Сообщения с форума, посвящённому разоблачению "Нового Акрополя". Автор подписался псевдонимом.
Author: Jeff
Submitted by: Ziatz   Date: 08.08.2006 14:34
Comments: (4)   Ratings:
Адьяр: Путевые заметки


1.
Это было ровно 5,5 лет назад, поэтому впечатления несколько утратили первозданную свежесть и яркость, перешли из области образов в область выводов, что ли.
В любом случае, в письменном виде формулируется впервые.
Были мы там втроём, с супругой и встреченным в Индии нашим земляком, который искал там духовности у Саи Бабы и попросился в нашу компанию из соображений всё тех же духовного поиска и собирательства.
Мы прибыли в Ченнаи, так теперь называется тамильская столица Мадрас, ранним утренним поездом из Бангалора, и в пригородном Адьяре были за пару часов до открытия ТО. Время ожидания мы решили провести на океанском пляже — том самом, на котором ЧУЛ обнаружил мальчика Кришнамурти. Пляж был почти пустынным, по нему бродили только собиратели ракушек, коих там великое множество. Несмотря на раннее утро, солнце палило зверски. Вообще восточное побережье Декана предельно тяжёлое в плане климата для нашего человека — к делийской духовке там добавляется турецкая баня влажности, воздух похож на нагретое масло, дышать решительно нечем. (Лучшее место — это Махараштра, западное побережье, там и весна (самое пекло) чуть мягче, и влажность не такая.)
Вскоре нас окружила толпа рыбаков из ближайшей деревни с предложениями прокатиться на моторной лодке (вместе с ракушками и рыбной ловлей — важнейший источник заработка для неимоверно бедных тамилов). Получив добро, одна из групп рыбаков кинулась тащить на берег длинную и обшарпанную, но, как выяснилось, надёжную моторную лодку с древним мотором. Эти люди неописуемо тощи и черны — и при этом очень жилисты, выносливы и сильны физически, не говоря уже о доброте нрава и жизнелюбии. Воистину, "на лицо ужасные, добрые внутри". С огромной скоростью лодка скакала по зеленоватым волнам океана, почти черпая бортами воду и обдавая нас — виртуозы и лихачи индусы что на лодке, что на рикше. Мы втроём сидели в середине лодки, а полдюжины тамилов, сновали взад-вперёд с ловкостью и подвижностью обезьян, с удовольствием фотографируясь, сияя довольными иссиня-чёрными рожицами, сверкая белками быстрых глаз и без устали тататоря на своём дравидском наречии характерное "гумулукуримапунамапамума". Потом, когда лодка остановилась над глубиной, они почти все попрыгали в воду, и наш спутник присоединился к ним. Высадившись, мы снова оказались в толпе индусов и наделали кучу снимков, а они оставили свои адреса с просьбой выслать им фотки. Так мы узнали, что прилежащая рыбацкая деревенька называется Безантовка, а хозяин лодки живёт на Олкот-стрит...
Поразительно душевные, дружелюбные и внешне незаметно, как-то внутренне очень религиозные люди, — несмотря на нечеловеческую, не поддающуюся описанию бедность и тяжёлый труд целыми днями ради считанных рупий. В их условиях наш человек опустился бы сразу и на дно, их бедность и нагрузка не снилась нашим "малообеспеченным" — вот где не кожей, а самой кровью ощущается претворённое в силу и мудрость повседневной жизни то, что мы зовём "религией".
Первой встречей у ворот штаб-квартиры ТО был крутой лимузин, в котором прибыла на работу Радха Бурнье. Это со слов, я за тонированными стёклами ничего толком не разглядел.
Ну и отправились мы в глубину обширной усадьбы, которая в наше время вышла к океану, обошли достопримечательности, среди которых — маленькие храмы основных религий, могила Олкота, древний баньян, как-то (уже не помню, к стыду) связанный с ЕПБ. Побывали в знаменитой Библиотеке, и нашим гидом по усадьбе был один из её сотрудников, пожилой индус.
