Извлечения из речи А. Безант, сказанной ею на годовом собрании в Британской секции Теософического Общества 5 июня 1902 г.
Author: Анни Безант
Submitted by: Ziatz   Date: 08.08.2009 22:58
Comments: (2)   Ratings:
Average members rating (out of 10) : Not yet rated   
Votes: 0
А. Безант
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
(из речи на годовом собрании Британской секции Теософического Общества 5 июня 1902 г.)

В наше время исследования и стремления к знанию, нам, как к каждому новому явлению, выходящему в свет, ставится вопрос: какую пользу принесете вы для общего блага, какую особенную службу думаете вы сослужить, какой круг деятельности исполнить? И если мы не в состоянии удовлетворительно ответить миру на этот вопрос, мы должны быть готовы к тому, что он равнодушно пройдет мимо нас, не заинтересовавшись ни нашими мыслями, ни нашими идеалами. Поэтому необходимо представить в ясной и понятной форме, что мы сделали в прошлом, какие цели стремимся мы осуществить в настоящем, и чего должно ожидать от теософии в будущем.
Если мы бросим взгляд на недавнее прошлое, то первым вопросом будет: зачем понадобилось организовать общество для распространения известных духовных истин? Так как очень многие из наших членов, в особенности же многие, непричастные к нашему обществу, но всё-таки интересующиеся теософическими учениями, спрашивают, была ли необходимость для распространения этого учения основывать особую организацию, то мы должны сказать, в чём собственно заключается польза Теософического Общества.
На этот вопрос можно дать два ответа: первый, подходящий и к другим обществам, и второй, определяющий сущность того дела, к которому мы стремимся.
Первый ответ, который я могла бы назвать банальным, состоит в том, что в наше время единственным и действительным средством для распространения специального учения состоит в образовании организации.
Замечательно, что в наше время расцвета индивидуальности и стремления к самоутверждению, мы, как никогда, живем союзами: постоянно образуются новые и новые общества. Если мы станем наблюдать современную цивилизацию, мы найдем, что для распространения новых знаний основываются общества. Если люди хотят изучать различные страны света, они выбирают центральный пункт, куда могут стекаться добытые знания и откуда (мы берем для примера Географическое Общество) эти знания могут распространяться. Если люди решают, например, путем археологических изысканий изучать угасшие цивилизации, то непременно образуется общество, и оно-то делается центральным пунктом, в котором исследователь складывает собранные сведения, и из которого новые знания распространяются во все страны света.
В прежние времена, когда индивидуализм был развит гораздо меньше, новые учения передавались отдельными личностями; в настоящее время, называемое временем индивидуализма, новые учения доходят до всеобщего сведения соединенными усилиями обществ и союзов.
Очевидно, прежние методы нам не годятся. Если бы теперь кто-нибудь пожелал выступить с новым религиозным учением и основать новую религию, это не могло бы осуществиться так, как в прежнее время. Было время, когда человек мог идти в народ, свободно проповедовать свое учение; куда бы его ни вела его великая миссия, он всегда был желанным гостем и мог рассчитывать на гостеприимный прием. Он собирал вокруг себя учеников и посылал их продолжать начатое дело. Будда мог пройти Индию вдоль и поперек, собирать последователей и учеников. Заратуштра в Персии нашел те же условия: цивилизацию, готовую признать учителя желанным и дорогим гостем, готовую слушать его и окружить уважением и почетом. Это была древняя цивилизация, которая не искала иного богатства, кроме богатства духовного; высшее социальное положение того времени было положение Учителя: без средств, без родины, без крова, без всего того, что нам кажется необходимым, такой человек мог идти своей дорогой и совершать свое великое дело.
