Выступление члена Тибетского Правительства в изгнании на европейском конгрессе Теософического Общества
Author: Самдхонг ринпоче
Submitted by: Ziatz   Date: 30.07.2007 09:44
Comments: (0)   Ratings:
Самдхонг Ринпоче

РЕЛИГИОЗНАЯ ГАРМОНИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ XXI ВЕКА

Лекция, прочитанная по поводу 100-летия
Финской Секции Теософического Общества


Вначале я хотел бы поздравить всех членов Финского Теософического Общества с этим столетним юбилеем. Поскольку мы празднуем сейчас столетие Финской Секции Теософического Общества, я думаю, это знаменательный день и для Теософического Общества как её учредителя, которому уже больше века с четвертью и которое сохраняет стабильное количество членов. Общество и вправду прошло длинный путь с момента основания в 1875 году. Его идеи, идеи теософии, получили широкое признание, достигая отдалённых уголков Земли по причине универсальности его концепции. Поощряя изучение религиозных традиций, Общество придало человечеству большой импульс в его поиске Истины, приближении к этой Истине, и делая это, помогло осознанию единства всех существ — того факта, что все взаимосвязаны и один является частью целого.
Каждая из основных религиозных традиций Земли пытается показать путь к достижению этой предельной Истины, отвечая на поиски человеком цели существования — вопрос, который беспокоил умы нас, людей, с незапамятных времён и продолжит это и в будущем. Религия есть в некотором смысле тот проводник или посредник, который приводит к осознанию Предельной Истины, к способности видеть вещи в их собственной природе, без всякого искажения.
В этом отношении религии играют важную роль в продвижении духовного роста человечества. Точно так же, как на нашей Земле есть различные секции людей с разными степенями потребностей и разными вкусами, так есть и разные религиозные традиции, удовлетворяющие эти разные потребности. Разные типы религий следует видеть просто как разные пути, ведущие к одному месту назначения. Но конечно, выбор конкретной веры должен быть собственным решением каждого. Он может основываться на том, насколько подходит человек данной религии или зависеть от его умственных склонностей и способностей интеллекта понять религиозное учение. Достигнув цели, христианин, индус, буддист... — все осознают, что в действительности одни были одинаковы, что они искали ту же самую реальность.
Однако последнее столетие, несмотря на удивительные достижения, засвидетельствовало достаточное количество насилия на религиозной почве, подавления, расколов и беспорядков, которые принесли в нашу жизнь нестабильность, страх, страдания, гнев и разочарование. «Религиозная» ненависть и нетерпимость, как чума заразила народы, сообщества и отдельных людей, не дав им вести осмысленную жизнь. Проблема глобальной религиозной вражды с тех пор настолько усугубилась, что может выйти из под контроля уже в первой половине этого века.
Когда бы в своей жизни люди ни встречались с трудностями и испытаниями, они были склонны обращаться за утешением к религии и духовности. Религия важна, поскольку мы хотим не только материально процветающего мира; нам также нужен мир гармонии, нравственности, братства и сочувствия. А роль духовности — рассеять внутренний конфликт (источник всех конфликтов) и внедрить природу любви, симпатии, терпимости и скромности. К сожалению, самая опасная угроза миру сегодня исходит из того, что то, что называется религией, само становится самым мощным средством разделения и конфликтов внутри общества. Явления религиозной нетерпимости, фундаментализма и фанатизма сделали общество почти невосприимчивым к любому лекарству, религиозному или светскому. Само лекарство становится ядом. Потому настоятельно необходимо обсудить этот вопрос со всей серьёзностью в контексте того, какой вклад может внести гармония между религиями.
Я не знаю ни одного религиозного канона или символа веры, который бы проповедовал насилие, рекомендовал ненависть или пытался бы вызвать разлад между людьми. Но в прошлом мы находим многие деяния, совершённыево имя религии, доходившие до насильственного обращения, уничтожения соперничающих вероисповеданий догматическим утверждением, высокие притязания на истинность одной религии, чтобы установить господство одной религии над другой и поношение верований и учений других религий.
Для понимания гармонии и дисгармонии между религиями мы первым делом должны понять истинный смысл религии.
Проф. Р. Паникер описывает смысл слова «религия» так:

Религия. Это слово, согласно ему, охватывает три аспекта:
Религиозность или человеческое измерение, касающееся предельного, где бы оно по нашей вере ни находилось;
Религиозность или социальный институт (не обязательно организация), в котором воплощается религиозное измерение человеческой жизни;
Религиозность или более или менее закрытая система предельных верований, принадлежащих конкретному сообществу.