Удивительная атмосфера сонности царит в усадьбе. Ощущение, что находишься в пансионате. Воздух и время застыли там и как будто законсервировались.
Что поразило — удивительная бедность индийских сотрудников ТО. Они по-детски непосредственно радуются любой, даже самой мизерной сумме, которую им даёшь, и преданно смотрят в глаза в её ожидании. Мы расспросили об этом — действительно, они прозябают на нищенских ставках, похоже, сформированных в расчёте именно на чаевые. Европеоидное сплошь руководство живёт значительно вольготнее, очень ощущается какая-то странная расслоенность по вот такому примитивному признаку — очень неприятно, тем более что индусы совершенно очевидно много работают и очень благоговейно относятся к ЕПБ, очень душевны, гостеприимны и дружелюбны не только в расчёте на чаевые, но и из какого-то врождённого пиетета к тому, что связано с высоким, скажем так. Было ощущение, что вот они уже живут в этом теософомифическом "братстве людей", а белая элита проживает какой-то свой интерес, при этом относясь к чёрным свысока, несколько снисходительно, как к бестолковым ученикам, которые должны быть благодарны за удостоенность чести здесь служить.
Дедуська и бабуська, руководители Библиотеки, были очень расположены, с удовольствием всё показывали и рассказывали. На вопрос о прижизненном издании ТД ответили утвердительно и достали единственный оставшийся из 500 экземпляров оранжевый двухтомник. Мы заказали фотокопию и — вот сюрприз! — через пару месяцев получили в Москве по почте коробку с ксерой.
В Бибилиотеке и происходят общественные мероприятия — читаются лекции, проводятся семинары etc, мы изучили висящий на стенде, как в клубе элитной богадельни, план мероприятий. Похоже, масштаб их довольно скромный, а контингент в основном околопенсионный.
Там же мы познакомились со списком официальных праздников Адьяра. Там были День Белого Лотоса 8 мая, что-то индусское — всего с полдюжины, уже не помню, поразило, что среди них день рождения Безант, но нет ЕПБ.*1
Пишущий эти строки в определённом смысле теософический ортодокс, поэтому был бы склонен отнести культ АБ не столько к её доброте (вряд ли она в этом смысле превосходила ЕСМ,*2 её коллегу по харизматичности, обаятельности и лидерским повадкам), сколько к экстериоризации ею теософии и теософической деятельности, к очень большому внешнему резонансу её личности, её значительной внешней активности и известности. Индусы заслуженно чтут её за социальный вклад, который действительно хорош. Совсем не та адекватность в эзотерических амбициях.
Наиболее показательной была беседа с одним из руководителей PR — пожилая, но темпераментная испанка по фамилии, кажется, Гарго (пишу на работе по памяти, а визитку надо искать где-то дома).
Для неё было в некотором смысле неожиданностью, что гости из России так интересуются собственно ЕПБ, её памятными местами etc, а не теософией как таковой. Оказалось, что известная комната ЕПБ, которую мы так рассчитывали посмотреть, думая, что там музей-квартира, теперь заперта, и туда пускают только руководство, а даже членов ТО по личному разрешению РБ. Была интересная фраза об этой комнате, что вот, типа, ЕПБ туда поднимали на кресле на верёвках, потому что она сама не могла, была весьма fat.*3 Слова edema или dropsy были бы здесь уместнее, наверное, и именно сказанное весьма чётко обозначило отношение администрации к Основательнице. Упоминание её сопровождалось некоторым лёгким, что ли, раздражением, как какой-то компрометирующей помехи, которой лучше бы вообще не вспоминать, головной боли, которой лучше бы не было совсем.
Ну а при упоминании о знакомстве с Дмитрием Поповым знойная бабушка даже вскочила с места и, решительно жестикулируя, заявила со всей официальностью, что к последнему ТО не имеет ре-ши-тель-но ни-ка-ко-го отношения, типа он официально не назначен и линию партии не проводит... Для открытия ТО в стране необходимо иметь не менее 7 лож с числом членов не менее 7 в каждой etc...
