Корреспондент латвийской газеты "Час" взял интервью у первого шри-ланкийского монаха, изучившего русский язык
Author: Светлана Гартованова
Submitted by: Ziatz   Date: 17.10.2007 12:16
Comments: (2)   Ratings:
1.   Posted by СЕРГЕЙ С   20.10.2007 18:44      

Остров не такой уж и маленький,а чего же не назвали город?Если вдруг доведется побывать,обязательно же нужно встретиться с таким человеком!

2.   Posted by karim   28.09.2008 16:51      

Оценку этому сообщению проставил я. И вот, проделал это совершенно неправильно (поскольку намеревался поставить 10). Поскольку это трудноисправимо, те, кто хочет "понизить" оценку данной публикации, может проделать это прибавив единицу. Стыдно смотреть в глаза ланкийцам вообще и персонажам в частности. И это каждый раз когда беру кружку с чаем в руку.

А вы знали, что почетным консулом Латвии в Шри-Ланке хотели назначить буддийского монаха? Но так и не назначили

Светлана Гартованова
РАТНАСАРА - НЕСОСТОЯВШИЙСЯ КОНСУЛ ЛАТВИИ

Знаток архаизмов

Познакомились мы в Москве, на форуме выпускников вузов, при обстоятельствах не совсем обычных. Согласитесь, не каждый день встречаешь в автобусе буддийского монаха, завернутого в яркую оранжевую ткань, с холщовой сумой через плечо. Ко мне обратился другой сосед, преподаватель Тегеранского университета. Он, не теряя времени, прямо на ходу вносил исправления в свою рукопись - будущий учебник для студентов.
- Не подскажете, это не опечатка? Тут написано - «почтенный гражданин». А надо, наверное, почетный гражданин?
Не успела я объяснить, в чем разница, как в разговор вмешался тот самый буддийский монах.
- Почтенный - это значит пользующийся уважением. А можно еще сказать - достопочтенный и высокочтимый.
- А откуда вы знаете такие тонкости русского языка?
Монах протянул свою визитку, на одной стороне которой по-русски было написано: «Достопочтенный Паллеканде Ратанасара Маха Тхеро, кандидат филологических наук, заместитель председателя Общества дружбы Шри-Ланка - Россия, настоятель буддийского храма, гид».
- Я кандидатскую защищал в Институте русского языка имени Пушкина, куда мы сейчас едем. Тема - архаизмы русского языка, - продолжал мой собеседник. - Это было в начале восьмидесятых. Мой оппонент сказал, что я выбрал неактуальную тему. А я возразил, что на русском языке буду беседовать не о надоях в колхозе, а на религиозные темы. Кто-нибудь из присутствующих знает, как надо обращаться к митрополиту, к настоятелю храма, к консулу или послу? Время показало, что я был прав, все эти слова возвращаются к нам. Я был первым буддийским монахом в Шри-Ланке, поехавшим изучать русский язык. Не без моего участия студентами потом стали несколько десятков человек. - И Ратанасара, развернув многочисленные складки своего одеяния, извлек две приколотые медали: одна - с профилем Пушкина - за заслуги в распространении русского языка, другая - за укрепление дружбы народов.

Загадка русской души

Возникает закономерный вопрос: зачем человеку с острова Шри-Ланка, название которого переводится как «Благословенная земля», отправляться в заснеженную страну и изучать русский язык сначала в Российском университете дружбы народов, потом - в Институте имени Пушкина? Уж не собирается ли достопочтенный распространять буддизм?
- Для начала замечу, что буддизм уже достаточно распространен на территории России, на Алтае, например, - говорит Ратанасара. - И наша религия не относится к тем, которые активно прививают миссионеры. Русский я решил выучить потому, что в храм стали приезжать туристы, которые хотели у нас пожить, медитируя и стараясь достигнуть душевной гармонии. Многие из них знали русский. И я решил тоже выучить этот язык. Отправился в консульство, получил направление на учебу и приехал в Москву.
- И как вам здесь жилось?
- Очень хорошо. Я люблю Россию. Знаете, я ведь был в разных странах, и во Франции, и в Германии, и в Латвии много раз был. В Риге помогал создать Центр восточной медицины. Но нигде так хорошо себя не чувствовал, как в России. Конечно, в других местах все аккуратно, вежливо, пунктуально. Но только в России можно почувствовать, что делается все от души. Вот я вам объясню на примере. Однажды мы приехали осенью с моим учеником-подростком. Он тоже был в одежде буддийского монаха. А было холодно. Вот мы стоим на улице, и какая-то русская женщина говорит: «Что же вы мальчонку морозите, он же заболеет». Тут же начинает рыться в сумке, достает свитер и пытается надеть его на подростка. Я вам точно скажу, что ни в одной западной стране этого не могло произойти. Какое кому дело до черномазого, который ходит завернутым в материю? А эта женщина не может пройти мимо, если нужно помочь. Почему во всем мире читают Достоевского и Толстого? Потому что они говорят о том, что касается каждого человека. Можно старуху убить ради денег или нельзя? Можно на слезинке одного ребенка построить справедливый мир? И в решении этих вопросов русские ближе к восточному сознанию, а не к западному. Они сознают, что первичен именно дух. Конечно, тут сразу возникает христианская идея покаяния. Но все равно в каких-то общечеловеческих идеалах мы очень близки. Так что не случайно появились Рерих и Блаватская.

