Тезисное доказательство основных положений Виджнянавада Йогачары.
Author: Натарадж
Submitted by: Натарадж   Date: 26.05.2007 18:52
Comments: (1)   Ratings:
1.   Posted by Натарадж   18.06.2007 09:14      

добавление.
Воля
Сила воли напрямую зависит от сознательности субъекта, которая, в свою очередь, зависит от опыта. Чем больше опыта имеет субъект, тем выше его сознательность (самосознание, если угодно) и тем выше сила его воли, так как от уровня сознательности зависит привязанность к объектам восприятия различной силы притяжения. Те объекты, сила притяжения которых ниже уровня воли, не могут удержать внимание от увлечения его волевым усилием к более важным для субъекта объектам. Следовательно, воля и сознательность вполне могут рассматриваться как синонимы. Очевидно сходство данной идеи с учением гилозоики, где сознание, энергия и материя являются тремя фундаментальными составляющими бытия.

Татхагата
Тезисное доказательство основных положений Виджнянавада Йогачары.

Вступление
Данная работа абсолютно не претендует на «открытие глаз» всем участникам и гостям форума, в первую очередь потому, что автор отдает себе отчет в разности мировосприятия людей. Статья носит форму дедуктивного расследования, и потому ориентирована, в основном, на читателей, склонных мыслить философски, и пуста и бессодержательна для людей индуктивного склада ума, так же, как и для опирающихся на свои ощущения более, нежели на ментальный конструкт.
Учитывая то, что конечные выводы данной работы известны и принимаются многими, если не всеми, эзотериками, то главной идеей-движителем написания данной работы является обращение внимания читателей, не склонных к мистике, но способных мыслить непредвзято, на устройство сознания (и, как будет показано далее, Бытия вообще), в его понимании мыслителями философской школы буддизма Йогачара Виджнянавада. Из всех философско-религиозных систем, Йогачара имеет, пожалуй, одну из лучших, если не наиболее развитую доказательную базу, опирающуюся на чистое дедуктивное построение.
Не будучи знаком с логическими наработками йогачаринов, автор излагает собственное исследование устройства сознания, не опираясь на какие-либо постулаты какого бы то ни было учения, но используя лишь дедуктивный метод, в качестве инструмента и эмпирическое наблюдение, в качестве материала работы.

Информация
Глупо было бы отрицать, что субъект воспринимает информацию с помощью органов чувств. Неважно, относятся ли эти органы к физическому телу, либо это инструменты некоего сверхфизического познавания, но фактом является то, что субьект воспринимает информацию через соответствующие аппараты апперцепции. Соответственно, предполагаемая достоверность получаемой информации, напрямую зависит от правильной работы соответствующих аппаратов. Но как субъект может быть уверен полностью в правильности и четкости работы своих органов чувств, когда именно ими он и получает информацию?
Далее, воспринимаемая информация подвергается обработке аналитическим аппаратом субъекта. Первичный анализ информации происходит бессознательно, вне зависимости от развития аналитического аппарата того или иного субъекта, так как он необходим для производства вывода, о наблюдаемом порядке вещей. Вывод есть ни что иное, как облачение наблюдаемого в ментальный покров, удобный для использования в повседневной деятельности и, фактически, является навешиванием ярлыков, приданием вещи статуса, настолько соответствующего действительному ее состоянию, насколько развит аналитический аппарат субъекта. Но как субъект может быть уверен в достаточной развитости своего аналитического аппарата, когда именно им он и делает выводы?
Первичный бессознательный вывод влечет за собой эмоциональную реакцию. Эмоциональная реакция порождает желание. За желанием следует действие. К адекватности каждой из этих реакций субъекта можно применить такой же радикальный подход, и, с объективной точки зрения, будет оправдан…

Сознание
… Но с субъективной точки зрения, ответ на поставленные вопросы будет однозначным: может! Причем абсолютно. Ведь субъект наблюдает собственное мнение о предмете, а не сам предмет. И делает выводы, исходя из собственного представления о порядке вещей, сложившегося со временем. Причем воспринимаемая информация искажается, проходя через призму сложившегося мировосприятия и, уже искаженная, дополняет мировосприятие, искажая и усложняя его еще больше. Фактически все, что имеет субъект в своем распоряжении, для каких бы то ни было выводов (включая происходящее в наблюдаемом, как бы «объективном», физическом мире), есть его собственная информационная субстанция, многочисленные ярлыки, которые он навесил на порождения самого себя. Таким образом становится ясно, что сознание существует само в себе, наблюдает себя как субъектно-объектную связь. И истинность того или иного объекта (под объектом понимается наблюдаемое вообще, включая ментальный конструкт) напрямую зависит от уровня веры субъекта в него.

Внимание, Воля, Материя
Вера есть ни что иное, как внимание. Внимание, это, по сути, акт наблюдения сознанием своих определенных материальных аспектов. Под материей понимается «объективность», то есть информационная субстанция сознания, его наблюдаемая и изменяемая часть. Воля же есть единственный инструмент сознания, способный изменять материю, соответственно желаниям сознания. Воля заставляет внимание оторваться от одних объектов восприятия и обратиться к другим. Успех данного мероприятия напрямую зависит от силы воли. Как и материю, так и внимание и волю возможно исчислить. Но, если внимание и материя сознания неизменны, их всегда одно и то же количество, то количество воли у сознания меняется со временем. Так как взаимодействие с неким источником, вне сознания, за отсутствием «внешнего», исключено, то мы можем говорить о некоем «хранилище» воли в самом сознании, находящимся выше области логических конструкций.
Область жизненных интересов сознания напрямую зависит от количества внимания в той или иной области материи. Для физически ориентированного сознания характерно избыточное количество внимания в области физической деятельности; для ориентированного на властность – в области желания; для философски либо научно ориентированного – в области анализа и т. д. Таким образом, привязывая внимание в избытке к одним областям, сознание уделяет мало внимания другим, но в количестве обоих аспектов (внимание и материя) оставаясь неизменным. В конечном итоге, выработав весь ресурс познавания в низшей области, внимание, потеряв привязанность к уже не привлекающим его объектам, привлекается областями несколько более высшими, заканчивая эволюцию своих интересов областью чистой апперцепции и уделяя минимум внимания области физической объективности.

Дао
Главным стимулом к Бытию сознания является поиск истинности своего существа. Это может, да и не должно пониматься сознанием, внимание которого сосредоточено в низших материальных областях, но постепенно, проходя один уровень интересов за другим, понимание цели своего существования, как обретения истинного Себя, а самого Бытия, как процесса самопознания, становится сознательным. Но пока внимание привязано к объектам, постоянно производящимся сознанием, процесс самопознания, то есть Бытия, неостановим. Привязанное к объектам, следовательно разделенное на аспекты, не целое, не единое, сознание обречено на непрекращающееся Бытие. Единственный выход – остановить внимание, отвязать его от всех объектов. И это возможно лишь при колоссальной силе воли, исходящей из высшей области сознания.
Внимание невозможно без материи. Материя невозможна без внимания. Они взаимосвязаны и, прекращая деятельность внимания, сознание одновременно прекращает и существование материи. Бытие, грандиозная ложь сознания самому себе о самом себе, заканчивается, уступая место не-Бытию, являющемуся целью первого и, в то же время, истинным, полноценным состоянием Сознания.