга произойдет разделение между теми душами, которые будут достаточно сильны, чтобы перейти к более высоким стадиям эволюции, и теми, кто не достигнет этого.

Это разделение послужило прототипом многих легенд о "страшном суде", который будет решать будущую судьбу душ в течение этого эона. Больное воображение средневекового монаха, всегда ища возможности ввести в гротескной манере преувеличенные ужасы в его символ веры, чтобы посильнее напугать неосведомленное крестьянство и этим добиться более обильных пожертвований для поддержки Церкви-матери, исказило в “вечное проклятие” совершенно простую идею эонической приостановки.

Те, кто останутся позади в том периоде, иногда описываются как “неудачи пятого круга”, хотя, возможно, даже это – слишком резкий термин. Конечно, среди них будут те, кто б'ольшим усилием, возможно, квалифицировал бы себя, чтобы пройти вперед, и о них справедливо говорят, как о неудачах; но большинство будет оставлено позади просто потому, что они слишком молоды, чтобы продвигаться, и таким образом, недостаточно готовы для более трудной работы.

В этом случае объяснение может быть дано весьма просто. Низшие классы монад только начали постепенный переход из животного царства в человеческое во время более ранней половины существующего периода нашей цепи. Некоторые из них, следовательно, все еще на ранней стадии человеческой эволюции и поэтому, вряд ли осилят задачи, которые появятся перед ними. Нам дали понять, что даже для самого примитивного дикаря возможно достигнуть перед серединой пятого круга уровня, необходимого для дальнейшей эволюции, но чтобы сделать это, он всегда должен быть в состоянии использовать в своих интересах любую возможность, как только она предлагается ему, и количество тех, кто сделает это, будет бесконечно малым. Вычислено, что пропорция тех, кто будет подготовлен к продолжению, составит приблизительно три пятых от общего числа населения Земли (подразумевается не просто физическое население, но общее количество эго, составляющее человеческую волну жизни, эволюционирующую в этой цепи), в то время как две пятых населения останутся позади.

Внешние условия мира того времени будут специально приспособлены к быстрому прогрессированию передовых эго и поэтому будут совершенно неподходящими для существ намного более низкой стадии эволюции, которым для развития необходимы низкие вибрации сильной страсти и грубых чувств, уже не доступные тогда для инертного и полусформированного астрального тела дикаря. Мы можем легко вообразить множество путей, по которым эта непригодность показала бы себя. В мире высокого интеллектуального и духовного развития, где война и истребление животных уже будут в прошлом, существование рас дикарей, исполненных недисциплинированных страстей и желания поконфликтовать, очевидно, дало бы много серьезных трудностей и осложнений; и хотя это, без сомнения, означает, что могли бы быть разработаны для них репрессии, эти репрессии изолировали бы их от необходимых действий для их ранней стадии эволюции. Поэтому очевидно, самой доброй и лучшей вещью, которую можно сделать с теми, кто является таким образом отставшими, будет просто удалить их из этой эволюции, и позволить им готовиться к размещению в новом учебном классе – в следующей планетарной цепи. Такие существа в любом случае не будут страдать; у них просто будет очень длительный период отдыха в небесной жизн, а поскольку они могут быть способными к пониманию и при том, что их сознание во время этого периода, вероятно, будет частично пробуждено, будет иметь место определенный внутренний прогресс.

Из того состояния они спустятся в более ранние стадии эволюции следующей цепи и будут там среди лидеров примитивного человечества. В любом случае, мы не должны думать о них, как о задержанных, но просто, как о назначенных на позицию, к которой они, действительно, принадлежат, и где их прогресс будет наиболее легким и бесспорным.
Именно этот класс мадам Блаватская имела в виду, когда она говорила об обширном количестве “потерянных душ”; хотя термин “потерянные души”, когда используется в этой связи, иногда вводит в заблуждение учащихся, которые еще полностью не уяснили красоту и определенность эволюционной схемы.

Мы можем думать тогда о каждой волне жизни, проходящей через цепь, как о разделяющейся на небольшие волны. Рассмотрите, что будет успехом, сделанным нашей собственной волной жизни. Вообще говоря, он представлен животным царством Луны, хотя неудачи лунного человечества, естественно, присоединились к нему, и, как можно ожидать, будут среди его лидеров.

Вся волна, которая одушевляла то лунное животное царство, должна была теоретически войти в человечество во время начала этой цепи, если к концу седьмого круга достигла цели, назначенной для этого.

Мы, нынешние люди этой цепи, должны все достигнуть адептства и выйти из этой схемы эволюции в целом одним из семи путей, которые открываются перед адептом, в то время как то, что является теперь нашим животным царством, должно к концу этой цепи достигнуть индивидуализации и быть готовым представлять человечество следующей цепи, пятой из схемы.

