Прочитан 31 мая на вечере в Центральном Доме Литераторов
Author: Е.С. Лебедева
Submitted by: Ziatz   Date: 02.07.2008 19:25
Comments: (2)   Ratings:
1.   Posted by fyyf   08.07.2008 01:58      

"Назначение Теософов состоит в том, чтобы раскрывать человеческие сердца и разум для милосердия, справедливости и великодушия — свойств отличающих род человеческий и естественных для того, кто развил в себе эти качества человеческого существа. Теософия учит животного человека становиться человечным человеком; и когда люди научатся мыслить и чувствовать так, как подобает истинно человеческим существам, они и действовать будут по-человечески, и милосердие, справедливость и великодушие станут естественной потребностью всех".
Открытым текстом сказано, что делать. Разработать формы подачи информации современным языком для создания возможности Осознания как можно большим числом наших современников, что быть "милосердным, справедливым и великодушным - это круто!" Привлекать знания сравнительного религиоведения для этого, делая акцент на общих постулатах в религиях, а не на их различиях по форме. Использовать новейшие открытия в науке в качестве примеров жертвенного служения в условиях перекрывания кислорода для научной работы в стране (и ее окрестностях). Докладчик прекрасно отразил эти цели в п.4: "на фоне роста бездуховности и сложных социальных условий жизни". Одно не понятно: как возможно выполнять эти цели минуя политику? Потребуется вся духовность, тонкость и даже изощренность слов и действий, чтобы пройти по лезвию ножа и не ввязаться в классовую, национальную, межконфессионульную, корпоративную и т.д. борьбу. Да, пассионарии здесь необходимы. И чисто исторические просветительные лекции и беседы вряд ли помогут для выполнения данной цели...

2.   Posted by Николя   23.07.2008 06:09      

Прекрасная, замечательная статья! Очень хорошо написана, именно эту статью я поместил бы в FaQ по теософии. Грамотно, чётко, доступно, правдиво, уверенно и с достоинством. Респект создателю!

Е.С. Лебедева
ДОКЛАД, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-летию РОССИЙСКОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
(основные тезисы)


Теософское Общество было создано Е.П.Блаватской в Нью-Йорке в 1875 году. В альбоме Е.П.Б. имеется запись, датированная июлем 1875 года, где она указывает на то, что намерение создать такую организацию исходило от Учителей.

«Из Индии получено указание основать философско-религиозное общество и найти для него название — также избрать Олкотта.»

Официальной датой рождения ТО принято считать 17 ноября 1875 года. К этому моменту прошло семьдесят дней после возникновения идеи о создании общества.

Также основателями Общества являлись президент Общества полковник Генри Стил Олкотт, и Уильям Куон Джадж, юрист по образованию, американец ирландского происхождения.

Создание Теософского Общества преследовало три цели, которые остаются неизменными и по сей день.
1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;
2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;
3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

Принятие первого пункта было единственным условием, необходимым для вступления в ТО; верить в существование Учителей или в любое другое положение не требовалось.
При официальной регистрации Общества было отмечено следующее:

«Проситель не представляет собой религиозное общество... преподавание религиозных учений само по себе не есть религиозная деятельность в смысле, установленном законом… Преподавание религиозных учений есть образовательно-просветительская деятельность, а не религиозная. „Способствовать изучению религий" в некотором смысле означает содействовать изучению истории человечества. Попутно отмечу, что у Общества нет религиозного символа веры или особого культа».

На последующих встречах был разработан устав и избраны члены правления: Олкотт — президент, Сет Пэнкост и Джордж Фелт — вице-президенты, Содеран — библиотекарем, а Джадж юридическим консультантом. Е.П.Б. согласилась стать секретарём-корреспондентом и пробыла на этом посту 10 лет. Она никогда не занимала высокую должность в административном руководстве Общества, лишь за год до смерти она была избрана секретарем европейских филиалов.

