Глава IX из книги "Букварь теософии"
Author: Ч. Ледбитер
Submitted by: Ziatz   Date: 27.10.2008 21:42
Comments: (29)   Ratings:
1.   Posted by СЕРГЕЙ С   28.10.2008 22:06      

Эту бы главу начитать!При всем уважении к ЕПБ,это самое лучшее изложение о планетных цепях!

2.   Posted by hele   29.10.2008 08:24      

Да, нужно. Все, что предложил Костя, уже прочитано.

3.   Posted by Ziatz   29.10.2008 14:08      

Это довольно специфическая вещь, а записи ориентированы на тех, кто начинает только знакомиться с теософией и пока больше занят мирской деятельностью, да в такой степени, что у него нет времени на чтение книг, и он может только слушать их по дороге на работу.

4.   Posted by СЕРГЕЙ С   29.10.2008 22:32      

Все-таки аудиозаписи должны быть предназначены не только для начинающих.Впервые в жизни начав прослушивание аудиокниг,убедился,что это очень удобно,даже временами лучше,чем обычное чтение.К примеру, Рамачараку некогда читать на бумаге,а в аудиоформе идет восхитительно!

5.   Posted by GraFa   12.12.2008 21:07      

А Правильно излагает данный вопрос Ледбитер? Я ТД и РИ не читал поэтому и спрашиваю.. но нашел вот такое мнение..

17.05.1934 Елена Рерих Рихарду Рудзитису
"Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если можно, придерживайтесь книг Блаватской, Писем Махатм и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе.

06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву
"Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда Inner Life "Внутренняя жизнь"(англ.)., когда его мышление отражало ещё мысли Е.П.Б., являются таким материалом. Впрочем, может быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, «много творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера большая утрата для Теософского общества. Именно Ледбитер явился злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению".

6.   Posted by СЕРГЕЙ С   12.12.2008 22:21      

Изложение очень подробное и более понятное,чем у Блаватской.
Елена Рерих кого только не ругала.

7.   Posted by GraFa   13.12.2008 12:22      

А оно действительно истинное ? оно в точности отражает описанное Блаватской, но иным языком ?

8.   Posted by GraFa   13.12.2008 13:33      

"...Давайте для удобства обозначим эти семь глобусов буквами алфавита, а номер воплощения — цифрами. Таким образом, так как это четвёртое воплощение, его первый глобус будет обозначен как 4A, второй — 4B, третий — 4C, четвёртый (который и есть наша Земля) — 4D, и так далее.
Эти шары не все состоят из физической материи. 4A не содержит материи ниже той, что принадлежит ментальному плану; у него есть соответствия во всех более высоких мирах, но нет в более низких. 4B существует на астральном плане, но 4C — уже физический шар, наблюдаемый в наши телескопы, и фактически это планета, известная нам как Марс. Шар 4D — это наша Земля, на которой жизненная волна цепи сейчас как раз в действии. Шар 4E — это планета, которую мы называем Меркурием, и также находится на физическом плане. Шар 4F — на астральном плане, соответствуя на восходящей дуге шару 4B на нисходящей; тогда как шар 4G соответствует 4A в том, что низшее своё проявление имеет на нижней части ментального плана. Таким образом, можно видеть, что мы имеем схему шаров, начинающуюся на нижнем ментальном плане, погружающуюся через астральный план до физического, а затем опять поднимающуюся через астральный на нижний ментальный план..."

9.   Posted by GraFa   13.12.2008 13:33      

Вот что пишет Блаватская В ТД.

"Марс и Меркурий, Венера и Юпитер, подобно каждой, до сих пор открытой, планете или тех, которые еще должны быть открыты, все они per se являются представителями на нашем плане подобных Цепей. Как это определенно утверждается в одном из многочисленных писем Учителя г-на Синнетта: «существуют другие и бесчисленные Манвантарические Цепи Сфер-миров, на которых обитают разумные Существа, как в нашей Солнечной Системе, так и вне ее». Но ни Марс, ни Меркурий не принадлежат к нашей Цепи. Они являются наравне с другими семеричными Единицами во множестве Цепей нашей Системы и все они настолько же видимы, насколько их высшие Сферы невидимы."

Т.е. как я понял, в одной цепи не могут быть проявлены планеты типа марс и меркурий..
и что все эти планеты являются 4ми в каждой цепи..
Земля является 4й планетой в 4й цепи..

10.   Posted by GraFa   13.12.2008 13:37      

И еще Блаватская пишет..

