СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ В РОССИИ
Истоки
Родившаяся в тревожную пору
Кочевая жизнь
В Петербурге
Опять в дороге
У дедушки и бабушки в Саратове
Рождество на Украине
Горестная утрата
На берегах Волги
Странные происшествия
Отъезд в Грузию
На распутье
ЧАСТЬ II. В ПОИСКАХ НЕВЕДОМОГО
Начало странствий
“Незабываемая ночь”
Новый Свет и мать Индия
Второй раз вокруг света
Мудрецы Востока
Часть III. ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Снова в России
Оккультные чудеса в Пскове
Петербург и Ругодево
На Кавказе, в Тифлисе
Новые путешествия
Тибет I
Тибет II
Тибет III
Таинственный гость
В преддверии
Часть IV. АМЕРИКА – СТРАНА НАЧИНАНИЙ
За морем, за океаном
Расцвет спиритуализма
Предначертанная встреча
Первые выступления в печати
События разворачиваются
Приход нового сотрудника
Рождение движения
Психофизиологическая перемена
«Разоблаченная Исида»
«Мир новых идей»
«Ламасери»
Важное решение
Последние дни в Америке
Часть V. МИССИЯ В ИНДИИ
Пробуждение Востока
В Бомбее
«Отчаянное предприятие»
Поездки на север
Среди буддистов Цейлона
Симла – летняя столица британских властей
«Разве вы дети, что жаждете чудес?»
В непрерывных разъездах
Новая штаб-квартира в Адьяре
Необходимость перемен
Поездка в Европу
Дело Куломбов-Ходжсона
Прощай, Индия!
Часть VI. ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫВАЮТСЯ НА ЗАПАДЕ
Переезд в Европу
«Яго теософии»
В Остенде
«В альбионских туманах поселена»
Беседа в «Мейкотте»
Ланздаун-Роуд, 17
«Кармические видения»
Тайная доктрина
Из атеистов – в теософы
Эзотерическая секция
Роковая буква
Плагиат и плагиаторы
Живительный воздух Фонтенбло
На Авеню-Роуд
Последние дни
После ухода
«А вы знали госпожу Блаватскую?»
Часть VII. СТОЛЕТИЕ СПУСТЯ
Сферы влияния теософии
Всемирный парламент религий
Наука и «Тайная Доктрина»
В мире литературы
У истоков абстракционизма
Малер, Сибелиус, Скрябин
Буддизм приходит на запад
Мифы, сны и коллективное бессознательное
Теософия и «Новый Век»
Предсмертное состояние и космическое сознание
Пророк в своем отечестве
Примечания
Всем друзьям, близким и далёким, помогавшим в подготовке этой книги
Предисловие.
[justify]Сто лет назад ведущая нью-йоркская газета «Сан» писала о Елене Петровне Блаватской:
«Женщина, которая так или иначе заставляла окружающих—сначала в маленьком мирке своего детства, а потом по обе стороны земного шара — говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему; смерть которой вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно почил какой-нибудь император,—такая женщина должна быть и вправду личностью выдающейся» (1).
Полвека спустя крупнейший русский деятель культуры Николай Рерих писал Борису Цыркову, редактору Собрания сочинений Елены Петровны Блаватской, трудившемуся в Теософском обществе в Пойнт-Ломе, Калифорния:
«Чрезвычайно приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположенницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища...
Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси» (2).
В специальном номере канадского литературного журнала "Рикка", посвященном знаменитым женщинам мира, д-р П. Вайнцвайг говорит о Е.П. Блаватской как о «всесторонне образованной женщине, отвечающей идеалу эпохи Возрождения»:
«Она была учёным, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем, и прежде всего — неутомимой воительницей света... Следуя зову истины и идеалам всеобщего братства, Е. П. Блаватская нажила себе немало врагов и недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли её именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа» (3).
Чарлз Джонстон, писатель и переводчик с санскрита, преподававший в Колумбийском университете (Нью-Йорк), вспоминал о ней так:
«Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской—это мощь и масштабность её индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реальности, поистине неистощимого запаса прочности,—это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям» (4).
Уильям Стюарт Росс, современник Е. П. Б., известный литератор, критик и редактор
«Агностического журнала», писал после кончины Блаватской:
«Несмотря на огромные знания и талант, в ней не было и следа от менторского высокомерия, в ней жила простая душа ребёнка... Тоже нашли „мошенницу"! Да она едва ли не единственная из смертных, кого я знал, никогда не была обманщицей... и одна из очень немногих, кто понимал меня» (5).
