Author | Message |
Aлександр Глушко
1672 posts |
#39712 16.06.2008 15:00 GMT+03 hours |
В этой теме планируется собирать информацию по темам буддизма и бона. Как известно тибетский буддизм и бон исключительно похожи по своим учениям, принципам, ритуалам, подходам, поэтому включил их в одну тему.
*** Шабкар - один из величайших учителей в Тибете, сравнивают по важности с Миларепой. Среди его учеников – 108 великих духовных сыновей, тысяча восемьсот великих гомченов, как женщин, так и мужчин, десятки тысяч монахов и монахинь, которые были его последователи, живя в монастырях, и бесчисленное количество йогинов… Шабкар – знаменитый проповедник вегетарианства (в Тибете!) и среди его учеников было около 300 вегетарианцев, которыми он исключительно гордился. (стр. 24) «…отказывались от мяса. Так поступали многие последователи кадампа, начиная от самого Атиши, а вслед за ними и учителя и практикующие всех школ: Миларэпа, Дрикунг Кебпа, Танглунг Тангпа, Пагмо Друпа, Тогмэ Сангпо, Друкпа Кунле и другие, вплоть до учителей более позднего времени, таких как Джигмэ Лингпа, Няла Пэма Дудул и Патрул Римпоче…» (Шабкар, «Пища Богов» буддийское учение об отказе от мяса; стр. 28) Добавлено 11 дней спустя: http://blogs.mail.ru/community/prabhupada/3351A35DF0F853EB.html Добавлено 12 дней спустя: В Шримад Бхагаватам сказано, что Будда был сыном Анджаны и родился в Гайе. А это, как известно, не так. Как Вы это объясните? Объяснение может быть такое (из книги "Мистерии Бхагавата-пураны Песни 1-12" - ссылку не привожу, не уверен что это разрешено, но текст есть в интернет и его легко найти): "23. Будда. Когда демоны, хорошо сведущие в ведических жертвоприношениях, будут уничтожать жителей различных планет, летая в небе на своих невидимых кораблях, сделанных великим зодчим Майей, Господь введет их в заблуждение, представ перед ними в облике Будды и проповедуя принципы, близкие к религиозным (упадхарама). Воплощение Будды, о котором говорится здесь, это не то воплощение Будды, которое уже произошло. Согласно Дживе Госвами, воплощение Будды, указанное в этом стихе, является в различные Кали-юги. В жизни одного Ману проходит 71 Кали-юга, и в одной из них появится Будда, указанный здесь. ( перенесено из темы http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=133409.60 ) Добавлено 12 дней спустя: http://forum.hari-katha.org/index.php?showforum=53 This post was edited by Aлександр Г (28.06.2008 22:05 GMT+03 hours, ago) |
|
Просветления и Реализации Вам!
|
|
larisanefedova
148 posts |
#56901 05.03.2009 22:01 GMT+03 hours |
С информацией про Бон вообще глухо, к сожалению
|
|
Знаю, что ничего не знаю...
|
|
sfinks-90
1619 posts |
#56903 05.03.2009 22:13 GMT+03 hours |
Лично мне Бон крайне интересен!
|
|
Нет религии выше Истины
|
|
Ziatz
12242 posts |
#56904 05.03.2009 22:19 GMT+03 hours |
О боне есть хорошая книжка: http://www.theosophy.ru/lib/bon.htm
|
|
Wit beyond measure is man's greatest treasure!
|
|
Sergey_Voody
1828 posts |
#75381 05.10.2009 16:26 GMT+03 hours |
не нашел другой темы, куда это написать. В общем, все тот же старый терминологический вопрос о Брахмане и Нирване. Мы с Константином уже приводили ссылку на одну из палийских сутр, где Будда признает возможность для монаха достичь Брахмана. Вот сегодня наткнулся на некоторые интересные цитаты у Элиаде ("История веры и религиозных идей", т. II, &158):
"Будда не дает строгого "определения" нирваны, но постоянно возвращается к ее "атрибутам". Он говорит об архатах ("достигших освобождения"), "обретших нерушимое счастье" ("Удана" VIII 10), о "блаженстве" – нирване ("Ангуттара" IV 414); о том, что он сам, Благословенный, "достиг бессмертия", что и монахам доступна нирвана: "вы сделаете ее реальной уже в этой жизни, вы доживете до бессмертия" ("Мадджхима" I 172). "Архат, уже в этой жизни отрешенный от мира, в состоянии нирваны (ниббута) и благости, в непрестанном присутствии Брахмана" (Anguttara II 206; Маjjhimа I 341 etc.) Тексты цитируются в упоминавшейся работе: Vallee-Роussin, рр. 72-73. В "Бхагавад-гите" (V 24) сказано, напоминает этот автор: "Тот, кто находит счастье, радость, свет только в себе, он – уподобившийся Брахману йогин – достигает нирваны, которая есть Брахман". Другой буддийский текст так описывает освобождение святого: "Об этом монахе я говорю: не видать ему ни запада, ни востока, ни юга; ...он отстранен от этой жизни, он в состоянии нирваны, охлажден, тождествен Брахману (брахмибхута)"; цит. по: Valle-Poussin, р. 73, n. 1." Интересное сравнение с Бхагавад-Гитой. Видимо, примеров с Брахманом много - ясно, что здесь не подразумевается концепция вроде Абсолюта веданты, но симптоматично, что Будда решил не отказываться от традиционной терминологии (напомню, что и понятие то нирваны - по меньшей мере, из Упанишад). |