"b) Никакие сестры – планеты от А до Z, то есть, никакие высшие Сферы, какой-либо Цепи в Солнечной Системе, не могут быть видимы; за исключением, конечно, всех тех планет, которые занимают четвертую степень в порядке чисел, как наша Земля, Луна и т. д. Что же касается Марса и Меркурия и «четырех других планет», то они имеют касание до Земли, природу которого ни один Учитель или высокий Оккультист не только никогда не объяснит, но и не будет говорить о ней. "

Отсюда следует, что Ледбитер заблуждался..

11.   Posted by GraFa   13.12.2008 13:41      

Из письма Блаватской Учителю - с вопросом о Марсе и Меркурие

"Кроме того, оба (Марс и Меркурий) являются семеричными Цепями, такими же независимыми от сидеральных владык и иерархов нашей Земли, как и вы независимы от «принципов» Деймлинга (Tom Thumb), – которые, может быть, были его шестью братьями, в ночных колпаках или без них.."

12.   Posted by GraFa   13.12.2008 13:48      

И для полного сравнения..Блаватская ТД

"Наша планета (так же как и все видимые нами) приспособлена к особому состоянию ее человечества, состоянию, которое позволяет нам видеть невооруженным глазом небесные тела, единосущные с нашим земным планом и субстанцией, так же как их соответствующие обитатели, обитатели Юпитера, Марса и других, могут видеть наш маленький мир; потому, что наши планы сознания, хотя и различаясь в степени, но будучи однородными, находятся в том же слое дифференцированной материи... То, что я писал было следующее: «Меньшая Пралайа касается лишь наших маленьких Ожерелий Сфер, (Цепи мы называли «Ожерельями» в те дни путаницы в словах)... К подобному Ожерелью принадлежит наша Земля». Это должно было ясно показать, что другие планеты были также «Ожерельями» или же ЦЕПЯМИ... Если бы он (подразумевая возражателя) хотел усмотреть, хотя бы тусклый силуэт одной из таких «планет» на высших планах, он должен был бы сначала отбросить даже тончайшие облака астральной материи, стоящие между ним и следующим планом»."

13.   Posted by СЕРГЕЙ С   13.12.2008 18:34      

Я бы не торопился с утверждением о заблуждении Ледбитера.

14.   Posted by Урга   13.12.2008 19:57      

Да, это самая скрежещущая на зубах тема, в котрой чувствуешь себя как в лабиринте. Видимо, это из-за того, что изначально был выбран неудобный подход и терминология. После прочтения Р.Штейнера об этапах системы как-то стало понятнее...

15.   Posted by GraFa   14.12.2008 13:31      

Ну "Воплощение" у Ледбитера - это у Блаватской "Круг", как я понимаю, A-G глобусы цепи..

По Ледбитеру выходит, что предыдущая планета до Земли в этом четвертом круге был Марс, а следующая будет Меркурий..

Блаватская же говорит, что в одной цепи не может быть видимых нашему глазу планет больше одной..самая видимая 4я планета..

Это же говорится и в письмах Махатм.. и в книге "Человек: фрагменты забытой истории" Чаттерджи и Халловэй. Об этом и Рерихи упоминают..

Единственное, если Ледбитер не имеет ввиду цепь планет, физических - без сестер каждой планеты..

т.е. если Блаватская и остальные говорят о цепи с 7 глобусами, то "возможно" Ледбитер имеет ввиду цепь из 49 глобусов т.е. сразу о всех 7 цепях и имеет ввиду каждую 4ю планету одной цепи..

если же иначе.. то я поверю, что писал Учитель на вопрос Блаватской..

"Кроме того, оба (Марс и Меркурий) являются семеричными Цепями..."

Я никого не пытаюсь переубедить.. просто с этими малыми кругами и большими уже намучился - везде все по разному.. по-этому отныне, углубленно буду изучать лишь Блаватскую, ее ссылки, Махатм и Рерихов.. а остальное же, если придется коснуться, буду стараться воспринимать в общем понимании..

16.   Posted by СЕРГЕЙ С   14.12.2008 15:47      

Ну так отложите этот вопрос на будущее, когда наберете знания (но не забывайте!). Не исключено, что Вы посмотрите на это жгучий сейчас пробел с другой точки зрения и позиции, и он не покажется таким путаным...Может, сейчас важнее не кружиться возле частностей а, приняв основную мысль, двигаться дальше? Это просто мое мнение, решение за Вами.
А Ледбитер пишет, что предыдущей была Лунная цепь.Марс, возможно, будет следующей.