Он говорит, что эти три аспекта надо различать, но они неразделимы. Для целей понимания он использовал бы слово «религия» в смысле «организованное восстановления связи с сакральным», но не забывая, что религия — трансцендентальна и выше любого из её выражений.
Я совершенно согласен, что это определение религии широко применимо к большинству религиозных традиций в том виде, как они существуют сегодня, хотя это может и не быть точным определением Дхармы, как она понимается буддистами. Во всяком случае, религия должна быть инструментом одухотворения индивидуума и преображения его в безграничную и целостную натуру. Леонард Свиндлер укрепляет это воззрение ещё дальше. Он сказал:
«В сердце каждой культуры находится то, что традиционно называется религией, то есть объяснение конечного смысла жизни и того, как жить соответственно ему. Обычно все религии содержат четыре пункта: символ веры, кодекс поведения, культ и структуру общества, и основываются на представлении о трансцендентальном».
Символ веры относится к познавательным аспектам религии, и это всё, что в ходит в «объяснение» конечного смысла жизни.
Кодекс поведения или этика включает в себя все правила и обычаи, которые как-либо следуют из того или иного аспекта символа веры.
Культ означает ритуальную деятельность, соединяющую последователя с тем или иным аспектом трансцендентального, будь то прямо или опосредованно; молитва служит примером первого, а формальное поведение по отношению к представителям трансцендентного, таким как священники, — второго.
Структура общества относится к отношениям между последователями и может широко варьироваться — от эгалитарных отношениях, как среди квакеров, через «республиканскую» структуру, подобную той, что имеют пресвитериане, до монархической, как у некоторых иудеев-хасидов по отношению к их раввину.
Трансцендентальное, как указывает корень этого слова, означает то, что превосходит повседневный, обыденный, поверхностный опыт или действительность, идёт за пределы этого. Оно может относиться к духам, богам, личному Богу, безличному Богу, пустоте и т.д.
Совершенно ясно, что никакой дисгармонии в религиозности как символе веры или кодексе поведения быть не может. Но она появляется в культе или сообществе. Иными словами, дисгармония и конфликты растут в умах людей, не памятующих о сути веры или кодекса, а вместо этого влекомых сильными общественными чувствами и привязанностями. Такие люди, влекомые самостью и имущественными интересами, создают конфликты между собой и используют имя религии для приобретения политической силы или по иным скрытым мотивам.
Одно общее явление или причина того, почему большинство религий сегодня конфликтуют, состоит в том, что фундаменталисты, чтобы эксплуатировать религиозные чувства невинных верующих, создают ложное чувство того, что религиозная традиция находится в опасности. Этим фундаменталистам не удаётся понять основные элементы их собственной религии. Пользуясь религиозной чувствительностью своего сообщества, они принимают политику, которая становится фанатичной по своему характеру. Лишь злоупотреблением именем религии эта дисгармония поддерживается и продвигается.