Я всегда уважал Дм.Ник. как интеллигентного человека и неплохого теософа-просветителя (невзирая на все наезды, почва для которых от меня далека),*4 но после такого порицания я заценил его ещё и как вольнодумца и свободомысла, презревшего оковы бюрократической системы и делающего свой теософпросвет не сужаясь до её рамок :-)
В противовес еретику ДНП нам было предложено связаться с официально уполномоченной по РФ группой, семьёй из Магнитогорска. Через них можно начать получать правильное теософическое обучение etc. Только этого нам и не хватало... Спасибо, конечно...
Говорили мы ещё долго, она вела себя вполне располагающе, но ощущение партийности и догматичности было очень сильно. Тем более это контрастировало с тем, что мы видели из общения с низшим звеном — индусами.
Наиболее ярко последнее проявилось во второй половине дня.

2.
Прочёл написанное и отдал себе отчёт, что доношу, увы,, далеко не всё, многое теряю, что-то утратило важные штрихи, а что-то и почти растворилось в памяти, не будучи востребовано.
Так что если буду вспоминать что-то существенное упущенное, буду в дальнейшем дополнять. Ну так вот.
___________________________


На обратном пути мы посетили самое главное — собственно основное здание, то, что на известных картинках и рисунках Джаджа. Оно, конечно, значительно изменилось с тех пор, что-то достроилось-перестроилось, но характерная арка осталась.
Зашли мы во внутреннюю залу, обставленную как храм — в ней как бы алтари основных религий. Кстати, милая моему взгляду свастика (помимо того, что она как один из важнейших символов из арийского наследия в Индии на каждом шагу и на каждых вторых воротах) является официальной эмблемой джайнизма (правда, с добавленными точками).
Навестили там уродливый, как будто сделанный детьми на занятиях по лепке, главный памятник ЕПБ — скульптуру, где она сидит, а Олкот стоит возле. Удивительно, насколько без любви сделана, как будто для галочки перед какой-то комиссией, пропорции самые гидроцефалические. Напомнила почему-то орисского Джаганнатха. По крайней мере вблизи на удивление малоэстетично и топорно.
Но это не помешало поприветствовать Основательницу, а поскольку Индия не задолбана политкорректностью, можно было это сделать в лучших традициях CS,*5 преклонив колено и от чистого сердца — благо было кого.
Посетителей в зале не было, только трудились старичок-смотритель и два его молодых помощника. Раз трудились, значит понятно — индусы. Они с готовностью отвечали на наши вопросы и с удовольствием — в первую очередь старичок, который многое повидал за как минимум 80 лет — рассказали о реликвиях, связанных с ЕПБ, о жизни здесь etc. Его опыт и знания за годы пребывания здесь, похоже, не были востребованы, и он делился ими даже с каким-то удивлением и благодарностью неожиданным и в свою очередь благодарным слушателям.
Помню, что был опять удивлён равнодушием к ЕПБ руководства и подвижничеством рядовых индусов-служителей.
Как я уже говорил, заветная комната на втором этаже была закрыта, нас смогли только подвести к двери.
В целом здание в очень запущенном состоянии, и только трое индусов, чистя и что-то подправляя, удерживают его от полного запустения и обветшания.
Очень конкретно, однозначно, бесповоротно, грустно ощущается там отсутствие какого бы то ни было надчеловеческого влияния, какого бы то ни было живого духовного протекания. Наиболее точное сравнение — законсервированность. Она схватывает и увековечивает остатки формы, но живительная энергия духовной востребованности, включённости, задействованности утекла без остатка, наверное, ещё в XIX веке из этого заповедника.