Нет мира под кокосами

- Закончив свое образование в Москве, вы так и продолжаете свою деятельность в храме? Судя по событиям в Мьянме, буддийские монахи довольно активно участвуют в политической жизни...
- Когда туристы приезжают к нам, они видят только прекрасные пляжи, кокосовые пальмы, великолепные экзотические пейзажи и улыбающихся людей. На самом деле в регионе происходят бурные события, и буддийские монахи активно в них участвуют. Мы сопротивляемся злу, но ненасильственными методами.
Как раз тогда, когда я закончил учебу, в 1983 году, у нас в стране тоже разгорелась настоящая война. Радикальная исламистская организация «Тамильские тигры» начала войну за разделение страны. Тогда убили больше 60 тысяч человек, многих монахов. Трупы сжигали, как сейчас в Мьянме, чтобы никто не мог ничего доказать. Причем всех, кто учился в СССР, уничтожали. Могли убить, если в доме найдут советский журнал. Тогда мне пришлось бежать в Бирму. Это тоже очень хорошая страна.
Единственное, что мне там мешало, - не мог купить бритву. Голову буддийский монах должен тщательно брить. А в Бирме монахи пошли еще дальше - они все волосы вырывают! И бритвами не пользуются. Мы не такие фанатичные...
Спустя два года вернулся в Шри-Ланку. У нас сейчас демократическая республика, очень хороший президент. В парламенте - 9 буддийских монахов от сингальской партии.

Зуб Будды и дерево Бо

- Вы упомянули про Центр восточной медицины в Риге. И что, он достаточно популярен?
- Все-таки восточная медицина существует пять тысяч лет и знает очень много о природе человека. В западной медицине более развита такая отрасль, как хирургия. Так что если вас врач направляет на операцию по поводу рака, а кто-то предлагает лечиться тибетскими порошками, - не верьте, это шарлатан. Восточная медицина не лечит рак. Но многие другие заболевания, которые связаны с работой клеток, мы можем победить или хотя бы затормозить.
Например, рассеянный склероз, который делает человека тяжелым инвалидом, можно остановить и не дать ему прогрессировать. Очень хорошо поддаются заболевания, связанные с обменом веществ. И важно понять кармические законы - почему вам послана болезнь, что вы должны исправить в своих поступках и мыслях.
- Так к вам едут лечиться?
- Каждый едет со своей целью. Кто-то хочет только веселиться на пляже, и это тоже очень хорошо. Кто-то хочет увидеть те достопримечательности, которые охраняет ЮНЕСКО. Ведь именно на Шри-Ланке есть храм, где хранится зуб Будды. У нас растет самое старое на острове дерево Бо, под которым Будда достиг просветления. С теми туристами, которые будут отдыхать на пляже, работает другой гид. А я занимаюсь теми, кто интересуется буддизмом. У нас есть туристическая фирма в Старой Риге, я там тоже не раз был. Знаком со многими в вашей стране. Однажды мне даже предложили стать почетным консулом Латвии в Шри-Ланке. Я с радостью согласился. Но когда узнали, что я являюсь заместителем председателя Общества дружбы с Россией, то сказали, что я не совсем подхожу.
Из Латвии у нас побывало более двухсот человек. Однажды позвонили и сказали, что в группе есть министр. Я спросил у туристов, кто из них министр. Все молчат. Потом один сказал, что вчера он действительно был министром, но сегодня его уже сняли. У вас министры очень часто меняются, и это не самая почетная профессия... Или правильнее сказать - не самая почтенная?

Справка
Шри-Ланка - островвИндийском океане, до 1972 года - Цейлон. 9 процентов национального дохода страна получает за счет туризма. Основная религия - буддизм. На севере страны распространен ислам.