|
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
|
|
Денис Борисович
1017 posts |
#75386 05.10.2009 19:00 GMT+03 hours |
sfinks-90 Потому что это примитивный шаманизм. То бишь, древнее язычество некоторых племен. Как раз по Вам. Скажу так: высокий индийский буддизм как этико-философское учение, когда пришел в Тибет, перемешался с бон. Получился суррогат на настоящий буддизм. Что-то типа современного нью-эйдж с астральными летчиками. Народу нужно было не высокое учение Гаутамы, а шаманская мистика нецивилизованных тибетцев, магия, колдовство. Это было понятно народу. А не полет философской мысли Палийского Канона. О деградации буддизма под влиянием бон хорошо написано здесь: "Ламаизм и его основатель" . Только не говорите, что "Ламаизм" - не корректный термин. Я это знаю Добавлено 20 минут спустя: Sergey_Voody Да. Есть также мнение, что если бы Гаутама опирался не на Упанишады, а на более раннюю философию, то и понятия перерождения бы в буддизме не было. Говорят, что идея реинкарнации появляется в Упанишадах, что раньше Индия не знала никакой реинкарнации. Правда это или нет? Я боюсь предположить, что, если это так, то мистический опыт Гаутамы (когда он достиг Освобождения), не является объективным как и мистический опыт любого другого человека. Есть предположения религиоведов, что человек/святой во время мистического опыта будет переживать то, к чему стремился, какими понятиями жил, в кого верил. Объективного мистического опыта не бывает. Поэтому монах на Афоне никогда не увидит цепь перерождений и т.п., а буддийский йог никогда не увидит того, что видит афонский монах. И оба будут правы. Если исходить из этих позиций, то Гаутама в момент Освобождения ясно увидел то, чему был научен его мозг. Добавлено 34 минут спустя: Меня на эту идею натолкнули слова Александра Г. в одной из тем, что йоги видят то и то, поэтому так оно и есть на самом деле. На что Зиатз говорил, что йоги могут видеть что угодно и они не истина в последней инстанции. Оба по своему правы: мнение йога истинно для того, кто СОБИРАЕТСЯ пережить опыт, ПОДОБНЫЙ опыту йога. Однако для того, кто оперирует другими понятиями, и опыт будет другой. Из сочинения "Что есть истина?": Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”. This post was edited by Денис Борисович (05.10.2009 19:44 GMT+03 hours, ago) |
|
sfinks-90
1619 posts |
#75388 05.10.2009 19:35 GMT+03 hours |
Денис Борисович Это для Вашего примитивного уровня так. Если Вам известно такое учение, как даосизм, то Вы должны знать, что "генетически даосизм восходит к шаманским верованиям и практикам юга Китая" (Е.А.Торчинов "Путь, что может быть пройден..."). А тибетский буддизм как раз генетически восходит к шаманским верованиям и практикам бон. Денис Борисович Ваше отношение к Бон разнится с тем отношением, которое имеют тибетские буддистские Учителя. Последние очень уважают это древнее учение. Да и вообще Ваши несуразные речи об этой почитаемой во всем Тибете (не только буддистами) традиции выдает в Вас крайнего невежду. Изучите как следует Бон, а потом судите. Вот, например, наш соотечественник Лев Гумилев занимался Тибетом очень серьезно, в частности, буддизмом и боном. Так вот, к чему лично он пришел: "Римский митраизм, побежденный христианством, принадлежит истории, но тибетский, под названием бон, существует до нашего времени. Его не мог сломить даже натиск буддизма, так как воинственные горцы предпочитали оптимистическую религию обожествленной природы, предписывающую верность слову, самопожертвование и любовь к миру, непонятной для них философии мудрецов Индии и Китая. В ответ на уверение в бренности всего сущего и в ничтожности всего земного, а также в бессилии нашего знания они отвечали: "Не слушай болтовню буддистов, твое сердце подскажет тебе, где черное, а где белое", а о том, что они считали "белым", то есть хорошим, гласит бонский гимн: Да будет небо - сапфир! Пусть желтое солнце мир Наполнит светом своим Оранжево-золотым! Да будут ночи полны Жемчужным блеском луны! Пускай от звезд и планет Спускается тихий свет, И радуги окаем Сияет синим огнем! Пусть в небе мчатся ветра, Пусть поит дождь океан, Пусть будет вечной земля, Родительница добра; Здесь так зелены поля, Так много прекрасных стран!". Это вполне соответствует духу той самой подлинной Религии Мудрости, Теософии (Божественной Мудрости), о которой говорила Блаватская и которую еще называла "чистый культ Природы" (это