Статья, подготовленная для публикации в сборнике "Неведомый Днепропетровск". Знакомит читателя с основными положениями Теософии и концепцией работы Теософического общества Днепропетровска.
Author: Игорь Комаров
Submitted by: Komarov_Igor   Date: 28.09.2005 02:48
Comments: (1)   Ratings:
Average members rating (out of 10) : Not yet rated   
Votes: 0
Днепропетровское городское «Теософическое общество».



[justify]

     Начало теософического движения уходит корнями в глубокую древность тысячелетий. В современном понимании Теософия происходит от греческих слов Qeos – Бог и Sofia – мудрость. Введено данное понятие в обиход Александрийскими философами, так называемыми Филалетами (любящими истину), после того, как Аммоний Саккас и его последователи в третьем веке нашей эры разработали Эклектическую теософическую систему. Главной целью основателей Эклекти¬ческой Теософической Школы была одна из трех целей их совре¬менного последователя - Теософического Общества, а именно: примирить все религии, секты и нации общей системой этики, ос¬нованной на вечных истинах (в современной трактовке звучит так: Организация ядра всемирного человеческого братства без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения).


     Хотелось бы сразу предостеречь читателя от неверной трактовки смысловой нагрузки слова Теософия, понимаемой некоторыми людьми как Мудрость Бога. Это не совсем корректное представление создаёт видимость теософических истин, как истин "в последней инстанции". Для формирования верного понимания данного термина следует понять смысл, вкладываемый греками в понятие Бога. В системе многобожия, к коим и принадлежала эллинская религиозная мысль, слову Бог придавался смысл как «одному из», а не как «Верховному», широко распространённому в христианском монотеизме. Отсюда и Теософию следует понимать как Мудрость богов, или тех, кто своей подвижнической жизнью, преодолевая горечь страдания и отверженности, но при этом любящих всё живое более чем самого себя, готовых отдать себя без остатка в деле спасения человечества, тех, кто глубиной своего сознания возвысился до уровня, понимаемого нами как состояния "святости". Именно истину прошедших ранее нас по дороге спасения и вкусивших плод победы над грехом предлагает к рассмотрению, изучению и активному использованию в жизни людей Теософия.


     Современное Теософическое общество основано Е.П. Блаватской, Х.С. Олькоттом, У.К. Джаджем и некоторыми другими в Нью-Йорке в 1875 году. В настоящее время насчитывает множество филиалов по всему миру. Штаб-квартира находится в Адьяре – предместье Мадраса. Последователи, как и создатели Теософического общества, в его деятельности видят три основные цели. О первой – создании и формировании ядра общечеловеческого братства, мы уже упомянули. Единение людей в Обществе достигается не на едином религиозном убеждении, а на общем стремлении познать истину, которая по крупицам сокрыта в различных философских учениях, школах, как действующих, так уже и "мёртвых" религиозных системах. Сравнительное изучение таких школ и систем с целью отыскания в них крупиц Мудрости Единого Источника – вот вторая цель, ради которой создавалось Теософическое общество. Именно ей общество обязано принятием девиза, который со времён филалетов является основной скрепляющей и движущей силой Теософического движения: «Нет религии выше истины».


     Третья цель, декларируемая обществом, не менее благородная, чем две первых, это изучение и развитие сокрытых в человеке божественных сил с целью применения последних во благо всего человечества. Как бы не звучало это странно, но именно эта неказистая и незамысловатая цель является зерном мудрости, источником неиссякаемого знания на пути человека в жизнь вечную. Древняя мудрость учит нас: "Познай себя и ты познаешь Бога". Именно потому, что человек сотворён по образу и подобию Творца он является миниатюрной копией своего Создателя – микрокосмом во Вселенной, олицетворяющей физический макрокосм. Познавая своё физическое тело, человек познаёт и весь материальный мир. Перевод взора на свои тонкие тела даёт человеку возможность получить знания о "тонких" (высших) пространствах мироздания, их характеристиках и свойствах, позволяет исследовать и изучить взаимосвязи сознания с материей, временем и пространством. И только лишь тогда, когда человек научится комплексному подходу в изучении, лишь, когда он перестанет делить свои тела на группы, отделы и планы, когда перестанет отождествлять себя только с материальным или только с духовным своим естеством, когда личное растворится в общественном и станет ничьим (или одинаково своим), когда каждое мгновение жизни будет приниматься человеком как великая благость, данная нам Творцом, и за события, приносящие горечь, из уст путника прольются слова благодарности в адрес Вседержителя, когда окружающие перестанут быть "своими" и "чужими", а в адрес поругающего и бьющего прольются слова "Радость моя…", именно тогда (а не ранее) усталый путник может с уверенностью утверждать то, что маленькая толика Божественного, которая ему приоткрылась здесь, на Земле, изучена и усвоена им в объёме, необходимом для принятия следующего жизненного Откровения. Именно тогда жизнь перестанет для исследующего её быть "лабиринтом Миноса", а минотаврам отныне не найдётся в ней места. Но это всё далеко впереди. А что же сегодня? Сегодня, как и всегда - упорный кропотливый труд, иногда изнуряющий, иногда завораживающий, но при этом всегда желанный и осознанный, направленный в сторону помощи ближнему, рождающий в результате чувства радости и любви, смирения и глубокого внутреннего покоя, основанного не на поверхностной вере, а на глубинном, мудром знании.


