Стаья - ответ на критическую публикацию в местной прессе о Теософии и ТО.
Author: Комаров И.
Submitted by: Komarov_Igor   Date: 13.03.2007 05:36
Comments: (8)   Ratings:
Average members rating (out of 10) : 10.00   
Votes: 1 since 06.08.2008 15:16
…что такое "хорошо" и что такое "плохо"…




Шутка ли сказать, но именно ребёнком – маленьким Крохой из далёких, но по прежнему не менее родных "шестидесятых" я почувствовал себя, когда прочёл статью студентки Елены Михайличенко "Флаг невежества над Днепропетров-ском", опубликованную в "Днепре вечернем" 4 февраля сего года. Сразу вспомни-лись родители с их тёплыми, но неизменно жёсткими наставлениями: "Того нель-зя!", "Так не делай!", "С теми не дружи!".

Однако моим тёплым детским чувствам не суждено было длиться долго. Все-го через десять дней они были развеяны откликом на указанную публикацию, по-ступившим в редакцию газеты от читателя Анатолия Туника и опубликованную "Вечёркой" 13 февраля под заголовком "Нужно ли Днепропетровску быть столи-цей мистиков?".

Не приводя полного текста указанных публикаций (интересующимся можно ознакомиться с ними в оригинале), цитатами выражу общую смысловую нагрузку, которую несут в себе обе статьи: "Не хватало ещё, чтобы Днепропетровск стал столицей мистиков и чтобы здесь устраивались ведьминские съезды" и ещё "От-крытие музея (Е.П. Блаватской), если оно состоится, - станет признанием нашего невежества. С чем мировая общественность и поздравит наш город". Но основной смысл мнений этих читателей остался как бы "за кадром", озвученный наполови-ну. Материал в этих заметках (из-за малого объёма их трудно назвать по другому) подан со смещённым, так сказать, акцентом. Реакцией именно на него и следует считать выход из-под пера этой статьи. Но о нём мы поговорим несколько позже. В начале же следует ознакомить читателей, собственно, как и самих "писателей", с основными терминами и понятиями, сложившимися в мировом сообществе на текущий момент и используемыми мной далее. И начнём с термина "Теософия".

Елена Михайличенко приводит следующее определение: «Теософия – это мистическое богопознание. Так ещё называют религиозно-мистическое учение Е. Блаватской, изложенное ею в сочинении "Тайная доктрина". Сложилось под влия-нием индийских религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, ин-дуизма, а также оккультизма». В целом я полностью согласен с приведенной авто-ром формулировкой, хотя, говоря о влиянии, я добавил бы к формулировке ещё и иудаизм, мусульманство, христианство и ещё множество различных религий и философских направлений, вольно или невольно участвующих в формировании и становлении Теософии. Но и об этом несколько позже. Главное, выделенное в оп-ределении самой Еленой, равно как и уважаемым Анатолием, это представление Теософии как религиозно-мистического учения! Зачем нам сборище мистиков?! – практически восклицают авторы в своих публикациях. И действительно – зачем? Зачем нам ведьминские съезды?!... Стоп! Причём здесь ведьмы? Ах да, наверное, мистика как раз и есть это самое ведьмовство. Во всяком случае, в понимании Елены и Анатолия. И это хорошо…, что есть понимание. Что нет вместо него зияющей дыры в сознании бесстрашного исследователя жизни, коими авторы публикаций, безусловно, являются. А уж под чьим влиянием сформировано это понимание – это уже вопрос второстепенный.

Пытаясь анализировать среду, в которой формируется наше мировоззрение, я сталкиваюсь с проблемой массированной атаки на наше сознание со стороны за-падного менталитета в виде "достижений" современной цивилизации, представле-ния жизненных позиций в интерпретации голливудского кинематографа. Мы при-выкли к обилию жанров голливудской продукции. Среди последних встречается и жанр "мистика". Как раз он-то и представляется нам чем-то средним между фан-тастикой и ужасами, вбирая в себя всю полноту обоих жанров. А сколько в этой "мистике" ведьмовства! В этом, несколько извращённом человеческими предрас-судками видении истины, как раз и кроется корень нашего невежества! И, каюсь, за него-то как раз мне и стыдно! А уж как, Елена, я понимаю всю вредность тако-го миропонимания…