выражение наиболее полно отражает языческое мировосприятие): "Боги сект и общин", - говорит Осгуд Мейсон, - "могут остаться, пожалуй, без привычного почитания, но, между тем, мир начинает озаряться более ясным и нежным светом - концепций, может быть, несовершенной еще, с сознательной, всему начало дающей, всенасыщающей действенной душе - "Сверхдуше", Причине, божественности; не поддающейся выражению человеческим языком, но наполняющей и одушевляющей каждую живую душу в обширной вселенной в соответствии с ее мерой: Природа есть храм ее, и восторг - почитание ее". Это чистый платонизм, буддизм и возвышение и правильные воззрения на Природу арийцев раннего периода, выразившиеся в их обожествлении Природы. И таково же выражение этой основной мысли у каждого теософа, каббалиста и у оккультистов вообще" (Е.П.Блаватская "Разоблаченная Изида", I). «Чистый культ Природы самых ранних дней патриархов – слово «патриарх» здесь применяется в его первоначальном значении к Прародителям человеческой расы, Отцам, Вождям и Наставникам первобытных людей – стал наследием тех, кто был в состоянии различить нумен под феноменом» (Тайная Доктрина, том 3, «Происхождение Мистерий», с. 335-336). Так что Ваша фраза Денис Борисович роднит Вас с нетерпимыми попами, которые не способны своим мракобесным сознанием уловить возвышенные учения древних. А Блаватская могла, поэтому и написала: "То, что презрительно называлось язычеством, было древней мудростью, насыщенной Божеством; и иудаизм и его ответвления, христианство и ислам, заимствовали все то вдохновенное, что в них было от этого этнического родителя" (Е.П.Блаватская "Разоблаченная Изида", II) - признав тем самым язычество синонимом древней (божественной) мудрости, или Теософии. Денис Борисович В народе всегда преобладали пантеистические воззрения, которые лежат в основе всех восточных религий, в том числе буддизма. Народу (тибетскому) был нужен буддизм и он его принял. Это было необходимо, поскольку бон постепенно начал деградировать, а народ этически развращаться. А что касается философской мысли буддизма, то не в ней вся и соль. Если Вы говорите о "полете философской мысли" буддизма, то начните буддизм изучать заново в таком случае. Главное в буддизме отнюдь не это, а этика, которая зиждется на сострадании. Остальное, согласно Будде, суета сует. Вот, в чем и состояла, собственно говоря, его цель, а не в ментальных философских полетах, которые прельщают только диких европейцев. Для архаического язычества этика и жизнь были синонимами, поскольку вся жизнь древних язычников была наполнена религиозным смыслом, даже бытовуха была одухотворена сакральностью. Тогда детские игры перетекали в мистерии посвящения. Все это объясняет явление буддизма. This post was edited by sfinks-90 (05.10.2009 19:44 GMT+03 hours, ago) |
|
Нет религии выше Истины
|
|
Денис Борисович
1017 posts |
#75389 05.10.2009 19:50 GMT+03 hours |
Для меня культ природы и обожествление явлений природы по отношению к монотеистическим религиям Запада или по отношению к этико-философскому учению Гаутамы всегда остается как низшее по отношению к высшему. Простите уж.
Добавлено 2 минут спустя: В учении Палийского Канона нет пантеизма. |
|
dusik_ie
2610 posts |
#75391 05.10.2009 20:30 GMT+03 hours |
Денис Борисович Это будет говоритьвсего лишь о том, что ни йог ни монах не вышли за пределы картинок реалистического воображения (суб-воображения), которое воспринимается четче и ярче чем мир объективный. Чем выше ступень - тем тоньше иллюзия, тем большая ответственность, особенно в отношении поспешных выводов. Добавлено 15 минут спустя: sfinks-90 Хотел бы вставить некое промежуточное звено, между очередным витком войны аргументов монотеизм/язычество. По воле провидения, я имею честь проживать в месности, где в окресных селах сохранились еще знахарские раритетные традиции "дедов" и "бабок" - что, также, своего рода шаманизм. Есть те, которые работают "по черному", есть "по белому"- "белые" работают в христианском антураже, хотя и понятно, что это чисто языческая традиция. "Черные" не знаю по чем работают, но это также - языческая традиция. Этим эссэ хочу сказать - нет сейчас девственно чистых течений и традиций, везде взаимовлияние и взаимопроникновение, но как критерий оценки - всегда есть МОТИВ - он определяет качество действия - заигрывание ли это со стихийными духами или наоборот - их контроль. |
|
ie
|
|
Rodnoy
784 posts |
#75393 05.10.2009 21:19 GMT+03 hours |