Ещё одна проблема — основная склонность считать свою религию превосходящей другие. Много раз, из-за невежества и крайнего высокомерия, между верующими разных религий, вошедших в соприкосновение друг с другом, разгорался конфликт. Каждая сторона думала, что только она обладает полной «истиной», а все другие что-то упускают или делают не так, тогда как их группа представляет настоящую «реальность» на земле. Такую концепцию надо искоренить из наших умов. Я думаю, это будет возможно только когда по-настоящему и искренне практикуешь свою собственную религию и имеешь намерение защищать доктрину в её чистейшей форме. Например, некоторые последователи буддизма не практикуют учения Будды в своей жизни, поскольку, похоже, оставили его из-за немедленных реакций ума на физическую и речевую деятельность. Каждый знает, что суть учения Будды — сострадание, любовь, доброта, терпимость и так далее. Но для этих так называемых буддистов самом большим делом стал гнев и нетерпимость по поводу любого критицизма или неуважения по отношению к их религии. Если кто-то плохо говорит о буддизме, этот так называемый буддист впадает в такую ярость, что прибегает ко всем возможным средствам насилия и отбрасывает учение Будды о ненасилии. Он не замечает, что таким поведением он вредит своей собственной вере. В своём невежестве он может считать, что защищает буддизм, противостоя критике своей веры. Такие грубо нерелигиозные чувства всепроникающи и их очень легко спровоцировать в умах некоторых последователей всех великих религиозных традиций. По-моему такое противоречие есть величайшая внутренняя экологическая катастрофа нашего времени. Фактически, критик никогда не может повредить доктринам Будды, но сам тот последователь может повредить им ненавистью и гневом. Я думаю, что этот принцип приложим и к другим религиозным традициям.
Религиозные учения предназначены для умиротворения, очищения умов людей и для освобождения их от обусловленности. Если они стали главным источником возбуждения и насилия, то где же нам искать лекарство? Какое удовлетворительное решение может дать религия для преодоления расовой сегрегации? Фактически, само выражение «религиозная нетерпимость» является терминологическим противоречием, но к сожалению, такая низменная неспособность практиковать воздержанность широко превалирует в нашем обществе. Последствия религиозной напряжённости, если оставить её без внимания, будут весьма опасны для всей человеческой цивилизации. Только представьте, что случится с человечеством, если 2,1 миллиарда христиан, 1,3 миллиарда мусульман, 900 миллионов индусов и 376 миллионов буддистов попытаются вцепиться друг другу в глотки. Или какова будет ситуация, если взять по 100 фанатиков от каждой религии и науськивать их против веры других? Межрелигиозная дисгармония — серьёзный вопрос, который будет серьёзно отдаваться повсюду, воздействуя на членов маленького сообщества, нации и человечества в целом.
Я думаю, что в деле противодействия дальнейшему ухудшению ситуации и возрождения нормального состояния, мира и гармонии между разными религиозными практикующими, Теософическое Общество, как организация, уважающая разные религии этой планеты и поощряющая их изучение, имеет уникальные преимущества и потенциал, равно как и ответственность, и должно провести свою инициативу до конца. Я могу даже отважиться предложить свои малозначительные мысли для будущих действий, которые потребуются, чтобы обратить вспять нынешние тенденции.