В наше время такой способ проповеди стал невозможен в виду условий современной цивилизации. Будда или Лао-цзы был бы просто схвачен как бродяга на улице и наказан по законам страны, в которой он вздумал бы проповедовать свое учение. Чернь жестоко обошлась бы с ним, полиция преследовала бы его, никто не принял бы его, всюду встретил бы он подозрение, клевету и вражду. Современные социальные отношения требуют иных методов общения: образования организации для распространения того или иного учения. Так, стало необходимым для успешности дела теософии собрать в каждой стране группы членов, чтобы образовать из них ядро будущих руководителей и учредить центр, в котором постепенно нарастают новые группы работников; подобные же центры образовывать в других городах и таким образом всюду распространять свет теософии. Единственно только этим путем удалось нам передавать наше учение из страны в страну. Где нет организации, там наше учение практически неизвестно. Во имя нашей великой цели (объединение религий и народов) мы должны уметь пользоваться современными методами работы, чтобы исполнить нашу миссию.
Рядом с этим делом у нас есть и другое, еще более глубокое и важное: по законам оккультным духовная жизнь рождается в центрах; центры — это те сосуды, в которых должна скопляться духовная жизнь, и из которых она опять может литься дальше. В древние времена такой центр создавался каким-нибудь великим духовным учителем, который собирал вокруг себя учеников, так что учитель и ученики являлись как бы проводником духовной жизни. В наше время таким проводником служит Теософическое Общество. Каждая жизнь должна иметь форму, чтобы проявиться и действовать.
Когда великая Белая Ложа, руководящая эволюцией человечества, приняла решение дать человечеству новую духовную помощь, когда она нашла своевременным сделать еще один шаг вперед в деле развития духа, тогда она кликнула клич в современный мир, как она делала это и в древние времена: "Кто хочет говорить за нас, кто хочет служить нам?"
Эти слова отдались в сердце тех, которые уже созрели, чтобы видеть истину, и были готовы ее возвещать; эти вестники основали Теософическое Общество. Теперь, как и в древние времена, перед тем, как должно обнаружиться новое духовное движение, родились на свет сотни душ, которые в прошлом уже изучали это учение, которые в прошлом владели философией, исследовали науку и до известной степени овладели ею. Эти души были посланы из невидимого мира в настоящий, чтобы откликнуться на призыв духовного Учителя.
Каждый раз, когда являлся в мир великий духовный Учитель, рождалось известное число таких лиц, которые в прошедшем уже собирались вокруг него, которые вместе с ним переживали борьбу его прежнего развития, одаренные духовным зрением, они могли его узнать, как только становились лицом к лицу с ним.
То же происходит и в наши дни.
Изучая историю духовных движений, мы всегда находим в них людей, для которых истина не была результатом продолжительного изучения и исследования, не была продуктом размышления и логики, а открылась им как бы мгновенно, в ту самую минуту, когда она стала им известна, так что воспоминания души были для них сильнее противоречия рассудка.
То же и в теософическом движении. Некоторые из нас мгновенно узнавали знакомое учение, когда слышали его впервые в этой жизни, память прошлого властно заявляла свои права, и призыв теософии отдавался ликующим звуком в пламенных сердцах. Так один за другим собирались лучшие работники на ниве теософии.
Внутреннее значение Теософического Общества заключается в том, что оно образует союз для Божественной жизни, что оно есть канал, по которому эта жизнь достигает видимого мира. Без этого Общества духовное движение было бы шатким, неопределенным и тщетно стало бы искать выхода своим силам. Но здесь ядро уже образовалось, здесь тело готово, сотворен сосуд, из которого по всем направлениям расходятся каналы.
Когда на вершине горы образуется родник, то вода течет вниз по горе, и тот, кто встретит на своем пути этот родник, может утолить из него свою жажду. Но если вода этого потока будет направлена в водохранилище, будет днями и месяцами в нем собираться, и если это водохранилище окружить целой системой труб, чтобы вода по трубам могла течь всюду, тогда горный ключ станет оплодотворять тысячи полей и будет утолять жажду многих миллионов.
Как в поле необходимы каналы, чтобы оплодотворить почву, так же нуждается в резервуарах и вода духа, чтобы скопляться там, и оттуда, по каналам, течь в разные стороны, иначе она не будет в состоянии исполнить свое великое дело.