QuoteРекомендую книгу (уже известного здесь) Тендзина Вангьяла Ринпоче "HEALING WITH FORM, ENERGY AND LIGHT: The Five Elements in Tibetan Shamanism, Tantra, and Dzogchen" (Исцеление с помощью формы, энергии и света: пять элементов в Тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене). Из аннотации (мой вольный перевод) : Quote Также добавлю, что у Тендзина Ринпоче очень богатый, но в то же время простой, язык. В книге также делается акцент на нераздельность Мира, на его единстве: он не рассматривает Бон в отрыве от Тантры и Дзогчена, но говорит о необходимости той или иной практики в зависимости от ситуации, контекста и т.д. Одна из описанных в книге боннских практик "извлечения элементов" мне очень сильно напоминает буддийские практики "deity-yoga". Необходимым элементом этой практики также является "гуру-йога". Вобщем, рекомендую всем, кто интересуется данным вопросом - как с теоретической, так и с практической стороны. Спасибо. |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
sfinks-90
1619 posts |
#75397 05.10.2009 22:24 GMT+03 hours |
Денис Борисович Вообще-то, если Вы не поняли, буддизм утверждает обожествление природы, что утверждает и Блаватская, говоря об эзотерическом буддизме и ряде других учений (в их первоначальном, чистом, еще не искаженном виде): "Это чистый платонизм, буддизм и возвышение и правильные воззрения на Природу арийцев раннего периода, выразившиеся в их обожествлении Природы. И таково же выражение этой основной мысли у каждого теософа, каббалиста и у оккультистов вообще". А, если Вам ближе монотеистические религии, проклинающие и паталогически ненавидящие Природу (когда все народы мира почитали Солнце, монотеисты решили его попросту проклясть, как и Мать-Природу, Мать-Землю), то тогда все становится с Вами ясно. Спасибо, это говорит о многом. Только почему-то именно пантеистические воззрения "примитивных" язычников согласуютя с новейшими представлениями о Мироздании, в частности, с космогоническими, астрофизическими, геологическими, биологическими, психофизиологическими и другими. Совеременная наука волей-неволей обращается к первобытному мировосприятию. А, кстати, Карл Юнг считал шаманов "примитивных" племен наилучшими психоаналитиками, знатоками человеческой психики (души). Денис Борисович Пантеизм - это фундамент всех восточных религий, в том числе и раннего буддизма, даосизма, джайнизма, синтоизма и др. Это вообще-то и есть то самое языческое мировосприятие, которое не разделяет Природу и Божество, рассматривая их в единстве, то есть это система монизма, в отличие от дуальных монотеистических (неязыческих) религий. Именно такое мировосприятие (древнейшее) могло породить натурфилософию, представляющую собой возрождение архаического язычества, на которой воспитывались лучшие древнегреческие философы. Все самые великие философы древности были язычниками, нередко некоторые из них критиковали монотеизм, например, неоплатонники и другие античные философы. К вопросу о пантеизме буддизма. В одной из раннебуддистских обителей ученики, пришедшие послушать наставления Учителя, ожидали его в тени огромного дерева. Отшельник вышел к ним, но не успел он открыть рот, как в ветвях запела прилетевшая птица. Все хранили молчание, а когда птица перестала петь и улетела, Учитель сказал: "Проповедь окончена". И ученики разошлись в глубокой задумчивости. Таких историй полно на Востоке. И они все отражают ту самую древнюю языческую, пантеисмтическую идею, заложенную в самые возвышенные учения человечества! dusik_ie Кто же с этим спорит? Поэтому и возрождали такие языческие титаны, как Аполлоний Тианский, Плутарх, Максим Тирский, Апулей, Кроний, Нумений, Марк Аврелий, Юлиан и другие возрождали именно первобытное язычество, которое основывалось, как и в буддизме, на релгиозно-этическом совершенствовании: Этика=Жизнь. Я же только и говорю об архаическом язычестве, а не его более позднем, искаженном варианте (какой смысл говорить о втором?!). А оно, если говорить о Духах Природы, предполагало не заигрывание и не контроль над ними, а гармоничную жизнь в единстве (во взаимодействии) с этими неведомыми Силами, перед которыми благоговели как перед Животворящими Силами Матери-Природы (и просто так по мирским пустякам не беспокоили). |
|
Нет религии выше Истины
|
|
Aлександр Глушко
1672 posts |
#75399 05.10.2009 23:56 GMT+03 hours |
sfinks-90 красивая история... красивые слова... сомневаюсь, что вы ее найдете в любом из буддийских древних канонов.... зачем красивые слова? и зачем восхищаться внешними образами - пением птиц и красивыми оборотами в метафорах без смысла (проповедь должна учить Дхарме!) и где здесь буддизм??? почему не обратиться к реальному буддизму? почему не обратиться к своей душе? |
|
Просветления и Реализации Вам!