С этим чувством я и пустился на поиски разумного объяснения термину "мистика". "СЭС" образца 1983 года, равно как и "БЭС" 2000-го приводят практи-чески идентичную формулу:

Мистика (от греческого mystikos – таинственный) религиозная практи-ка, имеющая целью переживания в экстазе непосредственного «едине-ния» с Богом, а также совокупность теологических и философских док-трин, оправдывающих и осмысляющих эту практику…

И ни единого слова о теософии… Как жаль! Сразу бы про ведьмовство, и де-лу конец. Ищем ещё. Во "Всемирной энциклопедии" (том "Философия") находим:

Мистика (от греческого mystikos – таинственный) сакральная религиоз-ная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчув-ственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих сво-ей задачей концептуализацию и регулирование этой практики…

Почти те же слова, но при всей их замысловатости они как-то созвучны с чем-то привычным. С чем? И в первом и во втором определении явственно про-слеживается одно и то же направление: Мистика это религиозная практика! Что же это получается, неужели мистики это не ведьмы, а добропорядочные, верую-щие в Бога люди? Не может быть! Неужели наше родное христианство могло бы это допустить? Разве могло бы оно принять мистику в каком либо её качестве? Читаем далее:

Зрелая мистика (МИСТИКА в собственном смысле этого слова) оформ-ляется в вероучениях, относящихся к такому направлению, как теизм (основа христианского учения). В контексте теистской трактовки Абсо-люта как личности («живой Бог» христианства, иудаизма и ислама) мис-тика выстраивается…

Кульминационный момент и, собственно, цель и результат сакрального диалога души с Богом понимается в мистике как откровение Божье – акт божественного волеизъявления и дар милости Божьей. В… нормативном (плане мистика понимается как) разработанная в рамках патристики мо-дель жизни христианина как постижения Христова приближения к нему, в контексте чего ступени совершенствования личности оказываются сту-пенями приближения его к Богу (Ориген, Игнатий Антиохийский и др.), а лицезрение истины понимается как сверхчувственное озарение души милостью Божьей (Августин)…

В рамках оформившегося христианства мистика конституируется как способ непосредственного квазиинтелектуального богопознания, осно-ванного на сверхразумном созерцании и чувстве (душа мистика у Гри-гория Нисского как "сложившая покрывало со своих очей" и "чистым оком взирающая")…

Оказывается, мистика не только принимается христианским миром, но и ак-тивно используется в его практике!
В целом центр тяжести приходится в мистике отнюдь не на концепту-ально-теоретические изыскания и вообще не на поиск средств выраже-ния, но на специальную мистическую практику, имеющую своей целью непосредственное узрение истины в акте, выступающем для человека как озарение, а для Бога – как откровение.

Понимаем теперь что основы христианского учения и передаются людям в виде мистических актов, по привычному – откровениями Господними. И мистика является основой, фундаментом этих откровений.

В любом случае (в христианстве) за мистикой оставался приоритет в адекватном постижении Абсолюта.

… в структуре религиозного сознания… (в христианстве, например, на-чиная с Августина, мистическое богопознание объявляется высшим и "венчающим собою постижение истины")…
И последнее, что остаётся добавить к приведенному, это отношение совре-менников к людям веры, активно использующих на практике мистицизм:

… христианские мистики канонизировались… (то есть вводились в ранг святых!)

Всё приведенное мной как-то отвлечённо и далёко от нас, хотя и явно выво-дит мистику за рамки мусорного бака, в который мы пытаемся всё чаще её оку-нуть. Но настолько ли мы далеки от мистического, что бы заявлять "наше реши-тельное НЕТ!" всем формам её проявления? Посмотрим на то, как мистика прояв-ляется в нашей повседневной жизни. Посещая церковь, мы вольно или невольно становимся соучастниками мистических действ. Знаете ли Вы, Анатолий, что все основные церковные обряды квалифицируются церковью как "таинства". Ничего Вам не напоминает это слово? Если Вам, Елена, приходилось участвовать в обря-де крещения, значит и Вас в жизни посетил акт мистического действа – таинства крещения! А бывали ли Вы на воскресной или праздничной службе? Приходилось ли Вам причащаться? Если да, значит и Вы были соучастником таинства причас-тия тела Христова! Мистическое, друзья, вовсе не значит – ведьмовское. Как го-ворил Апостол: "Нечистому – всё нечисто!"