Возражение Уильяма Росса, несомненно, относится к нашумевшему отчёту Ходжсона, который был опубликован в декабре 1885 года в Лондоне Обществом психических исследований (далее—ОПИ.—Ред.). В нём говорилось, что г-жа Блаватская «заслуживает того, чтобы навсегда войти в историю в качестве одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц» (6).
Целый век этот вердикт кочевал по книгам, энциклопедиям и средствам массовой информации—повсюду, где только заходила речь о её жизни и деятельности. В этой связи особенно показательно, что в 1986 году, через сто лет после появления отчёта Ходжсона, не кто иной, как само ОПИ выпустило пресскоммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и Соединённых Штатов Америки. Оно открывается словами:
СОГЛАСНО НОВЕЙШИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, ГОСПОЖА БЛАВАТСКАЯ, СООСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА, БЫЛА ОСУЖДЕНА НЕСПРАВЕДЛИВО
«Разоблачение» русской по рождению оккультистки госпожи Е.П.Блаватской, с которым выступило ОПИ в 1885 году, вызывает самые серьёзные сомнения в связи с публикацией в журнале ОПИ (1986, апрель, том 53) убедительной критики отчёта 1885 г.
Доктор Вернон Харрисон — бывший президент Королевского фотографического общества и руководитель исследовательской лаборатории у Томаса Де Лару, эксперт по подлогам и фальшивкам, — заново проверил все обстоятельства этого дела. Отчёт 1885 года был составлен в основном Ричардом Ходжсоном, одним из первых австралийцев — членов Британского и Американского обществ психических исследований, который стал широко известен благодаря именно этому делу (7).
В коммюнике приводится выдержка из заключения Вернона Харрисона:
«По мере тщательного изучения этого отчёта становится всё более очевидным, что в то время как Ходжсон... был готов воспользоваться любыми, даже самыми незначительными или сомнительными свидетельствами, компрометирующими Е. П. Б., он проигнорировал всё, что могло говорить в её пользу. Его отчёт пестрит тенденциозными утверждениями, предположениями, преподносимыми как факт или возможный факт, неподтвержденными показаниями безымянных свидетелей, предвзятым отбором свидетельств и откровенной ложью»(8).
Харрисон цитирует также заявление Е. П. Б., сделанное ею вскоре после выхода в свет отчёта Ходжсона:
«Скрупулёзные, но неверно направленные изыскания м-ра Ходжсона, его нарочитая точность, когда с бесконечным упорством он цепляется за пустяки и остаётся слеп к фактам действительно важным, его противоречивые рассуждения и многообразно проявляемая неспособность справиться с проблемами, которые он старался решить, будут в своё время разоблачены другими авторами — в этом я не сомневаюсь» (9).
Харрисон добавляет: «Я прошу у неё прощения за то, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты этих слов» (10).
Коммюнике называет Блаватскую соосновательницей Теософского общества, созданного в Нью-Йорке в 1875 году. Е. П. Б. прибыла в Соединённые Штаты в 1873 году и спустя пять лет получила гражданство. Другими двумя основателями Общества были полковник Генри Стил Олкотт, который стал президентом ТО, и Уильям Куон Джадж. В молодости Олкотт добился успеха на агрономическом поприще. Во время Гражданской войны он был на военной службе, а потом входил в комиссию из трёх человек, назначенную правительством для расследования убийства президента Линкольна. Позже он стал адвокатом. Джадж, молодой американец ирландского происхождения, юрист, впоследствии сыграл выдающуюся роль в Теософском движении, и особенно в Америке.
Постепенно были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются как вполне естественные, но в викторианскую эпоху это было нечто неслыханное. Их три:
1. Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;
2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения;
3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Сегодня теософские общества и ассоциации, придерживающиеся этих целей, существуют более чем в шестидесяти странах мира.
Частью практического осуществления третьей цели стали оккультные феномены, которые Е. П. Б. демонстрировала отдельным своим ученикам в процессе объяснения законов природы, ещё неизвестных западной науке. Она производила феномены по собственной воле, в полном сознании и средь бела дня, что в корне отличается от обычной медиумической практики. Такого рода феномены, кем бы и когда бы они ни производились, неизменно вызывают сомнения в подлинности у тех, кто не видел их собственными глазами. Так случилось и с Ходжсоном, чьи изыскания в Индии ограничились опросом свидетелей и изучением их показаний.
Герберт Уэллс как-то писал, что его всегда поражали феномены, совершаемые «Магометом, йогами и госпожой Блаватской... Здесь мы соприкасаемся с законом более глубинным, чем общеизвестные законы природы» (11).
Е.П.Б. никогда не занимала высшую должность в административном руководстве ТО, в течение десяти лет оставаясь на более скромном посту секретаря-корреспондента. За год до смерти она была избрана президентом европейских филиалов и, сообщая об этом сестре в Россию, заметила: «Но что мне с того... почести и титулы не для меня» (12). В отличие от многих современных популярных гуру, она никогда не брала деньги за своё учение, жила очень просто и умерла, не оставив наследства.