|
|
Sergey_Voody
1828 posts |
#75403 06.10.2009 04:54 GMT+03 hours |
> Правда это или нет? (Денис Борисович)
Есть мнение, что идея реинкарнации сформирована под влиянием каких-то автохтонных концепций и появляется в период поздних брахман / ранних упанишад. Однако, есть и другое мнение, согласно которому реинкарнация упоминается уже в Ригведе в 2-3х местах (сейчас точно не помню, в каких, но по-моему в достаточно поздней 10й мандале). |
|
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
|
|
sfinks-90
1619 posts |
#75411 06.10.2009 13:41 GMT+03 hours |
Aлександр Глушко Не делайте из канонов мертвую букву. Это Вам не искусственное священное писание монотеистов. Буддизм потому живое учение, что не оторван от жизни, в отличие от монотеистических религиозных суррогатов. То, что я рассказал, не я придумал. Это подлинный случай из жизни ранних буддистов-почитателей Природы (таких немало). Ранние буддисты обожествляли Природу, что, собственно гвооря, подтверждает и Блаватская как носитель эзотерической традиции. Aлександр Глушко Это отнюдь не красивые слова. То, что для Вас пение птиц - всего лишь внешний образ означает, что Вы не поняли то, что имел ввиду буддистский отшельник. К сожалению, каждый должен сам вникнуть в смысл: ученики ушли в задумчивости, почему же и нам не задуматься над этим? Пожалуй, не всякому дано просто понять. Aлександр Глушко Это чистый ранний буддизм, выражавшийся в представлении о том, что Природа и Божество едины (поэтому есть только Единая Жизнь). Птица - отнюдь не внешний образ. Для буддиста вся Природа - живая и самобытная, чувствующая и даже сочувстсвующая (а значит сопереживающая, сострадающая). Кстати, это положение подтверждают многочисленные современные исследования. Отсюда и уважение в буддизме как и в других восточных религиях ко всякой Жизни. Для буддиста нет ничего, за исключением Единой Жизни, а значит птица - это одно из проявлений Реального. Птица - не внешний объект, не бездушная вещь или что-нибудь в этом роде. Это чистое дитя Природы, которой как живущей в гармонии со всем Сущим, открыто нечто большее, некие недоступные нашему омраченному сознанию таинства Природы. Все слышат пение птиц, но не всякий услышит, что же она поет, о чем. Что же она хочет нам поведать? Знает только тот, кто способен в сочувственной, задушеной связи слиться с Природой в единстве, испытывая безграничное сострадание ко всему. Любовь - ключ к Природе. Недаром именно звери даруют посвящение в таинства Природа (например, понимание языка животных) дободетельным и сострадательным в преданиях различных народов. Только такие люди удостоины подлинного природного посвящения. Поэтому отшельник и указал на Природу своим ученикам, как сейчас указывают даосские, джайнские, синтоистские и другие восточные отшельники. В этом скрыто очень глубинное учение, уходящее вглубь тысячелетий. А что касается Дхармы, то кратко: она скрыта именно в лоне Природы. Aлександр Глушко Так о реальном буддизме и идет речь. Aлександр Глушко Обращение к своей душе не предполагает уход от окружающего мира. Сквозь нашу истинную природу мы как раз и можем увидеть этот иллюзорный мир в ином, реальном, подлинном, сущностном, ноуменальном, то есть в его подлинном свете. А разве пение птиц не обращает нас к нашей душе? Оно пробуждает нашу душу (не всякого способна пробудить проповедь Природы, ведь наши сердца пока очень черствы и омрачены), открывая духовный мир Дхармы, который некогда открылся великому Будде. |
|
Нет религии выше Истины
|
|
Денис Борисович
1017 posts |
#75444 06.10.2009 20:27 GMT+03 hours |
Sergey_Voody Спасибо. Буду искать. |
|
Sergey_Voody
1828 posts |
#75465 06.10.2009 23:58 GMT+03 hours |
Ищите у Элиаде или Бонгард-Левина - я у них встречал. Просто не могу сейчас вспомнить, где именно. По-видимому, все дело в трактовке и в переводе - так что в стихах самой Ригведы этого можно и не найти
|
|
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
|
|
Денис Борисович
1017 posts |
#75469 07.10.2009 05:47 GMT+03 hours |
Спасибо. Посмотрю.
> По-видимому, все дело в трактовке и в переводе - так что в стихах самой Ригведы этого можно и не найти. Вот это и плохо, что все дело в трактовке. Я боюсь, что вся теософия построена на трактовке и вольном переводе. Как мне сказали однажды: сидя на теософской закваске, Вам не узнать ни настоящего буддизма, ни настоящего христианства . Видимо, правильные трактовки религиозно-философских трактатов передаются устно от учителя ученику. То есть, нужна живая традиция, а не мертвая книжная. А наши трактовки (теософские) основаны на книгах англичан и американцев. Априори искажены и неточны. Вот весь базис теософии. |
|
Sergey_Voody
1828 posts |
#75488 07.10.2009 12:28 GMT+03 hours |
Проблема в том, что единство традиций - с внешней точки зрения - мягко говоря, неочевидно. Дело даже не в метафизике и философии (тут вообще пропасть!), но и в этике, в образе жизни, в конкретных практиках. Выбирать же по принципу "нравится / не нравится" - это ИМХО может только тот, кто не пытался изучать разные традиции и размышлять над ними, но лишь поверхностно ознакомился с какими-то теориями (лично по моему опыту общения, хотя я знаю в принципе не так уж много в этом вопросе, как хотелось бы, среднестатистический буддист или христианин не имеет НИ МАЛЕЙШЕГО представления о том, что действительно стоит за религиозным опытом человека другой конфессии; в лучшем случае, это буквалистское толкование). Так что, с реальным религиозным обучением проблемы не меньшие, чем с книжничеством!