В заключение справочного экскурса хочется ответить Елене Михайличенко относительно её высказывания, которое венчает первую статью: "Открытие музея (Е.П. Блаватской), если оно состоится, - станет признанием нашего невежества. С чем мировая общественность и поздравит наш город". Так вот, Елена, цитируя да-лее строки из светского справочника, коим является "Всемирная энциклопедия", я хотел бы особо подчеркнуть ведущую роль мистицизма в формировании общест-венного сознания:
Мистическая традиция оказала значительное влияние на развитие не только религиозного сознания, но и культуры в целом. Так, примени-тельно к Европе, в лоне мистики оформились многие установки мента-литета, вошедшие в золотой фонд европейской культуры…
И стоит ли здесь упоминать о том, что под эгидой уважаемой международной организации ЮНЕСКО 1991 год был объявлен годом Е.П. Блаватской. Значит ли это, что "мировая общественность", на которую Вы, Елена, так пылко ссылаетесь, в данном вопросе выявила своё крайнее невежество? Или может быть мы чего-то недопонимаем? А может, не хотим понимать?!

Остаётся отметить ещё и факт активного включения мистических проявлений в современную научную деятельность. Как это не странно прозвучит, но и здесь мистика оказывается на высоте. Чего только стоит упорядочивание элементов по возрастанию массы в стройную таблицу, придуманную русским учёным Дмитри-ем Менделеевым. Мне кажется, что каждый школьник знает о том, что структура таблицы Менделееву просто-напросто приснилась! А уж про ньютоновское ябло-ко я вообще промолчу. Если бы не отдых учёного под яблоней, да не "греховный плод", вовремя свалившийся ему на голову, то кто знает, кем и когда был бы от-крыт Закон всемирного тяготения. И подобных случаев не счесть. Огульное очер-нение и отбрасывание такого мистического опыта, пусть даже и не христианского (большой вопрос), но всё же являющего себя с исключительно полезной стороны, на мой взгляд, и будет нашим невежественным варварством, пустой тратой вре-мени и усилий Бога в Его земном промысле. Ибо, зачем промышлять, если мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим! А ведь всё вокруг именно для нас! Для нашего спасения!

Заканчивая первую часть статьи, я могу надеяться хотя бы на ростки некото-рого взаимопонимания между мной и читательской аудиторией, вполне офор-мившиеся до этого момента, хотя бы только потому, что до сих пор я старался не-предвзято освещать некоторые довольно сложные вопросы, касающиеся скрытой стороны жизнедеятельности человека. Постараюсь и впредь сохранить зерно тер-пимости и понимания к чужой позиции, особенно тогда, когда приходит пора ос-вещать вопросы, которые для некоторых людей (и для меня в том числе) являются основополагающими жизненными факторами, критериями воспитания человече-ского сознания, базисом жизнедеятельности и свободного творчества.

Теософия – зерно раздора последнего тысячелетия, в последние две сотни лет активно входит в наш обиход. Что это – учение Мудрости Божьей или сатанин-ское заблуждение Блаватской и её последователей? Рассматривая различные ис-точники, сможем ли мы разобраться в сути этого явления? Боясь показаться неку-дышним оратором, я всё же попытаюсь воспользоваться случаем, данным мне провидением, и по возможности кратко обрисую стержень теософического миро-понимания - жизненную позицию теософа.

Для этого вспомним определение теософии, данное Еленой Михайличенко в своей статье. Как ни странно, но именно оно в настоящее время является основой понимания сущности теософии широкими массами.Итак: "Теософия – это мисти-ческое богопознание. Так ещё называют религиозно-мистическое учение Е. Бла-ватской, изложенное ею в сочинении "Тайная доктрина". Сложилось под влияни-ем … а также оккультизма". По сути, теософия в настоящее время понимается обществом как религиозное оккультно-мистическое учение. Верное ли это пони-мание? Давайте вместе разбираться.