Собственно, такая омертвелость в некотором смысле ожидалась и не было уж совсем новостью, хотя реальность оказалась более грустной, чем представлялось. Что действительно удивило и было неожиданно — так это отношение к ЕПБ, но об этом я уже нанылся достаточно.
У самых ворот, доступный как извне, так и снаружи, находился последний пункт нашего путешествия — книжный магазин, весьма обширный и цивильный. Выбор довольно широкий, к чести адьярцев надо заметить, что литература джаджистской ориентации хоть и скудно, но присутствует. Очаровательная Гаури, директор магазина, очень приветливо и охотно нам всё показывала и отвечала на вопросы. Многое я нашёл там, что искал, а вот про Лейтон-Клетер она почему-то не знала (с трудом верится), пришлось рассказать и написать библиографию. Также с большим интересом, когда зашёл разговор, слушала и расспрашивала о "Храме Человечества", егокнигах и продолжении ТД. Как обычно — со стороны индусов широкий интерес, незашоренность, никакого догматизма. Из магазина мы вышли с целым ящиком книг и большими фотографиями ЕПБ (с ними проблема, мы взяли последние и нам даже сняли с витрин — та же история).
Мы вышли со смешанным чувством — с одной стороны очень благоприятные впечатления от теософов-индусов, смиренных трудяг и преданных последователей (хоть и не сказать совсем уж бессеребренников ;-)), с другой скука от до боли знакомого всем нашим неживого официоза, какой-то райкомовости. Отрадно душе было побывать в ЕПБшных местах, овеянных благом былых присутствий, но грустно было видеть запустение бытовое и нынешнюю оставленность духовную, очень там ощутимую.
Но что-то ещё напомнила адьярская атмосфера, некое дежавю болезненно заныло внутри и сжало сознание какой-то безысходностью, вновь почувствованной.
Тоской от наблюдения того, что ещё вроде как вовсю живёт, но уже безвозвратно покинуто не нашедшим пристанища самим поводом к его существованию.
И этой непреодолимой какой-то внутренней разделённостью людей на верхних и нижних — но в перевёрнутом положении, с духовными превосходством и здоровьем нижних и очень человеческой закупоренностью верхних.

3.
Вот что ещё отметилось в Индии.
Поразительная неагрессивность индусов (а мы имели дело только с ними, один раз наш сосед по подбангалорью, молодой брамин-каннадига, работающий авторикшей, показывая город, привёз в гости к своим друзьям мусульманам, торговцам коврами и кожаными изделиями — тоже интересные, очень активные социально люди). В воздухе совершенно нет напряжения, какого-то столкновения интересов — как психологически, так и физически. Характерная иллюстрация — поездка на рикше по многолюдным городским улицам. Скорость приличная, вокруг толпы прохожих, здесь же лежат собаки и нищие, здесь же возятся дети, здесь же ходят торговцы со своими лотками на животе, здесь же как муравьи грузчики тащат необъятные тюки и толкают тачки — всё это кишит разнонаправленно с огромной активностью, и здесь же едут велосипеды, мотоциклы, грузовики, автобусы, архаические амбассадоры как будто из-под Штирлица, и мы несёмся, прорезая как килем лодки всю эту гущу. Все как будто проходят друг сквозь друга, не сталкиваясь, не наступая, не мешая, иногда немного выгнув спину, чтобы пропустить автобус.
О нищете я уже говорил, она немыслимая для нас масштабами, незнакомая нам проявлениями. Наш нищий — обязательно пьяный, опустившийся, бомж, мы не можем переносить полную нищету, не прячась от неё сознанием или не разрушая сознание чтобы нечем было осознавать её; мы не можем работать почти задаром ради выживания, нам надо много или ничего. Там тоже много опустившихся, но очень много и просто нищих, у которых ничего нет, кроме циновки для сна и набедренной повязки, и которые проводят дни в поисках хоть какого-то заработка для себя и многочисленных детей.
Не могу сказать, что их смирению поучиться бы нашим — просто это заведомо бесполезно, ничего не выйдет.