     Так что же предлагает стремящемуся Теософия, что не может предложить ни одна из существующих религий и философских школ? Скажу однозначно – многое! Путь теософа гармонично вбирает в себя полезную научность познавательного процесса (мы ведь познаём Творца), взятого от философской жизненной позиции, с не менее полезной позицией сопричастности к процессу и творению, позаимствованной из религиозной практики. В Теософии нет места обрядности, зато незримо присутствует чувство коллективизма и сопричастности ко всем делам, проводимым Обществом. Членов последнего не разделяют на прихожан и служителей – все члены Общества активно включены в процесс творчества в меру своего развития. И даже если кто-то не в состоянии вести внутреннюю (духовную) работу, ему будет предложен труд в данной области действования, который выразится физическими нагрузками. Для Теософии нет малозначимого, как и нет ничего такого, что привело бы путника к отстранённости от общества и жизни в целом. Теософический труд это не затворничество, ведущее к утрате свободы. Свобода выбора – неприкасаемый постулат для последователей Мудрости Божией. Теософическое общество не является организацией, ведущей "заблудшие" души к стопам Творца, а есть содружество (братство) равных по духу искателей Истины. Члены Общества, проникая друг в друга в акте бескорыстного совместного творчества, взаимодополняют и всесторонне обогащают свою индивидуальность новыми гранями, которые, по мере своего раскрытия, начинают ярко сверкать, испуская в окружающий мир потоки Света, Любви и нескончаемой радости.


     Теософический взгляд на жизнь видит во всех её проявлениях неисчерпаемую возможность к постоянному совершенствованию человеческой Сути. Более того, теософы практически буквально принимают поговорку «Век живи – век учись», отыскивая не только в неординарных событиях, но и в рутинном, каждодневном жизненном труде моменты, формируемые для нас Творцом для нашего же успешного обучения. Сама жизнь и процесс обучения в ней не заканчивается для теософа школой или ВУЗом, вносящих в процесс получения знания некоторый аспект насильственности (что делать, таковы реалии). Наоборот, привнося в обучение элемент добровольности и чувство осознанной необходимости, последователи Теософии продолжают развивать свои способности к ментальной практике (работе), прерванной с окончанием нами средней школы, но только уже развивается не линейный, достаточно хорошо изученный и привычный для нас способ ментального труда, а образный и абстрактный способы мышления. Это приводит к расширению границ восприятия мира, делает доступным его области, ранее изучаемые на опыте тех, кто уже развил в себе способности к познанию этих областей и пространств.


     В Теософии принимается авторитетное мнение, но решительно отвергается идолопоклонство. "На веру" принимается только то, что в настоящий момент не может быть изучено другим способом, кроме как только при помощи старшего товарища. И то, с обязательной последующей координацией полученного таким образом знания, когда возможность прямого, непосредственного исследования в достаточной мере позволит принять, отвергнуть или откорректировать сформировавшуюся ранее под воздействием сторонних сил систему миропонимания.


     Теософия – это наука здравого смысла, в которой нет места чуду! Если же мы сталкиваемся с проявлениями, которые не в силах объяснить, так это из-за недостаточно развитых в нас средств коммуникаций с "тонкими" мирами. В момент развития последних улетучится и неведение относительно "чудесных" трансформаций.


     Вот, собственно, и всё, что касается Теософии в общем. Далее несколько слов о том, что собой представляет городская организация теософов. Самое главное приобретение члена нашего коллектива это беспрекословное выражение свободы, данной нам Творцом, с которой каждый человек приходит в мир, почти всегда забывая при этом, что такое зерно духовного произрастает в нём. Свободное мышление и высказывание своих мыслей – вот атмосфера, царящая в нашем коллективе. Размышления о человеке и его месте в жизни, о взаимосвязи физического с духовным, о Боге и Его мироздании, о мире Творца и Его высоком существовании – вот главные направления нашей ментальной деятельности. Но не только на размышления богато наше маленькое сообщество. Действие – вот вторая главная задача воспитания обновлённого человека. Именно свободное и чистое мышление, выраженное в уверенном и безгрешном действии в физическом мире, на самом деле и являются теми составляющими, которые приведут человека к его обновлению (по христиански), преображению и вхождению в жизнь Вечную, в обитель Христа. Последнее утверждение не бесспорно, но глубоко верно. С этими и иными направлениями деятельности человека не только можно ознакомиться у нас, не только получить практические рекомендации по тем или иным аспектам человеческой жизнедеятельности от уже испытавших подобный опыт, но можно и самому выразить открывшуюся Свыше Истину. И, возможно, именно её то мы и ожидаем уже достаточно длительное время.