Итак, разбирательство с термином "мистика" мы, надеюсь, окончили. Приступим к термину "оккультный". Как ни странно, но этому распространённому ныне по-нятию я не нашёл объяснения в сколь ни будь заслуживающей внимания отечест-венной справочной литературе. Пришлось открыть зарубежный справочник "New Webster’s Dictionary and Thesaurus of the English Language". Это авторитетное изда-ние приводит следующее толкование: "Оккультный - вне обычного понимания или тайный, мистический, эзотерический". Теперь приложим ставшее известным нам и посмотрим на то, что у нас получится из приведенного Еленой термина: "Теософия – это религиозно-таинственное (мистическое) богопознание с элемен-тами таинственности (оккультизма)." Неправда ли, полнейшая тавтология. Обра-тимся за помощью в толковании к основательнице теософического общества – Елене Петровне Блаватской. Вот как она понимает теософию, как учение: " Тео-софия (Греч.) Религия Мудрости или «Божественная Мудрость». Сущность и ос-нова всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немно-гими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практиче-ском применении Теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами". Это определение взято из книги "Тео-софский словарь". Как видим, многого здесь Елена Петровна нам не разъясняет, хотя и явственно уже указывает на факт некоторого слияния под эгидой теософии понятий религия и философия. Хочется отметить так же тот факт, что на протя-жении полутораста лет "светские" определения теософии по-прежнему остаются такой же бессмыслицей и вздором, хотя причины такого положения дел могут ле-жать уже несколько в иной плоскости, чем те, которые отмечены основательницей Теософического общества.

Некоторую полезную нам информацию по рассматриваемому вопросу мы можем найти так же в одной из многочисленных статей Блаватской "Что такое теософия? Кто такие теософы?". Читаем: "…спросите у нас, какое вероисповеда-ние у нашего (Теософического) Общества, и мы ответим: «Как у организации – у нас его нет». Общество как организация не имеет исключительного вероиспове-дания, так как любое вероисповедание есть не что иное, как скорлупа духовного знания, а Теософия в своём предельном раскрытии и есть духовное знание – стер-жень философского и бого-искательского исследования. Видимый представитель Универсальной Теософии, оно (Общество) является не более сектантским, чем географическое общество, которое представляет всемирную географическую ис-следовательскую деятельность и совершенно равнодушно к тому, каких воззрений придерживаются сами исследователи". И здесь усматривается ответ на размышле-ния Елены Михайличенко о том, что "Америка – страна христианская, лишние секты ей ни к чему", потому и выпроводила Теософию за свои пределы. То, что США страна христиан – это известно всем. А известно ли Вам, Елена, какое хри-стианство более всего распространено в Америке? Конечно же, протестантское. Нужно ли пояснять, что протестантизм по своей сути имеет раздробленное (сек-тантское) устройство. Так что в Америке, Лена, люди давно привыкли к сектант-ству и какой то аномалией его не считают. Тем более не считают сектой учение, которое ищет и успешно находит пути единения человечества. И именно на вне-религиозной почве. Так что Теософия уже только по этому не может быть религи-озна, равно как не может носить и сектантского характера. "Ибо Теософия в своём абстрактном аспекте пребывает над всеми человеческими сектами, никакие сек-тантские воззрения не могут охватить Теософию, которая всвою очередь легко вбирает их все". Более того, Теософия это наука. Наука жить! Жить и учиться. "Не имея утверждённого вероисповедания, наше Общество даёт и принимает, учится и обучает посредством экспериментирования, в противовес чисто пассивному и лег-коверному приятию догм. Оно охотно согласится с любым заключением выше-упомянутых школ или систем, при условии, однако, что это может быть логически и экспериментально доказано. И наоборот, оно не может ничего принимать только на веру, от кого бы это ни исходило".