Вообще выпивание в любом количестве там не принято. Пьют там только низшие касты, христиане, мусульмане и вестернизированные индийцы, оторванные от корней и не интересующиеся ими.
То же и с вегетарианством. Хотя трудно представить себе, что в том климате можно нуждаться в мясе. Пишущий эти строки, закоренелый приверженец чисто арийского образа питания (в смысле мясо, мясо и ещё немножко мяса), за месяц пребывания не испытал потребности в нём. Воздух сам как будто питает, потребность в еде минимальная, как будто только для того, чтобы дать организму энергию для переваривания самой этой пищи — ну и борьбы с жарой.
На один бакс, примерно 50 рупий тогда, можно прожить день, еда (немыслимое разнообразие овощефруктов) очень дешёвая. Вся приготовленная еда безумно острая, грузины отдыхают, но благоприятная для организма.
Кругом пьют сок из тростника, который выжимают прямо на улицах примитивным станком из двух огромных шестерёнок. Туда добавляется лимон и имбирь, и получается нечто замечательное.
Воздух пропитан дымом и благовониями почти везде.
Обычный индус хитёр, лукав, добр, дружелюбен, себе на уме, нежаден, скрытен, словоохотлив, любвеобилен, владеет собой, неленив, гостеприимен, темпераментен, безобиден, набожен.
Национально индийцы (в т.ч. индусы) подобны советским. Основных национальностей (и языков) примерно десяток, они схожи между собой как русский, прибалт, татарин, грузин, бурят, узбек, молдаванин, чукча. Вторичных — немерено. Только базовых этнорасовых потока четыре — арийский, тюркский, дравидский, мундский.
Каждый индиец знает один-два, реже три местных языка и слегка английский (с сильнейшим акцентом позабористее нашего), хинди тоже, но в основном на севере и в центре.
Традиционная арийско-аборигенная духовность и авраамическая религиозность несинтезируемы, они нерастворимы друг в друге как вода и масло. Между ними невидимая мембрана неснимаемой разницы, принципиальной, органической несводимости. Болтовня о "братстве «религий»" не стоит ничего.
При этом жить на одной территории и граничить ареалами представители этих двух вселенных могут запросто, добрососедское начало у индийцев сильнейшее.
Там презирают Ошо, считая его "ашрам" рассадником разврата, вроде публичного дома для богатых белых, и адхармы. Наиболее известны и почитаемы свои автохтонные авторитеты, совсем не обязательно мало-мальски известные за рубежом. Из известных можно назвать Шри Рамана Махарьши (не путать с Махешем), очень уважаемого повсеместно, большинство остальных локальны, что неудивительно, ибо каждый работает на своём языке и как правило не покидает не только своего штата, но и родной деревни.
Популярны Рамакришна и Вивекананда, последнего к тому же раскручивает правительство как символ активности, патриотизма и возрождения.
В Индии хорошо, несмотря на огромное количество ужасов во всех областях жизни, включая духовную. Я бы жил там, ибо духовный воздух там здоровей, а традиционные корни живей и устойчивей, а значит, условия для дыхания лучше.
В Индии нам нечего делать, наша Арьяварта не там, ибо души произрастают из своей территории и в неё зароняются в конце, и её сдабривают смолою накоплений.
_________________________
Конец заметок.

28-30 сентября 2005




Примечания
(добавлены редакцией сайта)


1. На востоке принято отмечать не дни рождения, а дни смерти духовных учителей, потому Блаватской посвящён День Белого Лотоса.
2. Елена Сикирич, руководитель отделения "Нового Акрополя" в России.
3. Толстая, букв. жирная, но это слово в английском широко используется для обозначения полного человека (по крайней мере использовалось до эпохи политкорректности).
4. Впрочем, не только в Адьяре, услышав его имя, начнут возмущённо размахивать руками.
5. Корпус безопасности в "Новом Акрополе".