Мы знаем, однако, что две пятых нашего человечества выпадут в середине пятого круга, потому что они, очевидно, очень отстали от других, так что, даже прибегая к самым большим усилиям, не достигнут цели в период этой цепи. Эти две пятых войдут в следующую цепь наряду с членами нашего существующего животного царства, и поэтому составят часть того, будущего, человечества.

Одной из главных причин, почему разделение между более передовыми и менее передовыми должно быть сделано в середине пятого круга, является то, что более поздние расы будут находиться в намного более близкой связи с адептами и великими дэвами, чем мы теперь. Поэтому для них будет необходимо всегда находиться в состоянии способности к впечатлению, в готовности получить излияние эманаций и ответить на них. Это в свою очередь требует, чтобы они жили мирной и созерцательной жизнью, из чего вытекает необходимость удаления людей примитивных рас, чтобы у них не было возможности нападения и убийства человека, пребывающего в состоянии созерцательности. Более эффективные вибрации того времени не пробудили бы высокий характер у дикарей, но только бы стимулировали и усилили их низменные страсти, таким образом, они ничего не получили бы, находясь на Земле в тот период, в то время как они сделали бы невозможным прогресс более развитых людей. Но другие три пятых нашего существующего человечества, достигшие успеха, поскольку они не выбывают после "судного дня" в пятом круге, все же не все преуспеют в смысле достижения уровня асекха. Считается, что приблизительно одна пятая целого числа (то есть, одна треть из тех, кто не выбыл) полностью достигнет; но это означает, что две трети успешных будут в конце нашей цепи миров все еще иметь дальнейшую работу, прежде чем они достигнут уровня, предназначенного для них. Они также должны будут войти в следующую цепь, хотя и не будут нуждаться в более ранних стадиях ее развития: таким образом, они, вероятно, появятся примерно в ее средней точке так же, как более высокие классы монад, прибывших с Луны, вошли в нашу существующую эволюцию в ее средней точке. Вопрос, однако, усложнится для них тем фактом, что так же, как в этой цепи поставленная перед нами цель по ее уровню выше, чем аналогичная цель в лунной цепи, так же уровень успеха, ожидаемого в пятой цепи, будет выше, чем в нашей. В связи c этим, однако, у нас в настоящий момент нет никакого беспокойства.

Фактическое распределение в конце нашей планетарной цепи, вероятно, будет четко представлено в виде нескольких классов следующим образом; хотя, очевидно, каждый из них мог бы далее также быть подразделен:

1. Те, которые, разумно изучив эволюцию и выбрав более короткий и более крутой Путь к цели, уже достигли адептства в предыдущих кругах.

2. Те, кто достигнет уровня асекха в седьмом круге. Они – самый высокий класс людей, которые двигались вместе с обычным потоком эволюции – авангард тех, кто следовал обычным путем. Они могут быть соотнесены с теми, кто перешел в нашу цепь из первого класса лунных людей.

3. Те, кто упустит это прекрасное достижение, но преуспеет в том, чтобы достигнуть уровня архата в седьмом круге. Они соответствуют в нашей цепи второму классу лунных людей, и будут нуждаться в очень немногих рождениях в следующем воплощении цепи, прежде чем также получат уровень освобождения.

4. Те, кто, хотя и пройдут испытание в середине пятого круга, все же не преуспеют в том, чтобы подняться выше трех самых низких уровней Пути. Они, возможно, соотносятся в нашей цепи с лунным животным человеком, который только что сумел отделиться от животного царства, и следовательно, прошел большую подготовку, чтобы должным образом войти в новую цепь.

5. Те, кто, преуспев в достижении уровня человека в нашей земной цепи, все же окажется неспособным достаточно продвинуться, чтобы оправдать свое пребывание в этой цепи после середины пятого круга. Без сомнения, среди них будет несколько подразделений или классов.

6. Те, кто окажется не в состоянии получить уровень человека. Это монады самого низкого уровня, только что достигшие животного царства на Луне, и столь медленно продвигавшиеся в земной цепи, что не успеют индивидуализироваться.

Эти неудачи в достижении предназначенного уровня мы находим не только для человека. Та же самая вещь, видимо, случается на всем протяжении эволюции в каждом царстве. В то время как большинство каждой волны монад выполняет свое предназначение, в каждой есть меньшинство запаздывающих и гораздо меньшее меньшинство тех, кто намного всех опережает. Например, так же, как несколько человек могут намного опередить своих товарищей и достигнуть адептства, таким же образом несколько животных могут оторваться от своих групповых душ и стать индивидуализированными, хотя основная часть жизненной волны животных достигнет индивидуализации только к концу седьмого круга, чтобы сформировать человечество пятой цепи. Люди, которые приближаются к адептству, всегда находятся в тесном контакте с настоящими адептами как Их ученики; животные, которые приближаются к уровню человека, обычно находятся в тесном контакте с существующим человечеством как домашние животные, специально развитые в привязанности и интеллекте.