Последнее утверждение ставит под сомнение созвучность терминов "мисти-ческий" (в смысле тайный) и "оккультный" (в том же понимании) в применении их к Теософии. Последняя никогда не стремилась к тайне, а только раскрывала её, неся сокровенный смысл учений и систем людям. Отсюда и названия теософиче-ских трудов: "Разоблачённая Изида" (т.е. теперь раскрытая, открытая), "Тайная доктрина" (которая раскрывается перед читателем во всей своей полноте), "Эзоте-рическое христианство" (внутреннее, скрытое становится явным), "Братство рели-гий" и многое другое. В Теософии нет секретов ни перед признанными её масте-рами ни перед теми, кто только начал её изучать. "Основополагающей идеей Об-щества является свободное и бесстрашное исследование". "Всякий изучающий (Теософию), кем бы он ни был, едва оставляет он старую и исхоженную дорогу рутинного знания ("…гадательно, как бы через мутное стекло…") и ступает на уе-динённый путь независимого мышления – Путь к Богу, становится теософом, ори-гинальным мыслителем, пребывающем в поиске вечной истины и руководствую-щимся при решении универсальных вопросов "своим собственным вдохновени-ем".

Исходя из сказанного, хочется привести наиболее удачное, на мой взгляд, оп-ределение мистики. Мистики, которую без колебаний принимает любой исследо-ватель бытия, коими по праву считают себя теософы:

"Мистика это расширение границ восприятия за пределы материального мира; непосредственное постиже-ние сокровенных тайн вселенной и человека".

Приведено оно в части первой "Ре-лигии мира" тома 6 "Энциклопедии для детей" (в 21 томе) издательского центра Аванта+. Истинный теософист–мистик это бесстрашный исследователь, сместив-ший акцент восприятия бытия с исключительно материальной плоскости в сторо-ну плоскости духовной. Учась постоянно поддерживать баланс материально–физического, душевного и духовного, теософ познаёт жизнь, раскрывая божест-венное творение в новых, доселе неизвестных ему аспектах. Познавая жизнь, тео-соф познаёт самого Бога, ибо Источник жизни один и на счёт этого не возникает сомнения ни у одной из религий. Теософ "… союзник каждой честной религии – то есть религии, которая согласна, чтобы о ней судили соответственно тем крите-риям, которые она прилагает к другим". "Теософия к тому же обладает ещё одним качеством, отсутствующим в какой бы то ни было из религий: она не делает раз-личия между язычником, иудеем или христианином. Вот тот краеугольный камень Вселенского Братства, который был заложен в основание Общества".

Ещё более внятное понимание сути Теософии может сформироваться у нас при знакомстве с требованиями, предъявляемыми к человеку, строящему свою жизнь в соответствии с теософическими принципами. В статье "Практическое со-кровенное учение" Е.П. Блаватская так характеризует людей, вступающих в лоно Теософии: "Нетрудно стать теософом. Любой человек средних умственных спо-собностей и склонный к метафизике; ведущий чистый, неэгоистичный образ жиз-ни, находящий больше радости в помощи ближнему, чем в получении помощи самому; кто всегда готов поступиться своими желаниями ради блага других; кто любит Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не из-за выгод, которые они могут принести, — тот теософ". Стремящийся к Теософии должен чётко себе представлять, что его вступление на путь не является лёгкой прогулкой, ярким жизненным приключением, а есть кропотливый каждодневный труд, требующий величайшего напряжения всех его внутренних сил: "Размышление, воздержание, соблюдение моральных обязательств, теплые мысли, благие дела и добрые слова, доброжелательность ко всему и полное забвение собственного я — самые дейст-венные средства к достижению знания и приготовлению себя к восприятию выс-шей мудрости (Теософии)". Путь теософии – путь величайшей жертвы, возлагае-мой к ногам Бога самим стремящимся. Жертвы не разовой, единовременной, а каждодневной и постоянной, порой мучительно невыносимой, но, тем не менее, с избытком наполненной любовью. Не плотской, похотской, а любовью божествен-ной, живой и нежной. Задача теософа в том и состоит, что бы взращивая зерно любви, посаженое Богом в наше сердце, любви к своей судьбе, жизни, окруже-нию, к концу своего земного пути положить к Его ногам уже не искорку, дрожа-щую под натиском случайного ветра (невзгод), а пылающий костёр любви, сми-ренно и смело противостоящий любой разбушевавшейся жизненной стихии.

Вот вкратце и всё о Теософии и её пути. Не понимаю, как можно за два часа раскопок в интернете её понять и отвергнуть, если для этого порой недостаточно и целой жизни!

С любовью,


секретарь-координатор Днепропетровского
городского "Теософического общества"
Игорь Комаров


Прикреплённый файл: статья в формате Word (.doc)