Теософическое Общество и есть этот резервуар духовной жизни. Его ветви — каналы, по которым течет духовная вода. И в каждую церковь, и в каждую секту, и в каждую нацию, и в каждую расу вливаются эти каналы, несут к ним духовное познание, оживляют почти угасшие духовные движения, заставляют произрастать посев, который в будущем должен принести жатву.
Вот в чем значение Теософического Общества.
Вы, может быть, скажете: Разве необходимо примыкать к Обществу, чтобы пользоваться той духовной водой, которую оно разливает?
Нет, вы не должны принимать участия в славном деле, если вас не влечет к нему сердце, если внутренний голос не говорит так властно, что вы не можете ему противиться. Все сокровища Теософического Общества в вашем распоряжении без всяких условий. Вы можете черпать его воду, не обязываясь доставлять ее другим, и никто от вас не потребует, чтобы вы вместе с другими строили каналы, которые понесут эту воду другим, как она была принесена вам. Берите ее, пейте и оставляйте ее для себя, если ваша совесть и ум позволяют вам это, но не осуждайте тех, сердце которых так широко, любовь которых к человечеству так велика, и духовное стремление так сильно, что они, на призыв работников, поспешили заявить: "Я здесь, Учитель, пошли меня, я пришел исполнить твою волю, я хочу служить". Только внутренний голос может говорить так; никто другой не может принудить кого-нибудь последовать призыву. Мы, члены этого Общества, не ставим вам, не членам, этого требования. Великое преимущество и честь, которые вам представляются, вы по собственному разумению можете принять или отвергнуть.
Окинем взором работу Общества в прошлом.
Сначала было необходимо вступить в борьбу с воинствующим материализмом и направить внимание людей на более глубокое знание, чем то, которое дает академическая наука. Бросьте взгляд лет за тридцать назад и посмотрите, как все новые открытия науки, все толкования передовых ученых стремились укрепить материалистическую гипотезу, как все старались выдвинуть доводы, превращавшие человека в создание минуты и замолчать всё, что могло говорить в пользу бессмертия человеческого духа. Даже такой идеалист, как Тиндаль, идеалист по своему образу мыслей, провозгласил, что материя скрывает в себе обещание и возможность всей жизни. Посмотрите на ответы сравнительной мифологии и, так называемой, истории религии. Аргументы, которые теперь редко слышатся, должны были доказать, что все религии имели одно основание, и этим основанием считали невежество и суеверие дикарей. Теории, называемые солнечным мифом и фаллическим культом, подрывали основы всякой религии, силясь доказать нечистое их происхождение. Дело не в фактах (их нельзя оспаривать), а в их освещении. В эту опасную минуту Теософическое Общество смело выступило вперед и, не оспаривая сообщенных фактов, провозгласило, что религии действительно имеют общий источник, но что этот источник не человеческое невежество, а Божественная, сокровенная мудрость.
То было 30 лет тому назад.
Обратимся к науке наших дней. Посмотрите на все её теории, посмотрите, как она силится объяснить факты, которые больше нельзя отрицать. Послушайте, как профессор Лодж возвещает, что сознание в человеке есть нечто более широкое, великое и глубокое, чем то, что мы разумеем под словом "бодрствующее сознание", что всё, выходящее за пределы этой части сознания, и есть наше истинное я. Какой путь должна была пройти наука, чтобы прийти к такому убеждению! Прочтите последние научные трактаты. Чему учит нас наука в химии, чего ищет она в области электричества? Обратите внимание, как она пробует понять строение миров и тайны, лежащие в основе образования материи, как она говорит о различных родах движения, происходящего в эфире, заметьте, как наука всё более и более отклоняется от материальных явлений, воспринимаемых чувствами, чтобы исследовать действия материи в областях, еще закрытых для наших неразвитых чувств.