Название общества – «Теософское» было принято единодушно по предложению Содерана, который листая словарь, наткнулся на это слово. Им пользовались когда-то христианские мистики. Оно состоит из двух греческих слов, теос — «бог» и софия — «мудрость», и означает, по определению Е.П.Б., «Божественную Мудрость, такую, какой обладают боги».
Профессор Ралф Хэннон в статье, посвященной теософии подчеркивает трудности, с которыми сталкивается человек пожелавший дать более точное определение;
Сила Теософии заключается в том, что она не поддается определению. Это значит, что в процессе медленного продвижения эволюции открываются все новые истины и все новые аспекты старых истин, что служит защитой от любых догм или «окончательных определений».
Блаватская объясняет:
«Многие люди, никогда не слышавшие об Обществе, на самом деле Теософы, даже не подозревая об этом. Ведь суть теософии — достижение в человеке совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладание над земными, животными страстями.
Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам и совершенная справедливость по отношению к окружающим, также как и к самому себе — вот ее основные черты...
Мы всегда проводили четкую и широкую разделительную линию между Теософом и просто членом Т.О. Теософ для нас тот, кто делает Теософию в своей жизни живой силой. Теософ тот, кто Теософ на деле.
Теософы не могут не приветствовать любое движение, интеллектуальное или сугубо практическое, если его цель улучшение состояния человечества. Мы — друзья всех, кто борется против пьянства, жестокого обращения с животными, коррупции в обществе или правительстве, хотя в политику мы не вмешиваемся. Мы друзья тех, кто практикует милосердие, кто пытается хоть немного облегчить страдания бедняков.
Но в качестве теософов мы не можем посвятить себя какому-то одному из этих больших дел. Каждый из нас лично вправе это делать, но как у теософов у нас имеется более широкая, более важная и гораздо более сложная работа.
Назначение Теософов состоит в том, чтобы раскрывать человеческие сердца и разум для милосердия, справедливости и великодушия — свойств отличающих род человеческий и естественных для того, кто развил в себе эти качества человеческого существа. Теософия учит животного человека становиться человечным человеком; и когда люди научатся мыслить и чувствовать так, как подобает истинно человеческим существам, они и действовать будут по-человечески, и милосердие, справедливость и великодушие станут естественной потребностью всех.
(Письмо к ежегодному Съезду американских теософов 1888 г.)

Сегодня Теософские Общества и Ассоциации, придерживающиеся этих целей существуют более, чем в 60-и странах.
Блаватская никогда не считала Теософию «своим учением». Она подчеркивала, что учение это исходит от Учителей, которых она встретила во время своих путешествий, что живут они как на Востоке так и на Западе, а их труды и прозрения имеют общемировую значимость.
Вот выдержки из ее писем:
«Я сообщаю лишь малость из той малости, которую узнала во время своих долгих скитаний, когда вдоль и поперёк объездила Восток, эту колыбель оккультизма».
«Среди многочисленных наук,… ни одна... не высмеивается так, как древнейшая из них — наука наук [оккультизм], достопочтенная праматерь всех наших современных пигмеев... По сути дела, оккультизм — это обоюдоострое оружие, которое опасно давать в руки тому, кто не готов посвятить ему свою жизнь. Теория оккультизма, без серьёзной практики, всегда будет в глазах людей, … только праздной болтовнёй…Хайраф сомневается, существуют ли в Англии или где-нибудь еще то, что можно было бы назвать колледжами для обучения неофитов этой Тайной Науке. Могу сказать по личному опыту, что на Востоке такие места есть — в Индии, Малой Азии, да и в других странах...
Настоящей, полной [восточной] Каббалой первых веков человечества владеют... всего несколько восточных философов; где они находятся, кто они — мне открыть не позволено... Могу лишь сказать, что такое сообщество существует и что о местонахождении их Братств другим странам знать не дано до того самого дня, когда человечество в массе своей не очнётся от духовной летаргии и не раскроет свои слепые очи навстречу ослепительному свету Истины.

