НА ОКРАИНЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Даже при поверхностном изучении якутского эпоса олонхо любой, хоть немного знакомый с ведическим знанием, человек обратит внимание на множество интересных моментов. Ведическая литература говорит о едином государстве, существовавшем тысячи лет назад, об одном императоре, правившем всем миром. Естественно, что великая культура того времени распространялась в самые отдаленные уголки планеты. Известно, что Веды дают подробнейшее описание устройства Вселенной, законов мироздания, а также обширную информацию по всем областям жизни человека. Наверное, это знание воспринималось по-разному, в зависимости от уровня развития людей, населявших ту или иную местность. Но все же оно оказывало сильное влияние на их дальнейшее развитие и культурные традиции. Попробуем же проследить, на примере якутского олонхо, каким образом это могло происходить.
Космическая иерархия
Олонхо - это общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества сказаний. Как правило, это крупные произведения - от 10-15 до 20 и более тысяч стихотворных строк. Ученые, исследующие олонхо, отмечают очень древнее его происхождение. События, описываемые в нем, происходят сразу после сотворения мира. Согласно эпосу, вселенная состоит из 3 миров: высшего, среднего и низшего, которые кружатся вокруг одной оси.
В Ведах также говорится о трех уровнях материальных планет: урдхва-лока (высшие планеты), мадхья-лока (средние планеты) и адхо-лока (низшие планеты). И также упоминается ось вселенной.
Олонхо говорит о "небесном своде", высшем мире, как о многоярусном пространстве, где обитают высшие существа. Прежде всего, это мудрецы, обладающие космическим объемом информации о состоянии всех трех миров со времени их первого творения и глубоко разбирающиеся в природе всех вещей и явлений. Например, Юрюнг Айыы Тойон среди светлых божеств наделен высшим титулом и высшими функциями. Он также считается создателем вселенной. А обязанность грозного Усун Джурантайа следить за исполнением предписаний судьбы людей и содержать в порядке весь "небесный архив", где учитываются их деяния. Считается также, что светлые божества по своей инициативе не вмешиваются в жизнь людей, за исключением самых критических ситуаций. В то же время обитатели нижнего мира постоянно проявляют агрессию, пытаются подчинить и даже истребить их.
Все это очень напоминает космическую иерархию, описанную в Ведах. Различные планетные системы расположены последовательно, на высшей из них - Брахмалоке - обитает верховный правитель и создатель материальной вселенной Брахма. Чуть ниже, на планетарных системах Тапалока, Джаналока, Махарлока жимут великие мудрецы (риши). Под этими планетами расположен мир Сваргалока, где властвуют существа, известные как полубоги (дэвы). Их битвы с воинствами низших миров, иногда оказывают влияние на людей. Кроме того, существуют различные расы демонов (асуров), которые восстают против правителей вселенной и порой пытаются захватить Землю. В Ведах также упоминается Шри Ямараджа - верховный судья, воздающий всем за грехи и награждающий за праведные дела.
Богатыри
Очень интересны в Олонхо образы богатырей. Почти все они имеют божественное происхождение. Например, можно найти упоминание о выходцах из "улуса Солнца". Их миссия - защита людей от воинственных обитателей нижнего мира, абаасы, для того, чтобы каждый смог исполнить свое жизненное предназначение. Жизненная программа (программа айыы) уже изначально заложена в каждом. Согласно этому описанию, ийэ кут - душа, частица Бога. При рождении на Земле, ее покрывают оболочки (кут) - воздушная и земляная. Они "заглушают" проявления чистой души, ийэ кут. Поэтому, чтобы "вспомнить" заложенную программу айыы, человек должен пройти сложный путь воспитания (усуйуу). Похожее описание можно найти и в Ведах. Тамсказано, что основной целью человеческой жизни является духовное развитие. Веды дают подробнейшее знание о душе, Верховной Личности Бога и их вечной, неразрывной связи. Цель человека - вспомнить об этой связи и действовать в соответствии со своим естественным положением слуги Бога. Занимающие высокое положение великие мудрецы и полубоги всячески пытаются в этом помочь. Обязанностью ведических воинов (кшатриев) было защищать дхарму - религиозные принципы. Следуя путем дхармы, человеческое общество гармонично развивается, давая каждому возможность достичь цели жизни. "Махабхарата" рассказывает о многих великих кшатриях, имевших небесное происхождение, например, об Арджуне - сыне царя небес Индры.
Путешествия
Совершая свои подвиги, богатыри олонхо путешествуют по всем трем мирам на конях, используя различные "небесные проходы", "огненные входы" или "пропасти в бездну подземного мира". Причем кони богатырей, как правило, - не только средство передвижения. Они имеют небесное происхождение, могут летать, петь, а также порой дать добрый совет Богатырское оружие - палицы, мечи, стрелы, ножи, копья и сабли - наделено сверхъестественной силой.
Ведическая литература тоже описывает путешествия по небу на запряженных лошадьми колесницах. Например, в "Махабхарате" Арджуна путешествует в космосе по небесной дороге - дэва-яне (пути богов). Кони, подаренные ему небожителями, описаны в том же произведении: "Эти кони гандхарвов меняют масть по своему желанию и летают с той скоростью, с какой захотят Они просто будут появляться перед вами, когда вы захотите, готовые служить вам. Эти кони всегда будут выполнять ваши желания". Свое оружие кшатрии зачастую получали в дар от могущественных полубогов.
Язык
Интересно отметить, что в якутском языке можно встретить слова, по звучанию и смыслу похожие на санскритские. Например, Нарыйана (в Ведах Нараяна - одно из имен Бога).
Другие примеры: по-якутски "санга" - "речь, разговор" (на санскрите "санга" - "общение"), "намыхах" - "низко" ("намах" - "нижайшие поклоны, падать ниц"), "айан" - "путешествие" ("айана" - "путь"), "ньидьирээ" - "спать" ("нидра" - "спать, засыпать").
Известный якутский историк и филолог Сидоров Е.С. в своих исследованиях отмечает около 200 соответствий в лексике современного якутского языка с лексикой санскрита.
Певцы
Отдельного упоминания заслуживают сказители олонхо - олонхосуты. Иван Александрович Худяков, один из самых ярких русских фольклористов второй половины 19 столетия, наблюдая за якутскими эпическими певцами, отмечал: "Когда-то во время студенчества мне казалось невероятным, чтобы один народный певец мог знать и петь наизусть такую большую сказку, как Илиада и Одиссея, упоминая множество собственных имен; вдаваясь в подробности, не пропускающие корабельного гвоздя. Якутские сказочники сказывают стихами и песнями не менее длинные сказки и с еще более мелкими подробностями... ".
В этой связи можно отметить, что ведические писания были записаны около 5000 лет назад, а до этого по традиции передавались изустно. Квалификацией ученика было запомнить все, что он хотя бы раз услышал от своего учителя. Эпических певцов в ведические времена тоже называли "сутами".
Целью данной статьи не является исчерпывающее исследование затронутой темы. Вряд ли это вообще возможно. При наличии 150 полных записей различных олонхо (и множества незаписанных), опубликовано всего 17, причем большая часть без перевода. Но даже только переведенные и изученные олонхо, являющиеся лишь верхушкой айсберга, уже дают столь обширную пищу для размышлений. Остается только догадываться, какие удивительные тайны могут хранить древние предания северного народа.
Андрей ГЛУШКОВ, Якутск
(газета "Гауранга. Золотой век" №1, 2004)