17.   Posted by Урга   14.12.2008 17:42      

Вся солнечная система проходит семь огромных этапов. Первый из них принято называть сатурническим, второй солнечным, третий лунным, четвертый земным. Но эти названия лишь попытка намекнуть на их сущность. Можно сказать, что с каждым этапом система трансформируется в новый махабхута, Элемент. То есть сейчас система дошла до образования последнего земного состояния, тогда как предыдущее было водным, а потому и получило термин "лунный". Однако я бы назвал его нептунным! в то же время встает вопрос о планетах: а что же при этом происходит с ними? А дело в том, что отнюдь не на каждом этапе можно существуют планеты как отдельные мировые тела в пространстве. Например, в течение сатурнического и солнечного этапов планет вообще не было, была только центральная звезда, внутри которой как зародыши (возможно, как кольца) сформировались газовые гиганты (на стадии солнечной). С появлением водного состояния материи произошел коренной "разлом" - вода ведь не совместима с огнем. Здесь впервые планеты появляются как таковые, причем все газовые гиганты отдельно, а водяное тело, я думаю, еще не дифференцировалось. И только с превращением части субстанции в плотное земное состояние мы получили еще и группу планет земного типа (Землю, Марс, Венеру и Меркурий).
Таковы выкладки Штейнера. Причем я могу привести примеры конкретных звезд, известных астрономии, которые находятся на этих четырех этапах развития.

18.   Posted by Ziatz   14.12.2008 18:28      

> А Ледбитер пишет, что предыдущей была Лунная цепь.Марс, возможно, будет следующей.

Нет, он имеет в виду, что Марс часть Земной цепи, потому что она сейчас в 4-м воплощении (в каждом из которых мы проходим по 7 кругов).

19.   Posted by GraFa   14.12.2008 19:13      

"Может, сейчас важнее не кружиться возле частностей а, приняв основную мысль, двигаться дальше?"

Видимо да.. )

и видимо путаница вот из-за чего
я сравнял воплощение кругу..

Ледбитер:
"В каждом воплощении цепи (обычно называемом периодом цепи) волна Божественной Жизни семь раз обходит цепь из семи планет, и каждый такой оборот называют кругом."

В общем действительно.. не буду я так придираться к частностям, сначала надо разглядеть картину полностью и восхититься всей ее красотой, а потом уже узнавать кто ее писал и какими красками..

20.   Posted by sova   27.12.2009 06:53      

Надеюсь, проведённый в статье "Ошибка резидента (А.П.Синнетт и планетные цепи)" разбор полётов расставит все точки над "ё" в вопросе о принадлежности Марса и Меркурия к земной "планетной цепи".

21.   Posted by GraFa   09.02.2010 23:09      

"Надеюсь, проведённый в статье "Ошибка резидента (А.П.Синнетт и планетные цепи)" разбор полётов расставит все точки над "ё" в вопросе о принадлежности Марса и Меркурия к земной "планетной цепи"."

Прав писать в эту тему у меня нет. Пробежался глазами и вроде не заметил следующего варианта - "что же есть Планетная цепь?"

Почему-то далее представленная версия мне кажется наиболее достоверной, если исходить из представления семеричного строения человека и параллельной эволюцией Сознания и Материи.

Под Цепью, возможно, подразумевается не отдельные друг от друга глобусы, а "тела" Земли, различной степени вибрации, воспринимаемые Сознанием, как отдельные Глобусы, ввиду ограниченности восприятия планом - и из-за этого сложилось впечатление будто Цепь - это нитка с шариками на ней (в прямом смысле).

22.   Posted by GraFa   09.02.2010 23:09      

Уильям Джадж
ОКЕАН ТЕОСОФИИ

ЦЕПЬ ЗЕМЛИ
Что касается нашей Земли, то взгляды, выдвигаемые теософией относительно её происхождения, эволюции, а также эволюции человеческой, животной и других монад, полностью отличаются от современных идей, а в чём-то даже им противоречат. Но ведь современные теории непостоянны — они меняются с каждым столетием, тогда как теософическое учение не меняется никогда, ибо по мнению Старших Братьев, которые провозгласили его вновь, указав на его подтверждение древними книгами, это лишь признание фактов природы. Современные теории, напротив, всегда умозрительны, переменчивы и постоянно подновляются.

Земля, следуя общему плану Вселенной, о котором говорилось на предыдущих страницах, имеет семеричное строение. Земля — существо, а не просто громадная масса грубой материи. И если эта сущность имеет семеричное строение, значит вместе с ней в космосе должно быть еще шесть глобусов или сфер. Эта группа из семи глобусов была названа "Цепь Земли" или "Планетная цепь". "Эзотерический буддизм" без сомнения утверждает это положение, но дает скорее грубый, неточный и материалистичный взгляд на предмет, заставляя читателя верить, что речь в доктрине идет об но отдельных семи глобусах, хотя и связанных между собой. Из этого можно заключить, что автор имел в виду, что глобус Земля отличен от других шести глобусов, как Венера отлична от Марса.