Лично для себя я вижу плюс теософии в том, что она позволяет сформировать более или менее непротиворечивое мировоззрение с точки зрения современности. Она удачно объясняет многие культурологические, исторические и естественно-научные проблемы. В плане "практики" это все не имеет значения, но мы живем в мире, где приходится общаться с представителями разных культур и религий, и закрывать глаза на многообразие, не пытаться найти для себя ответы на вопросы, закрыться от всего этого и молиться или медитировать где-нибудь - это равноценно интеллектуальному самоубийству. Пока мы живем в условиях нашего времени и нашего мира мы должны работать именно с тем, с чем сталкиваемся. Я думаю, редко кто способен возвыситься над мирским уровнем в наше время; поэтому наш удел - интеллект, разум, рациональный дискурс. Вот такая моя позиция (сейчас, кстати, вспомнил, что нечто подобное писала Безант) ps. теософия не учит догматике буддизма или христианства. Она пытается как бы выявить "универсальную метафизику". В этом есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что опираясь на теософию, мы можем найти зерно в бесчисленных спекуляциях в рамках какой-либо из религий (я уже говорил, что, например, "буддизм", "христианство", "ислам" - это понятия эфемерные, за которыми стоит множество концепций). Минус в том, что, как и любая интеллектуальная схема, теософская метафизика (да и любая "эзотерическая" метафизика) есть вещь ограниченная. |
|
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
|
|
Sandro
posts |
#75510 07.10.2009 17:26 GMT+03 hours |
Sergey_Voody В своих многочисленных следствиях она ограничена. Например, на этом портале... Но, вот в своих первоосновах - это вряд ли. "Интеллектуальная схема" - это все же продукт больше философий, чем теософий. Можно было еще напомнить (для убедительности) о вневременной традиции, и о т.п. "интеллектуальных артефактах", которые все есть отражение почти бесконечного, не совсем "интеллектуального" - и даже не ряда, но ядра(!). Это ядро, похоже, может развертываться и периодически, (по вертикали), и последовательно (по горизонтали) в какие-то более ограниченные свои следствия. Но, при этом неизменная основа излучающего этот не совсем или не только интеллектуальный свет Ядра остается неизменной благодаря, возможно, той самой непрерывной, динамической "цепи обратной связи", которую и готовят в небесных канцеляриях бесчисленные поколения земных адептов, пока они остаются на этой земле действовать во благо и насколько могут - для поддержания, для продолжения этой Цепи, развернутой из этого Ядра. Поэтому, соглашаясь признать ограниченность любого отраженного света Высшей Мудрости или Теософии, я не соглашаюсь признать то же самое в отношении самого, Единого Источника их всех. (Большие буквы под конец больше для подчеркивания и выделения, чем для пиетета и поклонения). This post was edited by Sandro (07.10.2009 17:33 GMT+03 hours, ago) |
|
Денис Борисович
1017 posts |
#75512 07.10.2009 18:07 GMT+03 hours |
Quote Видимо, это так. Прочитав Ваше сообщение, подумал, почему мне нравится религия (например, христианство). Видимо, дело в том, что я интроверт, мне очень нравится замкнуться в себе, уйти в затвор и погружаться в себя. Христианство, например, очень привлекательно этим (особенно исихазм). Только есть ты и Бог. И никого больше нет в мире. Нет никого, с кем стоит говорить. Только ты и Бог. Некое оправдание своей замкнутости. А Вы, батенька, видимо человек с активной жизненной позицией, светский лев, блистающий в обществе дам и господ своим интеллектом. Вам, действительно, теософия интереснее, потому что тогда Вы не вступаете в конфликт с собой и современным обществом. Добавлено 26 минут спустя: Еще очень хорош для интроверта дзэн-буддизм. |
|
Rodnoy
784 posts |
#75520 07.10.2009 20:37 GMT+03 hours |
Quoteмне тоже так кажется... однако есть и более-менее "объективные" исследования на этот счет: 1. я имею в виду работу проф. Торчинова, к-ю я упоминал ранее в другой теме... 2. также очень интересна в этом отношении работа Станислава Грофа, в к-й он систематизировал исследования (свои и других ученых) действия ЛСД на обширный спектр (по возрасту, вероисповеданию, состоянию здоровья и т.д.) пациентов и добровольцев (на эти исследования также часто ссылается и проф. Торчинов в вышеупомянутой работе)... примечательно, что практически все "подопытные" переживали очень схожий опыт, проходили очень сходные этапы... 3. также следует упомянуть еще об одном аспекте, к-й представляется мне достаточно "объективным", чтобы от него можно было просто отмахнуться... я сначала процитирую: Quote Это из книги Барбары O'Брайен "НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В БЕЗУМИЕ И ОБРАТНО (Операторы и Вещи)"... (весьма и весьма интересная книга, imho... меня особенно в таких случаях восхищает способность людей брать под контроль подобные спонтанные проявления психики... так же, как и, например, в известном фильме про математика-гения, страдавшего шизофренией и таки сумевшего "вычислить" свою болезнь) речь идет о шизофрении в данном случае я НЕ пытаюсь "списать" весь или почти весь религиозный опыт человечества на группу "психических отклонений"... напротив, в рамках данной темы я предлагаю "вывернуть" этот тезис "наизнанку", т.