1. Очень важно понять, что каждое человеческое существо уникально. Иными словами, каждый из нас отличается от всех других. Все различаются по возможностям, темпераменту, вкусам, тому, что им нравится или не нравится. Потому одна единственная религиозная доктрина не подойдёт для каждого человека. Так что нужно понять, что каждая из других благородных традиций тоже важна и свята для её последователей. Точно как один тип еды или одно лекарство не годится для каждого, и есть необходимость в разнообразии. Но это не значит, что любая из этих разновидностей будет обязательно либо превосходить другие по ценности, либо уступать им. Этот простой факт должен понять каждый. Также стоит подумать о том, что религиозные верования во многом определяются тем, где человек родился. Если вы родились в Ватикане, вы почти неизбежно будете католиком. Если вы росли на Ближнем Востоке, вы вероятно будете мусульманином, а если в Индии — то индусом. И так далее.
2. Поскольку религиозное разнообразие неизбежно и необходимо по причине человеческого разнообразия, то чтобы достичь гармонии между религиями, мы, вместо того, чтобы искать сходства между разными религиозными традициями, должны искать различия между ними и затем учиться уважать эти отличия. Иначе, как было много раз, тенденция искать сходства приведёт в процессе уподобления к наложению на другую религию своих собственных религиозных интерпретаций, и тем самым — к включению разных традиций в одну традицию, что не будет подходить ни к одному из базовых принципов религиозных традиций.
3. Концепция «религиозной терпимости» должна быть заменена подлинным уважением ко всем религиям. Выражение «терпимость» само показывает неприемлемость другой религии. Терпят что-то плохое или неприемлемое, с чем тем не менее приходится жить. Выражение махатмы Ганди «сарва дхарма самбхава» означает равное отношение ко всем религиям. Нужно принять и уважать все другие религиозные традиции без всякой дискриминации. Только такое отношение примет концепцию плюрализма. А вот терпимость к другим вероисповеданиям не требует признания их верными.
4. Всякий настоящий религиозный практикующий, достойный этого имени, должен иметь смелость и охоту осудить всякую дисгармонию или угрозу гармонии между разными сообществами. В частности, когда его единоверцы участвуют в акте дисгармонии, это нужно осудить, вместо того, чтобы ругать другое сообщество и пытаться оправдать своих единоверцев. Религиозную пропаганду не следует поощрять, а вместо этого сосредоточиться на том, чтобы помочь людям усвоить истинную суть своей собственной религии.
5. Должна быть платформа, на которой религиозные лидеры могли бы взаимодействовать так часто, как возможно, и развивать личные отношения, чтобы искоренить непонимание, культивировать подлинное понимание и подавать хороший пример своим последователям. У всех великих религий есть бесконечная мудрость и красота, которой они могут поделиться. Должен быть некий род религиозных обменов, чтобы создавать возможности для изучения других религий, и чтобы благодаря этому изучающие стали ценить их благородные идеи. Помимо попыток расширить базу своих последователей, все великие религии должны стараться выстроить такую среду, в которой допускалась бы гибкость и каждый мог бы мудро принимать благородные идеи любой религии. Мы должны быть выше желания обратить в свою веру других, и искоренять узколобость и отчуждённость в наших отношениях.
6. Межрелигиозный диалог, совместные молитвы разных религий и паломничества к разным храмам и святым местам друг друга следует поощрять. В основе цель всех религий одна — очищение человеческого ума. Преодолеть собственный эгоизм, любить своих собратьев и служить им, подняться до уровня вселенского сознания — эти цели общи для всех. Сущность религии — поощрять эти человеческие ценности и пробуждать в людях внутрений свет. Я не знаю, как это может выглядеть практически, но мы можем подумать об Объединённых Религиях Мира, по примеру ООН, чтобы свести религии мира вместе для блага и совершенствования всех и установления религиозной гармонии и мира во всём мире.
7. Сострадательный ум — ключевой фактор в достижении равного уважения ко всем религиям. Сочувствие страдающим людям или бедствующим слоям общества нетрудно практиковать каждому. Но сострадание сильным людям, в частности вашим оппонентам или иным группам, внедрить трудно. Основное требование для развития сострадания — это понимание равенства всех существ. Все живые существа равны в основе своего потенциала; в каждом существе, способном чувствовать, есть семя просветления. Во-вторых, все существа одинаковы в том, что любят счастье и не любят страдания. Потому нет смысла проводить дискриминацию среди существ или считать себя отличающимся от других. Как только человек достиг понимания равенства, у него будет сострадательный ум. А сострадательный ум будет уважать каждую индивидуальность, а потому — все разные религиозные деноминации, к которым принадлежат люди.
8. И прежде всего, между всеми подлинными религиозными практикующими должна быть солидарность в сохранении своей веры и своих убеждений. Они должны энергично противодействовать злоупотреблению именем религии и эксплуатации её политиками с целью «разделяй и властвуй», когда создаются группировки и вербуются избиратели путём эксплуатации религиозных чувств невинных людей.

И поскольку одна из важных целей Теософического Общества — способствовать всемирному братству и гармонии между разными религиозными традициями, перед нами лежит период испытаний. Но я надеюсь, что в конечном счёте мир на этой Земле возобладает. И нужно разрешить эту проблему, ибо как только она будет разрешена, будет очищен и путь для мира.

Спасибо.