23.   Posted by GraFa   09.02.2010 23:09      

Но это не так. Земля это один из семи глобусов только в сознании человека, потому что, когда человек функционирует на одном из семи глобусов, он осознает его как отдельный глобус и не видит другие шесть. Это полностью соответствует тому, что сам человек не видит шесть других своих составляющих, но только свое тело, в силу того, что сейчас он находится на Земле, четвертом глобусе, и его тело олицетворяет землю. Все семь "глобусов" составляют единую массу, или большой глобус, состоящий из взаимопроникающих глобусов. Мы должны использовать слово "глобус", поскольку основная форма — это глобус или сфера. Если положиться на объяснение мистера Синнетта то можно предположить, что глобусы не проникают друг в друга, а соединены магнитными полями или линиями. Даже если уделить максимум внимания диаграммам, используемым для иллюстрации схемы в "Тайной доктрине", но пренебречь объяснениями и предупреждениями Е.П. Блаватской, можно сделать ту же ошибку. Но она сама и ее учителя говорят, что 7 глобусов нашей цепи "в единстве, но не единосущны"* Это заявление усилено дальнейшим предупреждением не опираться на статистику или просто диаграмму, но искать метафизический и духовный аспект теории. Итак, обращаясь к источнику, из которого мистер Синнетт брал сведения для своей книги, мы полагаем, что эти глобусы составляют единую массу, хотя отличаются друг от друга субстанцией, а разница в субстанции происходит в силу перемены центра сознания.

24.   Posted by GraFa   09.02.2010 23:17      

Это собсна тогда все объясняет.
Ледбитер и Синнет полагал, что Цепь - отдельные планеты.
А Махатмы говорили, что не может быть более 1 физического глобуса в цепи, т.к. эта Цепь - лишь "слои" "тела" "состояния" нашей Земли Матушки.

25.   Posted by Ziatz   10.02.2010 00:38      

Тезис, что глобусы=тела легко опровергается диаграммой из "Тайной доктрины", где 7 глобусов присутствуют на 4 планах, напр. на астральном 2 шт. и т.д.

26.   Posted by GraFa   10.02.2010 01:48      

то что я сказал "тела" - не в буквальном смысле, а для наглядности этого:

"Все семь "глобусов" составляют единую массу, или большой глобус, состоящий из взаимопроникающих глобусов. Мы должны использовать слово "глобус", поскольку основная форма — это глобус или сфера. Если положиться на объяснение мистера Синнетта то можно предположить, что глобусы не проникают друг в друга, а соединены магнитными полями или линиями. Даже если уделить максимум внимания диаграммам, используемым для иллюстрации схемы в "Тайной доктрине", но пренебречь объяснениями и предупреждениями Е.П. Блаватской, можно сделать ту же ошибку. Но она сама и ее учителя говорят, что 7 глобусов нашей цепи "в единстве, но не единосущны"* Это заявление усилено дальнейшим предупреждением не опираться на статистику или просто диаграмму, но искать метафизический и духовный аспект теории."

нет, я конечно не утверждаю ничего - просто привел цитату, как еще 1 вариант

27.   Posted by san   10.02.2010 12:16      

У Ледбитера в "По ту сторону смерти" есть еще о двух планетах за орбитой Нептуна.
Он пишет:

Возьмём, например, случай с двумя планетами за орбитой Нептуна, о которых упоминалось в работе Синнета «Рост души», опубликованной шесть или семь лет назад. (книга Ледбитера датируется 1904г., прим. переводчика). Никто, за исключением группы оккультистов, не подозревал в то время об их существовании, однако в Таймсе за 15 сентября 1902г. было напечатано, что профессор Форбс сообщил о двух группах комет, которые указывали на существование двух планет за Нептуном.

28.   Posted by san   10.02.2010 12:20      

Из "Рост души" Синнета:

Beginning with that which is the outermost in space,
we find that the planet Neptune is concerned with a
scheme of a very different character from that which
may be assigned to most of the others. In this world-
series the evolutionary process is not destined to
achieve results commensurate with those which it is
the purpose of the other schemes to bring about. The
life with which Neptune is concerned is not calculated
to attain very high levels, but on the other hand this
wonderful cosmic organism is especially interesting for
an astronomical reason. Connected in evolution with
Neptune there are in fact two other planets physically
belonging to our system that have not yet fallen a
prey to telescopic research. One of them may ulti-
mately be discovered by ordinary means, the outermost
lies far beyond the range of physical instruments, for
not merely is its distance something appalling to the
imagination, but the light it would throw back to us
by reflection from the sun is exceedingly feeble.
Viewed from Neptune itself the sun would appear a
mere speck in the sky compared with the glowing disc
we have to deal with, but the two outer planets are at
distances from the centre of the system which continue
to observe what is called in astronomy " Bode's law."