е. рассматривать те явления, к-м наука приклеила лейбл "шизофрении", - но как еще одно возможное проявление того самого опыта, о к-м пишет проф. Торчинов... в данном случае, это проявление почти неподконтрольно человеку, в отличии от психо-практик (частью к-х могут быть, а могут не быть всевозможные психоактивные вещества - от ладана до пейота)... Другими словами, во всех трёх случаях, приведенных выше, мы можем наблюдать достаточно устойчивые типы переживаний, к-е столь сильно (на мой взгляд) похожи на описания опыта основателей религий и т.д., - что игнорировать их, как мне кажется, очень трудно... Так что я совсем не удивлюсь, если "монах на Афоне" таки "увидит цепь перерождений" (удивит меня лишь то, что это заняло у него cтолько времени ) |
|
САРВА МАНГАЛАМ! :)
|
|
Sergey_Voody
1828 posts |
#75528 08.10.2009 04:44 GMT+03 hours |
> Поэтому, соглашаясь признать ограниченность любого отраженного света Высшей Мудрости или Теософии, я не соглашаюсь признать то же самое в отношении самого, Единого Источника их всех (Sandro)
Это уже другая проблема. Дело в том, что для вас, для меня и для нас всех этот самый Единый Источник - тоже как бы просто концепция (в данной формулировке, как легко заметить, даже символизм отражается по поводу "вод и их источника"), это не живая реальность. Блаватская идет еще дальше и говорит в "Протоколах", что для современного человека Абсолют - это "не более чем абстракция". Задумайтесь над этим Метафизика теософии - есть именно ментальная схема, описание реальности и реальностей высшего порядка (как и того, что выше любого понятия о реальности), но не сами эти реальности, которые могут быть описаны и в рамках другого дискурса. Очень мудро эта проблема решена в индусских даршанах - ведь даршана есть не что иное, как "взгляд", "точка зрения" на реальность. В зависимости от склонностей, человеку должна быть ближе та или иная "точка зрения". |
|
"Познавший сущность стал выше печали" (Шри Шанкарачарья)
|
|
Sandro
posts |
#75539 08.10.2009 10:33 GMT+03 hours |
Sergey_Voody Для Вас наверняка пока так оно и есть: умозрительная концепция... Но, вот когда Вы вдруг или не вдруг, но заставите Ее хотя б и однократно, но более чем реально - на деле сработать (можно, конечно, любым способом заставить, но лучше б только одним из двух), вот тогда Вы меня лучше поймете. ... И не меня даже, но То, что будет тогда совершенно не умозрительно, что для Вас тогда станет так же очевидно, как и то, что я сказал Вам по этому поводу в 10.33 по московскому времени. Наш "280-ый" мэтр, надеюсь, меня здесь поддержит простым кивком головы и без единого лишнего слова. Добавлено 11 минут спустя: Sergey_Voody Вот здесь и кроется корень Вашей умозрительной ошибки. ЭТО или ТО - более чем живая, живее всех живых пантеистическая реальность. Одним лишь умом ЭТО не заставишь сработать. Надо самому стать живым... Добавлено 46 минут спустя: Sergey_Voody "Для обычного современного человека", - надо бы тут добавить, иначе придеться срубить и тот сук, на котором сидела сама Е.П.Б., прекрасно знавшая о вневременной реальности воплощенного, не современного, не обычного и не слова, но Слова... Добавлено 59 минут спустя: ... от которого до это Абстракции "расстояние" сокращено так, что уже и рукой подать. И тут уже не важно, что приближаться в этой "подаче" можно бесконечно, никогда не достигая идеального предела. Тем не менее, при правильной постановке оккультного дела философских вопросов о нереальности Реального, о не конкретности Абстрактного уже не возникает, ибо уже приходят - не только и не совсем в одну лишь голову - вполне теософские ответы. Вот теперь все. Искренне, S. |
|
Урга
1178 posts |
#75567 08.10.2009 17:26 GMT+03 hours |
Павел в Посланиях отмечал два уровня общения. Тех христиан, к которым он обращался в письмах, он называл младенцами, питающимися молоком и не готовыми к твердой пище. О божьей премудрости сокровенной он беседует между Совершенными. Стоит обратить внимание на то, что этот стандарт не может быть понижен. От этого зависит, будет ли Теософия для воспринимающего её мыслительной абстракцией или чем-то другим. Теософия открыта и тем не менее для большинства закрыта, поскольку душа покрыта коркой. Теософскому обществу следовало бы гармонично встать на плечи всего предшествующего духовного опыта человечества, вырастая из него, а не отталкиваясь. И не абстрактно, а практично: созревшие в традициях качества приводили бы к восприятию мудрости.
|
|
sfinks-90
1619 posts |
#75588 08.10.2009 22:27 GMT+03 hours |
К вопросу о буддизме как о пантеистическом, природном, языческом учении. Хотелось бы добавить в тему одну буддистскую молитву, которую написал Его Святейшество Далай-лама. Скажу только, что такое мог написать только настоящий язычник (примерно в таком стиле и складывают свои молитвы "дикие" племена).