В более ранние дни теософического обучения мы предполагали, что если даже животное с особенно быстрым развитием сможет индивидуализироваться здесь и сейчас, оно должно было бы все же ждать следующей цепи, прежде чем могло бы получить человеческое тело. Более поздние исследования, однако, показали нам, что исключения из этого правила на данном этапе все еще возможны, и животные, которым достаточно повезло в достижении индивидуализации во время существующего мирового периода могут быть снабжены примитивными человеческими телами в начале занятия нашей волной жизни следующей планеты существующей цепи. Очевидно, что количество животных, подготовленных к использованию этого в своих интересах (насколько мы можем видеть, это, вероятно, их последняя возможность входа в человеческую жизнь этой цепи), должно быть очень незначительным; но тем не менее это – возможность, которую мы должны принимать во внимание, если хотим правильно понимать течение эволюции.

Я знаю случай, когда некоторые специальные особенности сделали возможным еще более раннее воплощение – случай c животным, которое демонстрировало в земной жизни не только большой интеллект, но также и необычайно сильную преданность его другу-человеку, преданность, которая продолжилась в астральной жизни, конечно, и была там еще более сильной, чем когда-либо. Сила некоторых мыслей животного была такова, что при жизни оно часто во время сна путешествовало на большие расстояния в астральном теле, чтобы встретиться со своим хозяином в его поездках. В этом случае был сделан определенный прогресс в астральной жизни после смерти, и результат наших усилий был намного б'ольшим, чем мы предполагали, поскольку астральная жизнь дала нам лучшую возможность, чем это было на физическом плане, чтобы точно узнать очередность мыслей животного. Их было немного, и они были недалекими и любопытно ограниченными; но все же они простирались намного дальше в их чередовании, чем можно было бы предположить.

Определенная новая очередность мыслей, открытая в астральной жизни, и происходящее развитие были чрезвычайно интересны. Почти немедленное воплощение в этом мире представлялось вполне возможным, но были некоторые любопытные комбинации, которые затрудняли его осуществление. Животное могло разными способами воплотиться в примитивного дикаря, однако воплощение было возможно только в случае немедленных близких отношений с его хозяином, к которому его привязанность была настолько сильной, что ему было бы нельзя существовать отдельно. Это вызвало серьезные трудности, но тем не менее они, возможно, так или иначе были бы преодолены, если бы не тот факт, что было невозможно гарантировать пол дикаря!

По-видимому, среди животных, которые достигнут успеха, также будут различные классы, соотнесенные в основной линии этой эволюции с различными классами монад в лунной эволюции; и часть животной сущности, в настоящее время одушевляющая самые низкие формы жизни, конечно, будет не в состоянии достигнуть человеческого уровня в этой цепи, и поэтому будет соответствовать в животном царстве нашим “неудачам пятого круга.” Относительно того, исчезнут ли эти формы с Земли в том же самом периоде в пятом круге, у нас нет никакой прямой информации, но аналогия, видимо, потребовала бы, чтобы это было так. То же самое разделение на классы, согласно мере достигнутого успеха, наблюдалось во всех более низких царствах, так что, в действительности, каждая волна жизни должна символически представляться, как постоянно дробящаяся в рябь или в набор небольших волн, некоторые из которых присоединяются, когда это нужно, к предыдущим или к следующим волнам, хотя большинство устойчиво движется по их назначенному курсу.

У семи волн жизни, которые одушевляют наши семь царств, всегда есть для их основного поля действия планета, на которую в настоящий момент направлено внимание ЛОГОСА;
но определенная небольшая часть их действия всегда проявляется также в других мирах цепи. Таким образом, хотя внимание Планетарного ЛОГОСА теперь зафиксировано на нашей Земле, все же есть представители всех царств, одновременно существующие на каждом из шести других глобусов нашей цепи. Они часто описываются как семя, из которого будут развиваться формы, когда волна жизни достигнет планеты – то есть, когда специальное внимание Планетарного ЛОГОСА обратится на нее еще раз.

Эти формы остались на соответствующих планетах со времени их первоначального заполнения лунными животными людьми в первом круге, и таким образом решается проблема их повторного создания для каждого глобуса в каждом круге. Жизнь, одушевляющая эти формы во время относительной обскурации их планет, все еще является частью большой волны и поэтому все еще движется вперед. Помимо обеспечения семени для наступающей волны, это используется как средство для более быстрого развития определенных классов монад.

