Педро Оливейра
(Бывш. международный секретарь Теософического Общества)
СПИРИТИЗМ В БРАЗИЛИИ
В Бразилии спиритизм (espiritismo, как он называется по-португальски) — это сила, с которой нужно считаться. По всей стране есть тысячи спиритических центров, большинство из которых следуют учению Кардека. На северо-востоке страны, в частности в Бахии, имеет место очень интересное смешение спиритизма, христианства и африканских традиций, одна из которых называется кандомбле и в ритуалы которой входят жертвоприношения животных.
Ещё одной интересной смешанной традицией является умбанда, в которой ритуалы и верования народа йоруба, представителей которого в виде рабов привезли в XVI в., сочетаются с христианскими верованиями и образами. Один из их важных культов посвящён Еманже, «царице моря». Каждый год в начале февраля её почитатели собираются у моря или возле рек оказать ей почтение и предложить еду, цветы, алкоголь и другие приношения. Умбандисты верят в духовную иерархию оришас, святых вне физического плана, и вызывают их на своих ритуалах.
Но огромное большинство спиритуалистов Бразилии составляют спириты школы Кардека. С начала XX века они распространили там в массовом масштабе учения о карме и реинкарнации. Я бы предположил, что большинство их последователей — бывшие католики, которым догматизм церкви не смог помочь в поисках смысла. Кардекисты, как их ещё называют, заметны своей альтруистической и благотворительной деятельностью, и они содержат в Бразилии множество, возможно сотни, детских домов и домов престарелых. Одним из их самых выдающихся духовных лидеров был Франсиску Шику Хавьер. Он специализировался на автоматическом письме и опубликовал много книг, которые, как считается, исходят от духа по имени Андре Луиш. Несколько лет назад, во время моего краткого визита в Бразилию, мне попалась книга Шику Шавьера, содержавшая послание от Джонатана Кинга! Эта сущность упоминается у Блаватской, и я даже видел его осаждённый образ в одной из старых книг, возможно, в «Листах старого дневника». К сожалению, у меня тогда не было времени проследить связь Шику Шавьера и Джонатана Кинга, хотя это и увлекательно.
Моё главное расхождение с бразильскими спиритами в том, что они настаивают на развитии медиумизма у людей, которые к ним приходят. Они заявляют, что каждый человек — потенциальный медиум, и что эту способность следует развивать. Но мне пришлось вблизи наблюдать опасности бессознательного психизма, связанного с медиумизмом. Когда я был маленьким, моя мать брала меня с собой к медиуму, старой негритянке, которая была очень добра. В её гостиной было несколько образов, в том числе Кардек, Иисус и Рамана Махариши! Каждый раз, когда я бывал у неё, она делала надо мной пассы и молилась за меня; также она предлагала мне «флюидическую воду», это нечто вроде магнетизированной воды. С годами она стала очень слаба, и смерть её была очень тяжёлой. Меня попросили провести в её доме ночь после её смерти, чтобы составить компанию её напуганному мужу. Это была одна из моих худших ночей, поскольку дом, похоже, был полностью охвачен всеми видами странных и тяжёлых психических влияний. Мне пришлось бороться с ними при помощи сильного сандалового благовония, молитвы и умственной решимости. Я не видел ничего, но место было полно странных и иногда враждебных энергий.
Позже моя мать серьёзно занялась спиритизмом, и её стали приглашать на занятия по развитию медиумизма. Я пытался предупредить её об опасности, но она говорила мне, что это её путь, и точно так же, как я нашёл свой путь в теософии, она нашла свой путь в кардекизме. У неё было по крайней мере два серьёзных случая одержания, и я присутствовал при одном из них. Её лицо при этом казалось совершенно каменным, на нём едва ли было какое-то выражение, и с ней было даже трудно говорить. Когда она наконец трагически покинула нас в августе 1992 года, я знал, что медиумические сеансы в действительности ей не помогли.
Недавно меня уверили, что нынешние лидеры бразильского спиритического движения предложили пересмотреть доктрину о том, что каждый может стать медиумом, и я это приветствую. Несмотря на нашу семейную трагедию, я благодарен этому движению за то, что оно помогло довести до миллионов людей благотворные учения о карме и перевоплощении, а также за их огромное альтруистическое служение в такой бедной стране как Бразилия.
Дополнения (Эрика Лецерих)
Спиритизм школы Кардека пришёл в Бразилию в 1865 г. Согласно статистике спиритизм — третья по распространению религия в Бразилии (после католического и протестантского христианства). Их имидж ассоциируется с благотворительностью и филантропией.
Каждый кардековский центр в Бразилии предлагает бесплатные курсы по подготовке медиумов. ...
Каждый такой центр проводит периодические собрания, открытые для публики, на которых людям доставляют послания от умерших. В молодости я посетила один большой центр спиритизма. В аудитории было наверно более 2000 человек. Нужно было написать на листке бумаги имя умершего члена семьи и передать его медиумам. Через некоторое время на сцене появлялась группа медиумов; они объявляли в микрофон имя умершего человека, послание от которого они получили, и зачитывали это послание всей аудитории. Были люди, которые могли ждать больше 12 часов, чтобы получить послание от любимых ими людей, покинувших этот мир. Также эти центры предлагают духовное водительство для людей, погибших насильственной смертью. ...
Практика медиумизма в Бразилии очень сильна, и вряд ли есть бразильцы, ни разу ни бывавшие ни в одном спиритическом центре или не приглашавшиеся для участия в сеансах.
Шику Шавьер (1910–2002), которого упомянул Педро, был величайшим медиумом в Бразилии, и принадлежал к школе Кардека. Он стал одной из самых любимых личностей XX в. в Бразилии, и теософы тоже уважают его. Он был слепым и поистине обладал удивительными способностями. Он считается наиболее признанным медиумом и практиком автоматического письма в мире.