Само событие Воскресения как таковое, т.е. оживание тела Христа и его выход из заваленой камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем ( по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом "Евангелии Петра" имеются наглядные картины самого Воскресения. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложеной в ней саваном (Ио. 20, 5-7) и отваленым камнем, на котором сидит юноша, облечённый в белую одежду (Мк. 16, 5), т.е. один из ангелов (Матф. 28, 2), или два ангела (Лук. 24, 4), ясными словами говорящие о Воскресении; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа своим последователям.
Пустую гробницу, как вещественный знак Воскресения видят мироносцы, т.е. женщины, пришедшие рано утром в воскресение довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 21, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лук. 24, I-II). Затем к пустой гробнице являются и входят в неё апостол Пётр и "другой ученик" (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10).
Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем насчупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т.д.). Он перестал быть непосредственно узнаваем для самых близких ему людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым он являлся на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них "открываются глаза", причём он сей час же становится невидимым (Лук. 24, 13-31); но не все поверили в телесное Воскресение Христа (Матф. 28, 17 рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25).
По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении "более нежели пятистам братий в одно время" (1 Кор. 15, 6).
С.С. Аверинцев
Как расчитывается Пасхальный день.
Пасхалия - определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8мая нового стиля.