Когда Е.П. Блаватская явилась в мир с новым учением, ее встретили насмешки и вражда; в настоящее же время выраженные ею мысли признаются одна за другой правильными и с недавнего времени находят всё более и более себе научных подтверждений.
Сравните образ мыслей настоящего времени с настроением общества двадцать пять лет тому назад; вы увидите, что теософические идеи проникают в литературу, лежат в основании научных открытий, вдохновляют и очищают религии.
Немалую роль сыграло в этом славном деле Теософическое Общество.
Вспомните, что говорит мистер Мид о результатах критицизма, успех которого составляет одно из замечательнейших явлений современного мышления. Обратите внимание на его слова. Он прямо утверждает, что критицизм может привести к полному разрушению религий. Не является ли потребность дать религии более прочное основание, чем рукописи, которые не могут выдержать "нападок критицизма"? На чем должны основываться теперь духовные потребности будущего? Каково основание, на котором должно стать человечество? Что же останется человечеству, когда у него отнимут Библию, уничтожат памятники прошлого, а комментарии современных критиков заменят божественные откровения?
Из его среды должны выйти люди, для которых факты невидимого мира являются такой же реальностью, как для ученых — факты видимого мира; оно должно воспитать мистиков для того, чтобы мистицизм не оставался бы ненадежным и колеблющимся течением, как теперь, но стал бы ясным, определенным и научным в своих объяснениях; оно должно образовать общество из людей, сведущих в религии, мысли которых будут так же ясны и ценны, как слова ученых авторитетов; оно должно выбрать из среды своих членов особенно способных, воспитать их по древним методам, известным религиозному эзотеризму всех времен. Общество должно видимому миру открыть мир невидимый; оно должно сделать древнюю узкую тропу такой широкой, какой она была в древности, и должно доказать, что великие Учителя прошлого — живые Учителя настоящего, и что если библейский критицизм уничтожит все памятники, всё же он не может коснуться Христа и божественного его учения.
В этом состоит работа общества в настоящем и в ближайшем будущем; это работа, на которую оно готово, и которую оно до известной степени уже выполняет, потому что в обществе есть ученики, которые стояли лицом к лицу с великим Учителем христианства, которые слышали его речь, которые стремятся исполнить его волю.
Как Иисус ищет себе учеников и верных слуг, так и остальные божественные основатели религий ищут таких же вестников и учеников. Неужели вы думаете, что великий арабский пророк не бдит над своей мусульманской паствой и не старается найти среди мистиков своей веры таких, которых он может учить непосредственно сам, чтобы воскресить прежнюю великую и сильную веру? Думаете ли вы, что тот, кто был на земле Буддой, не заботится о том, чтобы поднять свою религию над тем ужасным материализмом, в который она за последнее время погрузилась? Думаете ли вы, что он не ищет учеников, которые будут свидетельствовать об истине его учения и снова воскресят религию, которая насчитывает более поклонников, чем всякая другая на свете? Духовные Учителя мудрости взирают и на наше Теософическое Общество, которое снова переживает истину мистического учения, и смотрят, не найдутся ли в нем апостолы?
Доказательством того, что они это делают, что факт этот не есть мечта теософа, служат перемены, которые испытывал мир в сфере религиозной. Христианское учение настоящего времени во многих пунктах соглашается с идеями теософии. Христианские священники начинают проповедовать великое учение о перевоплощении, и не как чуждое восточное учение, а как давно забытое христианское наследие.
Но и в буддийских странах возрождается религия, в Индии оживают браманизм и религия парсов. Везде, где работает Теософическое Общество, новая сила и вдохновение вливаются в религию страны и ведут к победе над современным позитивизмом.
Каким же образом этого достигает Теософическое Общество? Не тем, что отрывает кого бы то ни было от его веры, а тем, что людей, стремящихся к духовной жизни, оно укрепляет в их вере и дает им новое вдохновение. И эти члены, верные сыны своей церкви, приносят своей общине больше света, чем могли бы это сделать учителя теософии.