"Эта молитва была написана Его Святейшеством Далай-ламой по случаю дарования народу Индии статуи Будды и в ознаменование открытия Международной конференции по экологической ответственности в Нью-Дели 2 октября 1993 года". О господь Татхагата, Рожденный под деревом Икшваку Несравненный, Узревший всепроникающий закон Взаимной зависимости Мира и живых существ, обитающих в нем, Сансары и нирваны, Движущегося и неподвижного, Учивший мир силой своего сострадания, Даруй нам свое благословение. О Спасительный, Тот, кого называют Авалокитешвара, Являющий тело сострадания Всех будд, Мы молим тебя привести нас к духовному созреванию, Чтобы мы принесли плоды видения Истинного видения реальности. Эгоизм укоренился в нашем уме С безначальных времен. А потому Мы портим, загрязняем и уничтожаем Всю природу, Созданной общей кармой живых существ. Реки и озера утратили Свою чистоту и свежесть, Воздух отравлен, Наш небесный свод – шатер природы – Разорван в клочья, А живые существа страдают От неведомых болезней. Горные снега, сияющие своим величием, Повержены и растекаются водой. Равновесие океана и суши нарушилось. И острова скрываются под водой. Бесчисленные опасности от огня, воды и ветра Подстерегает нас повсюду. Знойные ветры иссушают тенистые леса, Обрушивая на нас небывалые ураганы, И моря смешивают свою соль с землей. Даже здоровые люди Не могут найти свежий воздух. Дожди и ручьи не очищают нас, Жидкость, что течет в них, немощна и бессильна. Люди и бесчисленные существа, Населяющие воду и землю Страдают от физической боли, Причиняемой разными болезнями. Их ум притупляется От лени, бездействия и неведения, И радости тела и духа Далеки, далеки от них. Мы без нужды осквернили Чистое сердце нашей Матери-земли, Вырубили ее деревья, Чтобы удовлетворить свою алчность, Превратили питающую нас землю В бесплодную пустыню. Весь наш сегодняшний опыт Подтверждает истинность Учения, изложенного в Тантрах И трудах по медицине и астрономии О взаимной зависимости Внешней природы И внутренней природы человека “Земля – это обитель живых существ, единая и нераздельная основа всего движущегося и покоящегося”. Так возвещал Будда гласом истины, Призвав великую Землю себе в свидетели. Как благородные, видя доброту Своей матери, Стремятся воздать за нее, Так же и мы, видя в Земле нашу общую мать, Которая равно питает нас всех, Должны относиться к ней с любовью и заботой. Отвергните бездумное расточительство, Перестаньте загрязнять чистую, лучезарную природу Четырех элементов И разрушать основу благополучия других людей, Но посвятите себя делу Принесения блага всем. Под деревом родился Будда, Великий Святой, Под деревом он обрел свободу от страстей И достиг просветления, Под сенью двух деревьев он ушел в нирвану. Поистине, Будда явил пример Великого уважения к деревьям. Место, где явился в мир Лама Цонкапа, воплощение Манджушри, Отмечено сандаловым деревом, Имеющим на себе тысячи изображений Будды. Разве вы не знаете, Что некоторые божества, обитатели иных пространств, А также божества местности и духи Часто обитают на деревьях? Растущие деревья очищают воздух, Поддерживая в нас дыхание жизни. Они радуют глаз и успокаивают ум. Их прохладная тень обещает покой усталому путнику. В Винае содержатся наставления Будды, Который учил монахов заботиться о деревьях. Отсюда мы можем узнать о том, сколь добродетельно Сажать деревья и растить их. Будда запрещал монахам срубать самим И побуждать других к срубанию живых деревьев, А также уничтожать семена и топтать молодую траву. Не вдохновляет ли вас это к тому, Чтобы любить и охранять? Сказано, что в небесных обителях Деревья излучают Благословение Будды, А эхо звучит Словами учения Будды О непостоянстве всего сущего. Дерево приносит на землю дождь, Дерево хранит в себе эссенцию Земли. Калпа-тару, древо исполнения желаний, Благодатно произрастает на Земле На благо всех живых существ. В давние времена Наши предки питались плодами деревянных палочек, В густой листве находили себе убежище, Скрываясь от опасности. Даже в наш век, Век науки и технологии, Дерево дарует нам покой. Мы сидим на деревянных стульях, Спим в деревянных кроватях. Когда наши сердца пылают Пламенем гнева, Побуждая нас к распрям, Деревья приносят нам свою освежающую прохладу. В дереве коренится Всякая жизнь на Земле. Если деревья исчезнут, То континент, Носящий имя дерева Джамбу, Станет мрачной пустыней. Для живых нет ничего дороже жизни. Поэтому в правилах Винаи Будда установил запреты, Например, запрет на употребление воды, Населенной живыми существами. В давние дни жители страны Тибет, Затерявшейся среди гималайских вершин, Соблюдали запрет на охоту и рыболовство. Эти священные традиции Позволяли защищать и заботиться О жизни беспомощных, беззащитных созданий. Бесчувственная и безжалостная игра Жизнями других существ, Например, спортивная охота и рыбная ловля, Является неоправданной жестокостью, Нарушением естественного права на жизнь, Которым наделены все живые существа. Тот, кто постиг закон Взаимной зависимости всего сущего, живого и неживого, тот никогда не ослабит усилий по сохранению и защите природных источников энергии. Каждый должен однажды Посадить хотя бы одно дерево. Так он исполнит свое призвание Послужить другим существам, Совершить действие не для своего, А для общего блага. Пусть сила свершения благих деяний И воздержания от злых дел и от приверженности злу Вскормит и взрастит благо в этом мире. Пусть она поддержит живых существ И способствует их росту. Пусть радость и счастье Всегда возрастают, Распространяются всюду и объемлют все сущее. |
|
Нет религии выше Истины
|