29.   Posted by san   10.02.2010 12:21      

Продолжение:

Thus without having yet discovered either of them
we know that the radius of the orbit in which the
outermost of all is moving is something over 10,000
million miles. (The distance of Neptune from the sun,
it will be remembered, is about 2,700 millions.) At
that distance the light of the sun would barely make
darkness visible. And for any warmth the distant
planet may require it must be dependent chiefly on
influences with which physical science on this earth at
present is ill acquainted. However, little as we can
expect just yet to understand the Neptune scheme, we
may formulate our thinking on the subject so far as
to recognise that scheme as including - at its present
stage of advancement - three physical planets.

All the other schemes, as we shall see by degrees -
excepting our own - are at present represented on the
physical plane by only one planet each. But all through
this survey of the system it must be remembered that
schemes are not equally represented on the physical
plane at each of their Manvantaric stages. Our own
scheme had but one physical planet in its last Manvan-
tara, and will have but one in its next Manvantara,
though at present it has a triple manifestation on the
physical plane. So other schemes which at present
have only one physical planet may have more than one
at later stages of their progress, may have had more
than one at former stages.


Онлайн переводчик: http://translate.google.ru.

Ч. Ледбитер
ПЛАНЕТНЫЕ ЦЕПИ

Схема эволюции, часть которой составляет наша Земля, — не единственная в нашей Солнечной системе, ибо в этой системе есть десять отдельных планетных цепей, каждая из которых является театром прогресса, в чём-то аналогичного нашему. Каждая из схем эволюции осуществляется на цепи глобусов, и по ходу каждой схемы её цепь глобусов проходит через семь воплощений. План, аналогичный для каждой схемы в целом и для последовательных воплощений её цепи планет, состоит в том, чтобы сначала шаг за шагом погружаться всё глубже в материю, а затем снова шаг за шагом оттуда подниматься.
Каждая цепь состоит из семи глобусов (шаров), при этом и глобусы, и сами цепи подчиняются правилу нисхождения в материю и затем — подъёма из неё. Чтобы это стало понятно, давайте рассмотрим пример цепи, к которой принадлежит наша Земля. В настоящее время она в своём четвёртом, самом материальном воплощении, а потому три её глобуса принадлежат к физическому плану, два — к астральному и два — к низшей части ментального плана. Волна Божественной жизни последовательно проходит от шара к шару этой цепи, начиная с высшего, снижаясь постепенно до низшего, а затем поднимаясь опять до того же уровня, с которого начала.
Давайте для удобства обозначим эти семь глобусов буквами алфавита, а номер воплощения — цифрами. Таким образом, так как это четвёртое воплощение, его первый глобус будет обозначен как 4A, второй — 4B, третий — 4C, четвёртый (который и есть наша Земля) — 4D, и так далее.
Эти шары не все состоят из физической материи. 4A не содержит материи ниже той, что принадлежит ментальному плану; у него есть соответствия во всех более высоких мирах, но нет в более низких. 4B существует на астральном плане, но 4C — уже физический шар, наблюдаемый в наши телескопы, и фактически это планета, известная нам как Марс. Шар 4D — это наша Земля, на которой жизненная волна цепи сейчас как раз в действии. Шар 4E — это планета, которую мы называем Меркурием, и также находится на физическом плане. Шар 4F — на астральном плане, соответствуя на восходящей дуге шару 4B на нисходящей; тогда как шар 4G соответствует 4A в том, что низшее своё проявление имеет на нижней части ментального плана. Таким образом, можно видеть, что мы имеем схему шаров, начинающуюся на нижнем ментальном плане, погружающуюся через астральный план до физического, а затем опять поднимающуюся через астральный на нижний ментальный план.
И как последовательность глобусов цепи являет погружение в материю и подъём из неё обратно, так происходят и последовательные воплощения самой цепи. Мы описали положение дел при четвёртом воплощении; оглядываясь же на третье, мы обнаруживаем, что оно начинается не на нижнем уровне ментального плана, а на верхнем. Тогда глобусы 3A и 3G оба состоят из высшей ментальной материи, тогда как 3B и 3F — из низшей; шары 3C и 3E принадлежат к астральному миру, и только 3D является видимым в физическом. И хотя третье воплощение нашей цепи в далёком прошлом, труп этого физического шара 3D всё ещё наблюдается нами в виде мёртвой планеты Луны, от которой это третье воплощение получило название "Лунной цепи".
Пятое воплощение нашей цепи, которое ещё в отдалённом будущем, будет соответствовать третьему. В нём глобусы 5A и 5G будут построены из высшей ментальной материи, 5B и 5F — из низшей ментальной, 5C и 5E — из астральной, и только шар 5D будет на физическом плане. Эта планета 5D, конечно, ещё не существует.
Остальные воплощения нашей цепи последуют тому же общему правилу всё уменьшающейся материальности. 2A, 2G, 6A и 6G все будут в интуитивном (буддхическом) мире, 2B, 2F, 6B и 6F — в верхней части ментального, 2C, 2E, 6C и 6E — в нижней его части, а 2D и 6D — в астральном. Таким же образом 1A, 1G, 7A и 7G принадлежат к духовному (атмическому) миру, 1B, 1F, 7B и 7F — к интуитивному, 1C, 1E, 7C и 7E — к высшей части ментального мира, а 1D и 7D — к его низшей части.
Таким образом видно, что не только жизненная волна проходит по цепи шаров глубоко в материю и поднимается оттуда снова, но и сама цепь в своих последовательных воплощениях делает в точности то же самое.
Сейчас в нашей Солнечной Системе есть 10 схем эволюции, но только 7 из них находятся на такой стадии, чтобы иметь планеты на физическом плане. Это 1) схема непризнанной планеты Вулкан, очень близкой к Солнцу, о которой у нас очень мало определённой информации. Она наблюдалась астрономом Гершелем, но теперь говорят, что она исчезла. Мы поначалу понимали так, что она в своём третьем воплощении, но теперь считают возможным, что она недавно перешла из своей пятой в шестую цепь, что могло бы быть объяснением её предполагаемого исчезновения. 2) Схема Венеры, которая в своём пятом воплощении, а потому тоже имеет лишь один видимый шар. 3) Схема Земли, Марса и Меркурия, которая имеет три видимые планеты, потому что в своём четвёртом воплощении. 4) Схема Юпитера. 5) Схема Сатурна. 6) Схема Урана. Все они в своих третьих воплощениях. 7) Схема Нептуна и двух безымянных планет за его орбитой, которая в своём четвёртом воплощении, а потому имеет три физические планеты, как и наша.
В каждом воплощении цепи (обычно называемом периодом цепи) волна Божественной Жизни семь раз обходит цепь из семи планет, и каждый такой оборот называют кругом. Время, в течение которого жизненная волна пребывает на каждой планете, называют мировым периодом, и в течение такого периода сменяются семь великих коренных рас. Как было объяснено ранее, они в свою очередь подразделяются на семь подрас, а те опять же на расовые ветви. Для удобства можно это изложить в форме таблицы:

7 расовых ветвей составляют
7 подрас —
7 рас —
7 мировых периодов —
7 кругов —
7 цепей —
10 схем —
1 подрасу
1 коренную расу
1 мировой период
1 круг
1 цепь
1 схему эволюции
1 систему эволюции








Ясно, что четвёртая коренная раса на четвёртом шаре четвёртого глобуса четвёртой цепи оказывается центральной точкой всей схемы эволюции, и мы в данный момент обнаруживаем себя в положении чуть после этой точки. Арийская раса, к которой мы принадлежим, это пятая раса четвёртого глобуса, так что настоящая середина выпала на время предыдущей великой коренной расы — атлантской. Потому человечество в целом прошло в своей эволюции совсем немного больше полпути, а те немногие души, которые уже приближаются к адептству, которое и есть конец и венец этой эволюции, далеко обогнали своих собратьев.
Как же получилось, что они зашли так далеко вперёд? Отчасти и в некоторых случаях оттого, что они более напряжённо работали, но обычно — потому, что они являются более старыми "я", так как раньше индивидуализировались из животного царства и имели больше времени для своей человеческой эволюции.
Всякая волна жизни, посылаемая Логосом, обычно проводит в каждом из великих царств природы по одному периоду цепи. Та, что в нашей первой цепи одушевляла первое элементальное царство, во второй цепи должна была одушевлять второе из этих царств, в Лунной цепи — третье, а теперь, в нашей цепи, находится в минеральном царстве. В будущей, пятой цепи она будет одушевлять растительное царство, в шестой — животное, а в седьмой достигнет человеческого состояния.
Из этого следует, что мы сами представляем собой минеральное царство первой цепи, растительное — второй, и животное — третьей, Лунной цепи. Там некоторые из нас достигли индивидуализации и смогли войти в эту земную цепь уже людьми. Другим же, которые немного отстали и не достигли её там, пришлось рождаться в этой цепи животными, прежде чем достичь человеческого состояния.
Однако не всё человечество вступило на эту цепь вместе. Когда Лунная цепь подходила к своему концу, её человечество находилось на разных уровнях. Целью, назначенной для этой цепи, было не адептство, а то, что является для нас сейчас четвёртым этапом пути (архатство — прим. пер.). У достигших его (и обычно называемых в теософической литературе "лунными владыками") было, как обычно, семь вариантов выбора пути, по которому они будут дальше служить. И только один из них приводил их (точнее, немногих из них) в эту Земную Цепь, чтобы служить водителями и наставниками для ранних рас. Но значительное, и фактически, огромное множество лунных людей не достигли этого уровня, а потому должны был появиться на этой Земной цепи в виде человечества. Помимо того, огромная масса представителей животного царства Луны подходила к индивидуализации, а некоторые из них уже её достигли, тогда как другие — нет. Этим последним потребовались дальнейшие животные воплощения в Земной цепи, и пока мы можем отложить их в сторону.
Но даже среди человечества было много классов, и то, как они распределились по Земной цепи, требует некоторого объяснения. Общее правило состоит в том, что достигшие высшего возможного уровня в любой цепи, на любом глобусе или в любой коренной расе не рождаются в начале следующей цепи, следующего глобуса и следующей расы соответственно. Ранние стадии всегда для отставших существ, и только когда они уже пройдут большой отрезок эволюции и станут приближаться к тем, кто ранее достиг лучших успехов, эти последние станут спускаться в воплощение и снова присоединяться к ним. Так что почти вся ранняя половина любого периода эволюции, будь то раса, глобус или круг, по всей видимости посвящена подтягиванию отставших людей почти что к уровню тех, кто успевал лучше, а затем и эти последние (тем временем отдыхавшие на ментальном плане, получая там огромное наслаждение) спускаются в воплощение к остальным, и далее трудятся вместе, продвигаясь к концу периода.