Но дело теософии, которое распространяется теперь по всему свету, этим не ограничивается.
Почему должны мы переживать одну войну за другой? Почему даже в границах Британского государства темная раса чуждается белой? По какой причине враждуют между собою различные нации, западные и восточные народы? Религиозная рознь — вот та роковая причина раздора, которая чуть не довела Индию до гибели, что обессилила Китай, что поселяет такую ненависть между человеческими племенами. Христианство, которое более занято тем, чтобы делать прозелитов, чем чтобы распространять дух Христа, обратило имя истинного Царя мира в боевой клич армий и символ притеснения. Это агрессивное настроение, которое оскорбляет другие религии и приписывает одному себе божественное вдохновение, исчезнет только тогда, когда учение теософии покажет, что все религии стоят на одной родной почве, и никто не будет тогда стараться обращать своих братьев, а лишь учиться у них. По мере того, как будет распространяться теософия, любовь заменит религиозную вражду; люди Востока и люди Запада начнут понимать друг друга; они не будут больше видеть в других религиях соперниц и врагов; божественный мир осенит землю, и люди станут свободно совершать свое богослужение, зная, что всё равно каким бы именем они ни называли Бога — Бог един.
Такова другая работа Теософического Общества: объединить людей разных исповеданий, научить их иметь доверие и учиться друг у друга.
Мы стараемся сблизить не одни только религии, мы хотим соединить нации и расы, чтобы искоренить международные предрассудки, происходящие от невежества. Мы стараемся соединить немца, француза, итальянца, австрийца, голландца, русского и народы восточных племен в одном движении, чтобы они узнали и научились любить друг друга.
Эту работу мы исполняем, и Теософическое Общество принесет в страны, раздираемые внутренними неурядицами и кровавыми смутами, помощь, свет и силу.
Какая же работа предстоит нам еще в будущем?!
Обозревая историю прошлых веков, мы видим везде одно и то же. Мы видим цивилизацию, которая проповедует новую религию и на всех, кто не принимает её пророков, смотрит как на неверных; на всякую другую цивилизацию она смотрит как на враждебную низшую. Но истина едина. Великая Ложа Божественных Учителей действовала через все религии, через все церкви. В настоящее время человечество должно прийти к единству, и потому явилось Теософическое Обществе. Теософическое движение не есть движение разделения и обособления, оно не приносит ни новой веры, ни новой церкви, оно не воздвигает новых границ. Это движение, охватывающее весь мир, творческое движение самой Религии (в отличие от разных религий). Его основание — братство человечества, его учение — единство религий.
Что же означает это для будущего? Если верить истории, то это означает, что междоусобная борьба уступит место всеобъемлющему единству, а ожесточенная конкуренция — мирному содружеству. Как в прошлом обособленная вера обусловливала обособленную цивилизацию, так всеобъемлющее религиозное движение пророчески указывает на всеобъемлющую братскую цивилизацию; оно означает созревание такой цивилизации, когда сильный будет служить слабому, вместо того чтобы его притеснять и грабить, и не признает права одной нации попирать другую ногами.
Всеобъединяющее духовное движение должно родить всеобъемлющую цивилизацию, всеобъемлющую жизнь; оно возвещает зарю того дня, когда люди образуют одно общее братство и будут жить и работать для общего благополучия.
Итак, в чем значение Теософического Общества? В рассеянии мрака и в распространении свободы, в разрушении ненависти и в распространении любви, в уничтожении вражды и недоверия, в распространении взаимного доверия и любви. Вот цель Общества, его практическая польза для мира; это великая миссия, к которой призываетесь вы, члены Общества. Возвысьтесь же до высоты вашего призвания! Радуйтесь, гордитесь, что вы теософы, но будьте смиренны в вашей гордости, потому что если и есть что-нибудь, что делает человека смиренным, так это признание себя слугой Тех, кого на Востоке называют Учителями мудрости и сострадания.

Перевод А. Борнио