     Мы ни к чему друг друга не обязываем, но призываем обратиться к Христовому лицом, а не тем местом, которым повёрнуто к Нему большинство людей Земли. Мы не боги, а потому не являемся существами совершенными (отсюда и вполне естественная склонность к совершению тех или иных ошибок), но мы всячески стремимся к совершенствованию. Стремимся искренно и самозабвенно. Стремимся не столько словом, сколько своим мышлением, а значит и делом выразить это наше стремление в мире форм.


     Мы несём в мир гармонию как можем. Считаем, что именно для этого и послал нас сюда Творец! Мы любим мир, ибо мы часть его, потому и стремимся сделать его лучше. Мы отказываемся от стремления к накоплению материального, но всё же с уверенностью смотрим в завтрашний день. Мы не клянчим у Старших заступничества, ибо глубоко уверены, что на всё Воля Божия! Мы скромно и смиренно осознаём, что в этой всеобъемлющей Воле присутствует и наша маленькая частичка, непрестанно взывающая к человечеству.


     В среде теософистов нет брани ни в сторону Бога, ни в сторону жизни или кого-либо из людей, равно как и сетований на своё существование. Наоборот, преодоление всевозможных жизненных сложностей и трудностей становятся предметом нашей ещё не совсем угасшей гордости, но и она, являющаяся последним оплотом физического, скоро нас покинет. К этому мы неуклонно стремимся. И это убеждение возрастает в нас всё больше и больше, по мере нашего приближения к порогу естественного и вынужденного безмолвия. Мы глубоко осознаём, что такое безмолвие не является синонимом бездействия и именно к такому скромному, нелицемерному действию там мы приучаем себя заранее здесь, на Земле.


     Следует отметить, кто же всё-таки может быть членом Теософического общества. Любой человек средних умственных способностей со склонностью к метафизике, принимающий и поддерживающий декларируемые Обществом три основные цели, ведущий чистый, неэгоистичный образ жизни, находящий больше радости в помощи ближнему, чем в получении помощи самому, который всегда готов поступиться своими желаниями ради блага других, кто любит Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не из-за выгод, которые они могут принести, осознаёт он это, или нет, является теософом. Но одно дело быть теософом, совершенно иное – являться членом действующей организации теософов – Теософического общества. Бескорыстное, обдуманное, взвешенное, а от того и мудрое действие теософического коллектива даёт возможность члену последнего непосредственно ощутить себя неотъемлемой частью Целого, ячейкой Которого мы являемся по самому акту нашего существования.


     Стремящийся к Теософии должен чётко себе представлять, что его вступление на путь не является лёгкой прогулкой, ярким жизненным приключением, а есть кропотливый каждодневный труд, требующий величайшего напряжения всех его внутренних сил: "Размышление, воздержание, соблюдение моральных обязательств, теплые мысли, благие дела и добрые слова, доброжелательность ко всему и полное забвение собственного я — самые действенные средства к достижению знания и приготовлению себя к восприятию высшей мудрости (Теософии)". Путь теософии – путь величайшей жертвы, возлагаемой к ногам Бога самим стремящимся. Жертвы не разовой, единовременной, а каждодневной и постоянной, порой мучительно невыносимой, но, тем не менее, с избытком наполненной любовью. Не плотской, похотской, а любовью божественной, живой и нежной. Задача теософиста в том и состоит, что бы взращивая зерно любви, посаженое Богом в наше сердце, любви к своей судьбе, жизни, окружению, к концу своего земного пути положить к Его ногам уже не искорку, дрожащую под натиском случайного ветра (невзгод), а пылающий костёр любви, смиренно и смело противостоящий любой разбушевавшейся жизненной стихии.


     В ближайших планах городской организации создание и открытие библиотеки эзотерического, философского, религиозного и психологического содержания, зерном которой будут являться работы классиков от Теософии (электронный вариант библиотеки уже имеется). Выход на режим работы просветительской направленности с ежегодным проведением осенних и весенних семинаров-школ.


     Главной же задачей считаем объединение всех конструктивных сил, стремящихся к совершенствованию человеческой сути, действующих на основе теософических истин и принципов, для построения общественного объединения нового типа и последующего совместного, более продуктивного движения по эволюционной лестнице.


     В заключение следует добавить, что тому, кто выявит желание связать свою судьбу с Теософией и решится стать полноправным, действующим членом теософической группы, следует обратиться за дополнительной информацией в Координационный Совет Днепропетровского городского «Теософического общества» по контактным телефонам в городе Днепропетровске: 788-21-22.

[/justify]

С Любовью

секретарь-координатор Днепропетровского
городского Теософического общества

Игорь Комаров.

май 2004 года