Таким образом, первые "я" с Луны, вошедшие в Земную цепь, были вовсе не самыми продвинувшимися. Фактически, их можно назвать наименее продвинувшимися из тех, кому удалось достичь человеческого состояния — животными людьми. Придя на цепь новых свежеобразованных шаров, они должны были установить формы во всех разных царствах Природы. Это должно делаться в начале первого круга новой цепи, но не требуется после, ибо хотя жизненная волна в каждое время сосредоточена только на одном из семи глобусов цепи, жизнь всё же не полностью покидает другие. Например, в настоящий момент жизненная волна нашей цепи сконцентрирована на этой Земле, но на двух других физических глобусах нашей цепи, Марсе и Меркурии, жизнь ещё существует. Там даже есть население — человеческое, животное и растительное, а потому, когда волна жизни снова обойдёт цепь по кругу, на этих планетах не будет необходимости в создании новых форм. Старые типы там уже присутствуют, и то, что произойдёт, будет выглядеть как внезапный и удивительный рост плодовитости, так что разные царства быстро увеличатся и размножатся и составят быстро растущее население вместо небольшого постоянного.
Так что именно животные люди, низший класс из человеческих существ Лунной цепи, установили формы первого круга Земной цепи. Сразу же за ними последовали высшие представители лунного животного царства, которые вскоре уже были готовы занять только что сделанные формы. Во втором круговом путешествии по семи глобусам земной цепи животные люди, бывшие самыми отсталыми среди лунного человечества, были лидерами этого земного человечества, а высшие из лунных животных достигали чуть более низкого по сравнению с ними уровня. То же самое продолжалось и в третьем круге Земной цепи, там всё больше и больше лунных животных достигали индивидуализации и присоединялись к человечеству, пока в середине того круга на этом самом шаре D, который мы называем Землёй, не спустился в воплощение более высокий класс лунных существ — второй разряд лунных людей, и сразу же возглавил процесс.
Дойдя до четвёртого, нашего нынешнего, круга, мы обнаруживаем, что к нам вливается первый разряд лунных людей — высшие и лучшие представители лунного человечества, которым лишь чуть-чуть нехватало до достижения успеха. Некоторые из тех, кто уже вступил на Путь (ещё на Луне) быстро достигли его цели, стали адептами и ушли с Земли. Немногие другие, продвинувшиеся не так далеко, достигли адептства сравнительно недавно — то есть за последние несколько тысяч лет, и они являются адептами наших дней. Мы же, находящиеся сейчас в высших расах человечества, на несколько этапов от них отстаём, но перед нами имеется возможность последовать по их стопам, если мы того захотим.
Эволюция, о которой мы говорили, это эволюция "я", того, что можно назвать душой человека, но в то же время происходила также и эволюция тел. Формы, построенные в первом круге, очень отличались от любых, о которых мы что-либо знаем теперь. Собственно говоря, те, что были созданы на нашей физической Земле, едва можно было вообще назвать формами, поскольку они строились только из эфирной материи и напоминали неясные, плывущие, почти бесформенные облака. Во втором круге они были уже определённо физическими, но ещё бесформенными и достаточно лёгкими, чтобы парить в потоках ветра.
Только в третьем круге начали они принимать какое-то сходство с таким человеком, каким мы знаем его сейчас. Сами методы размножения этих примитивных форм отличались от сегодняшних, и больше напоминали те, что сейчас встречаются лишь у гораздо более низких форм жизни. В те ранние дни человек был андрогинным, а определённое разделение на два пола произошло только в середине третьего круга. С того времени тело человека, постепенно развиваясь, стало принимать определённо человеческий вид, уменьшаясь и становясь более компактным, а также учась прямохождению вместо того, чтобы передвигаться ползком и сутуло, и в общем уже отличаясь от животных форм, из которых оно эволюционировало.