Частью практического осуществления третьей цели Т.О. были оккультные феномены, которые Е.П.Б. производила перед своими учениками, объясняя действие определенных законов природы, еще не изученных западной наукой. Однако, как правило, подобные явления непременно вызывают сомнения в их подлинности у тех, кто не видел этого собственными глазами. Так и случилось с Е.П.Б. В ее адрес посыпались неоправданные обвинения в шарлатанстве и психическом нездоровье.
Суть такого отношения заключается прежде всего в том, что истинная информация об Обществе и его деятельности была мало кому известна. В середине 19 века возник бурный интерес к разного рода мистическим учениям и представлениям, который постепенно превратился в повальное увлечение.
В короткий промежуток это явление распространилось на всех, кто обладал достаточной чувствительностью. Интерес, доходивший до фанатизма и эксцентричности, охватил Германию, Францию, Англию, Россию и Америку. С ним стали связывать имя Е.П.Б., не зная истинной ситуации и не пытаясь в ней разобраться.
Вера Писарева замечает:
«Спиритизм появился в те года... не случайно; он представлял собой тот таран, который пробивал первую брешь в сознании и должен был расшатать заполнивший умы материализм и заставить людей задуматься. И мы видим, какой переполох в общественном мнении и какую тревогу среди ученых вызвали в то время явления спиритизма. Вера в существование одного лишь физического мира была расшатана».
Вот, что пишет обо все этом сама Е.П.Б.:
«Я послана сюда, в эту страну, моей Ложей, дабы сказать правду… и мой самый святой долг — раскрывать то, что есть на самом деле и разоблачать то, чего нет. Быть может я появилась лет на сто раньше, чем следовало ... ибо люди с каждым днем все меньше беспокоятся о правде …, (и поэтому) от моих слабых протестов и усилий будет немного проку.» (Письмо к профессору Корнеллского университета Хайраму Корсону от февраля 1875 г.)
Много лет спустя после смерти Е,П,Б, Олькотт перелистывая первый том Альбома наткнулся на следующую запись, сделанную рукой Е. П. Б. и, как заключает он, «очевидно предназначавшуюся для посмертной публикации».
«Да. К сожалению, мне пришлось выступить в качестве спиритуалиста во время ... позорного разоблачения медиумов (Холмсов). Я должна была спасти положение,… дабы доказать существование и истинность подобных феноменов…
Я получила УКАЗАНИЯ ... , чтобы бывшие материалисты…, не утратили веру в существование, истинность и возможность подобных явлений, чтобы из-за разоблачения нескольких медиумов они не пошли на попятный и не вернулись к прежнему скептицизму...
Поступила ли я неправильно? Мир ещё не готов к пониманию философии оккультной науки — пусть люди сначала свыкнутся с мыслью о существах невидимого мира, … и с тем, что в человеке есть скрытые силы, способные сделать его Богом на земле.
Когда меня не станет, люди, возможно, оценят мои бескорыстные побуждения. Я дала слово помогать, пока жива, тем, кто идёт по пути к Истине, и — сдержу своё слово. Пусть меня ругают и поносят. Пусть одни называют МЕДИУМОМ и спиритуалисткой, а другие—обманщицей. Придёт день, когда потомки сумеют понять меня лучше.


Один из Учителей назвал как-то Теософское движение «Отчаянным предприятием» и в ответ на недоумение пояснил:
«Под «отчаянным предприятием» я подразумевал следующее: если принять во внимание величие той задачи, которая предстоит нашим добровольцам-теософам, и … те … силы, что уже выстроились и выстроятся еще для противодействия им, мы вполне можем уподобить это примерам отчаянного сопротивления при подавляющем перевесе сил противника, оказать которое доблестный солдат почитает за честь для себя.»
К сожалению, истинная информация о Теософии и деятельности Т.О. всегда искажалась. Сейчас так же мало что изменилось. Пытаясь понять причину такого отношения Е.П.Б. писала:
«Мы вполне отдаём себе отчёт, насколько серьёзное дело мы предпринимаем, и в подтверждение можем сказать наперёд, что будет не удивительно, если против нас не ополчатся следующие слои общества:
• Христиане, которые усмотрят, что мы ставим под сомнение свидетельства истинности их веры.
• Учёные, которые обнаружат, … что мудрецы и философы древнего мира в некоторых отношениях поставлены выше их.
• Псевдоучёные, разумеется, будут яростно поносить нас.
• Сторонники широкой церкви и поборники секуляризации обнаружат, что мы не принимаем их подхода, но требуем признания всей истины.
• Литераторы и различные авторитеты, скрывающие свои истинные убеждения из уважения к общественным предрассудкам.
• Продажные писаки и паразиты прессы, бесчестящие благородную профессию и спекулирующие её властью, которая посильней королевской, с лёгкостью станут насмехаться над вещами, слишком чудесными для их понимания;.
• Многие выступят с честной критикой; многие явят лицемерие. Но мы смотрим в будущее... мы работаем для более светлого завтра.
Это более светлое завтра не ждёт нас за ближайшим поворотом. Даже двадцатый век вряд ли увидит его—может быть, это случится в двадцать первом, если для этого будут созданы определённые предпосылки.»

Американский литератор П.Цвайт отмечает:
«Понятно, что каждое ее действие или слово встречалось в штыки, особенно, когда она имела смелость бросить вызов наиболее укоренившимся интеллектуальным ортодоксиям своего времени... Но даже теперь люди не прочитавшие ни единой ее строчки, твердо убеждены, что она была обманщица и чудачка.
Однако всего за несколько лет Теософское общество произвело самый настоящий переворот в оккультном мышлении Европы и Америки. В двух ее основных работах содержится первая из появившихся на современном Западе философия психической и духовной эволюции».
Этими книгами, как известно являются Разоблаченная Изида и Тайная Доктрина.
В предисловии (к первому тому) Е.П.Б. пишет:

«Труд, представленный нами на суд публики, есть результат довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки. Он обращён к тем, кто готов воспринять истину, где бы она ему ни встретилась, и готов защищать её, невзирая на бытующие предрассудки...
Назначение [этой книги] — отдать всем должное и излагать правду без злобы и предвзятости. Однако нет в ней ни снисхождения к господствующим заблуждениям, ни уважения к узурпированному
авторитету. Она требует признать за обобранным прошлым те его достижения, в которых ему так долго отказывали. Она призывает вернуть позаимствованные у него одеяния и восстановить оклеветанные, но славные имена.
Ни на один из обрядов, ни на одно из вероисповеданий, ни на одну из научных гипотез критика её не направлена в каком-либо другом смысле. Люди и партии, секты и школы — их век для мира что краткий день. И только ИСТИНА, сияющая с вершины своей адамантовой скалы, — вечна и превыше всего.
Будь это возможно, мы бы сделали так, чтоб труд сей прошёл мимо многих христиан, которым чтение его не принесёт пользы, ибо не для них он был писан. Мы имеем в виду тех, кто с чистым сердцем и искренне верует в свою церковь, тех, в чьей безгрешной жизни отражается прекрасный пример Пророка из Назарета, чьими устами дух истины во всеуслышание обращался к человечеству... Они облагораживают христианство, но придали бы такое же сияние любой другой вере, какую бы ни исповедовали… Их любовь к ближнему и наивная детская вера в непогрешимость своей Библии, догм и духовенства дают возможность в полной мере раскрыться всем добродетелям, свойственным нашей натуре... мы всегда избегали вступать в дискуссии с ними, чтобы ненароком не задеть их чувства и не быть повинными в жестокости; также не хотелось бы нам лишить хоть кого-то... его слепой веры, если именно она делает для него возможной праведную жизнь и спокойную смерть


Для того, чтобы постичь и принять теософское мировоззрение необходим набор определенных личностных качеств среди которых особое значение — имеют непредвзятость, умение самостоятельно мыслить, постоянное самообразование, и расширение сознания. Оно дается человеку через длительный Путь поиска ответов на поставленные перед собой вопросы. Раньше определенной точки развития сознания человек при всем желании не может подойти к пониманию определенных вещей.
Известная восточная пословица гласит — «Когда готов ученик, готов и Учитель».
По этому поводу Учитель Кут-Хуми предостерегал Синнета в одном из писем:

«Знание может передаваться лишь постепенно; и некоторые из высочайших тайн — если их все-таки сформулировать даже для вашего подготовленного уха — могут прозвучать как бессмысленная тарабарщина...
Оккультная наука — это не та наука, в которой тайны можно передать сразу, путем письменного или даже устного сообщения. Если бы это было так, то «Братьям» оставалось бы только издать руководство по этой науке, чтобы обучать ей в школах наподобие грамматики. Обычное заблуждение людей — что мы старательно окружаем себя и наши силы тайной, что мы желаем сохранить наше знание для себя, и самовольно, «без всякой на то причины и намеренно», отказываемся передавать его.
Истина же в том, что пока неофит не достиг состояния, необходимого для той степени Озарения, на какую он способен и имеет право, большинство тайн, если не все они, — несообщаемы. Восприимчивость должна быть равной желанию наставить. Озарение должно прийти изнутри.


Об РТО дореволюционном и современном

• первые теософские кружки в России 1901 г. было их фактическое существование в течение нескольких лет, но регистрация не была возможна из-за отношения русской православной церкви, после 1905 года ситуация начала меняться
• официальная деятельность в России 1908 (30 сентября) — 1918 гг. Затем возобновление в 1991 году (1907 год — Смоленское Т.о. было зарегистрировано)
• между июнем 1922 и июле 1923 года — официальная ликвидация религиозных и мистических организаций
• после революции Каменская Анна Алексеевна по приглашению Безант эмигрировала (после ее отъезда во главе об-ва в России — Софья Владимировна Герье) 1922-24 гг. Установила контакты с разбросанными по миру российскими теософами и в 1924 году международный теософский совет дал разрешение на организацию «русского объединения» как предварительного шага к официальному учреждению РТО вне России
• 50-ый конгресс Т.О. в Адъяре (24-31 декабря 1925 ) — вновь статус русской национальной секции ( четырнадцатая национальная секция МТО)
• 1939 г. сложности по продлению действия, т.к. русская секция перестала расти — умирали, уезжали
• 1940–1990 — фаза нелегального существования
• 1991 год попытки восстановления членства в МТО
Проблемы:

1. Меньше всего удается выполнять 1-ю задачу Т.О.
2. Проблема взаимоотношений между людьми и как проявление этого между Отделениями и Ложами, как в России, так и за рубежом
3. Раскол МТО
4. Возрастающая роль просветительской деятельности в России на фоне роста бездуховности и сложных социальных условий жизни.