Именно специальное воздействие, примененное для монады второго класса, помогает ей догнать первый класс и стать одним из его членов. При определенных состояниях сильного желания прогресса, если она, как выясняется, стремится с исключительной энергией улучшить себя, она может быть отделена от больших масс ее коллег на этой планете и направлена “администрацией” в то, что называют “внутренним кругом”, и может получить свое следующее воплощение среди ограниченного населения Меркурия. В этом случае она потратит там примерно столько же времени, сколько она в ином случае затратила бы на воплощения в одной коренной расе, и затем перейдет на астральную планету F. После похожего пребывания там она будет перемещена последовательно на планеты G, A и B и затем на Марс и на Землю.

В каждой из этих сфер она пробудет период времени, равный нормальному периоду коренной расы, волна жизни оставит Землю перед ее возвращением, но она настигнет ее на Меркурии и присоединится тогда к рангу монад первого класса и будет участвовать в завершении их эволюции и в приобретении их различных возможностей более быстрого развития. Существа, проходящие эту специальную линию эволюции, формируют в настоящее время основную массу небольшого населения Меркурия и Марса. На последней планете есть также определенный остаток примитивного человечества, который был неготов к переходу, когда волна жизни ушла на Землю – раса, уровень развития которой ниже, чем любой, известной нам в настоящее время. Она, вероятно, прекратит свое существование, прежде чем мы достигнем Марса в пятом круге, потому что, кажется, нет никаких других эго, нуждающихся в проявлении на том уровне в настоящий момент.

Таким же образом мы находим, что все царства представлены на астральном и ментальном глобусах. Не так-то легко нам уяснить нашим физическим сознанием, чт'о может быть состоянием жизни более низких царств на этих более высоких планах; идея эволюции минерала на ментальном плане, например, не предлагает ничего, что мог бы постичь обычный ум. Мы, возможно, могли бы легче прийти к пониманию этого, вспомнив, что у минералов должны быть свои астральные и ментальные копии, и что специальные типы материи, формирущие их, находятся также на соответствующих планах проявления минеральной монады, и мы можем предположить, что через такие проявления монада эволюционирует во время ее существования на этих очень высоких уровнях.

Групповая душа всегда содержит в себе скрытые возможности, связанные с более высокими планами, через которые она спустилась, и может случиться так, что на тех стадиях эволюции эти потенциальные возможности развиваются некоторым методом, весьма отличным от известных нам. Без раскрытия психических способностей мы не можем ожидать детального понимания скрытого роста в этих высоких сферах более совершенной материи. Важный момент – мы должны понять, что хотя большая волна жизни занимает только один глобус нашей цепи в отведенный срок, остающиеся планеты ни в коем случае не бездействуют, и полезное продвижение происходит все время в каждой части нашей цепи.

Я попытался сделать данное описание последовательных волн жизни как можно более ясным; но так как оно может все-таки вызвать некоторые затруднения у читателя, непривычного к этой системе космогонии, я прилагаю небольшую диаграмму (диаг. III), которая, по-моему, может оказаться полезной. Вертикальные колонки означают последовательные воплощения цепи; горизонтальные деления представляют различные царства природы; диагональные линии – последовательные волны эволюции, которые исходят от ЛОГОСА. Римские цифры, написанные около стрелок, относятся только к стрелкам, а не к прямоугольникам, на которые те иногда направлены. Можно заметить, что есть тринадцать диагоналей. Их длина изменяется, но это только потому, что мы расцениваем их исключительно с точки зрения нашей собственной схемы эволюции.

В рамках схемы I-я волна пересекает только одно царство – человеческое. Это вовсе не означает, что данная волна не прошла через шесть предыдущих стадий; но означает только, что те шесть стадий были пройдены в какой-то другой схеме. Нечто похожее отражено в противоположном углу диаграммы. XIII-я волна пересекает только одно царство – первое элементальное – и неизбежно должна будет пройти через все другие царства, но не в этой схеме эволюции, потому что здесь она заканчивается.

Если мы берем колонку, представляющую любую цепь – позвольте нам взять четвертую, которой обозначена наша существующая стадия развития – мы сразу же найдем, что через нее проходят семь волн, показывая семь царств, существующих сейчас вокруг нас. Мы можем следовать за любой из этих волн или назад, или вперед, и так можно проследить любое из наших царств или в прошлом, или в будущем. Мы должны отметить, что волны с I-й по VI-ю прибывают к нам из какой-то другой схемы эволюции, в то время как волны с VII-й по XIII-ю являются новыми излияниями ЛОГОСА.

Перевод S.Z.