Заслуживает упоминания один любопытный отход от регулярности, имевший место в этой эволюции. На этом шаре, в это четвёртом круге, было отклонение от прямой схемы эволюции. Будучи средним глобусом среднего круга, срединной точкой эволюции он отмечал последний шанс для членов лунного животного царства достичь индивидуализации. Потому было предпринято особое усилие и организована особая схема, чтобы дать этот шанс столь многим, как только возможно. Условия первого и второго кругов, которыми отставшие "я" не вполне смогли воспользоваться, были особым образом воспроизведены в первой и второй расах. И теперь, с дополнительной эволюцией, которую они прошли в течение третьего круга, некоторые из них смогли воспользоваться этим преимуществом и проскочили в дверь в последний момент перед её закрытием, став всего лишь людьми. Естественно, что они не достигнут насколько-либо высокого уровня человеческого развития, но по крайней мере, когда они попытаются снова в будущей цепи, у них будет некоторое преимущество благодаря этому пусть и небольшому опыту человеческой жизни.
Наша земная эволюция также получила очень ценный стимул благодаря помощи, оказанной нам нашей сестрой — Венерой. Сейчас её цепь находится в своём пятом воплощении и в седьмом его круге, так что её обитатели на полторы цепи опережают нас в эволюции. И поскольку её население настолько более развито, чем наше, сочли желательным, чтобы некоторые адепты с из эволюции Венеры были переведены на нашу Землю, чтобы помогать в то особо напряжённое время перед закрытием двери в середине четвёртой расы.
Эти высокие существа назывались Владыками Пламени и Сынами Огненного Тумана, и они оказали на нашу эволюцию удивительный эффект. Интеллект, которым мы так гордимся, есть у нас почти исключительно благодаря их присутствию, ведь при естественном ходе событий лишь следующий, пятый круг должен был стать периодом интеллектуального развития, а в этом, четвёртом, мы должны были посвятить себя в основном культивированию эмоций. Потому мы в действительности намного опередили намеченную для нас программу, и такой прогресс произошёл всецело благодаря помощи, оказанной этими великими Владыками Пламени. Большинство их оставались с нами только в тот критический период нашей истории; немногие из них ещё занимают высшие должности в Великом Белом Братстве до того времени, пока люди нашей собственной эволюции не поднимутся на такую высоту, чтобы быть в состоянии освободить этих высоких посетителей от их обязанностей.
Эволюция, лежащая перед нами, касается и жизни, и формы; ведь в будущих кругах, в то время как наши "я" будут расти в силе, мудрости и любви, физические формы тоже станут более прекрасными и совершенными, чем когда-либо были. В наше время на Земле имеются люди, находящиеся на сильно различающихся стадиях эволюции, и ясно, что есть огромные множества дикарей, которые намного позади великих цивилизованных рас мира — настолько, что им уже совершенно невозможно догнать. Позже в ходе нашей эволюции будет достигнута точка, когда этим неразвитым душам будет больше невозможно продвигаться вместе с другими, так что необходимо будет разделение.
Оно в точности аналогично сортировке, которую проводить учитель в своём классе. За учебный год он должен подготовить учеников к определённому экзамену, и примерно к его середине он уже хорошо знает, кто из них сможет его сдать. Если в его классе будут оставаться те, кто безнадёжно отстали от остальных, он может вполне резонно сказать им в середине года: "Вам совершенно бесполезно будет продолжать с вашими товарищами, потому что более сложные уроки, которые я буду давать, будут вам полностью непонятны. Невозможно, чтобы вы выучились достаточно за время, оставшееся до экзамена, так что усилия будут для вас ненужным напряжением, а вы сами будете помехой для остального класса. Так что вам лучше перестать стремиться к невозможному, и попытаться опять пройти программу младшего класса, которую вы освоили не в совершенстве, а затем сдать этот экзамен с младшим классом в следующем году, ибо что не возможно для вас сейчас, тогда вам будет легко".
По сути это точно то, что сказано об определённой стадии будущей эволюции о самых отсталых "я". Они выпадут из класса этого года и продолжат со следующим. Подсчитано, что таким образом выпадет примерно 2/5 человечества, позволив оставшимся 3/5 гораздо быстрее продвигаться к той великолепной судьбе, что ожидает их впереди.