Сама Е. П. Б. не согласилась бы с выражением «своё учение», потому что никогда не считала его своим. Она утверждала, что учение это исходит от учителей, которых она встретила во время своих странствий по Востоку. Она называет их адептами, учителями мудрости, Братьями, махатмами (великими душами). Где бы они ни жили, на Востоке или на Западе, их труды и прозрения имеют общемировую значимость. Блаватская первой открыто заговорила на Западе об этих более продвинутых представителях рода человеческого как о естественном следствии эволюции и закона перевоплощения. Согласно теософии, они появлялись на протяжении всей истории как великие учителя и спасители человечества: Будда, Кришна, Зороастр, Моисей, Авраам, Иисус. В первой своей книге «Разоблаченная Исида» Е. П. Б. говорит об Иисусе Христе, что он был «однойиз величайших и наиболее ярких фигур в панораме истории человечества», которая «не только не померкнет, но с каждым веком будет вырисовываться всё отчётливее и ярче» (13).
Сегодня мысль об учителях мудрости столь привычна, что в «Международной энциклопедии Роже» для слова «махатма» приводится четыре значения: обладающий знанием; высокая личность; оккультист; мудрец (14). Теософы считают, что адептом может стать как женщина, так и мужчина (15).
К какой области отнести знания мудреца, или учителя? К религии, науке или философии? Если воспользоваться подзаголовком к «Тайной Доктрине», главному труду Е. П. Б., то можно назвать это «синтезом науки, религии и философии».
Учёных, читавших «Тайную Доктрину», восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в их собственных областях науки. Так, в её время физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной, Е. П. Б. же говорила о его бесконечной делимости. Антропологи скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет, она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Она достоверно знала о том, что становилось достоянием науки лишь позднее—например, о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; об иллюзорной природе материи, воспринимаемой физическим глазом; что пустоты как таковой в природе не существует, что нет её и в вакууме; что Луна — не осколок Земли, как предполагали астрономы, а старше её. Результаты исследования доставленных астронавтами образцов лунных пород ошеломили учёных: возрастом они оказались старше всего, что когда-либо было найдено на Земле!
По словам племянницы Эйнштейна, «Тайная Доктрина» всегда лежала на столе великого физика (16). О том же сообщает Джек Браун в статье «В гостях у профессора Эйнштейна» (17).
У Е.П.Б. было немало друзей в научном мире. В ТО состояли американский изобретатель Томас Эдисон, ведущий химик и физик XIX века сэр Уильям Крукс, знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион, американский философ Уильям Джеймс и генерал-майор Эбнер Даблдей, герой Гражданской войны в США и создатель бейсбола. Даблдей, широко образованный человек и талантливый инженер и изобретатель, был вице-президентом Теософского общества и завещал ему свою редкостную библиотеку. Е.П.Б. хорошо знала его, когда жила в Нью-Йорке. В Лондоне её частым гостем был поэт Уильям Батлер Йейтс, одно время активный член ТО.
Американский репортёр после встречи с ней писал:
«Госпожа рассмеялась. Я пишу "рассмеялась", но у меня такое чувство, словно с нами был сам Смех! Смех—самый чистый, весёлый, беззаботный, какой мне только доводилось слышать,—выражал самую её суть. Она воистину гениальна в проявлении своих эмоций, её жизненная сила бьёт через край» (18).
К сожалению, фотографии обычно передают только серьёзную сторону её натуры.
До сего времени на английском языке вышло восемнадцать книг-биографий Е.П.Блаватской. Настоящий труд, приуроченный к столетней годовщине со дня её смерти,—это попытка наиболее подробного жизнеописания Е.П.Б. В отличие от большинства своих предшественников, автор рассматривает не только обстоятельства её жизни, но и учение, которое она передавала, так как первое невозможно понять без второго. Готовясь писать эту биографию, мы изучили все статьи и книги Блаватской — в целом около десяти тысяч страниц.
Не меньшую ценность составляют и письма Блаватской. Автор чрезвычайно благодарна Даре Эклунд, исполнительнице завещания Бориса Цыркова, которая предоставила нам возможность ознакомиться с фотокопиями около шестисот писем Е. П. Б., собранных им более чем за полвека, а также с его обширной картотекой всевозможных сведений, относящихся к Е.П.Б., каких зачастую не найти в общедоступных источниках.
Недавно были открыты новые материалы, в том числе переписка Блаватской с Джеймсом Ролстоном Скиннером, человеком глубоких познаний, автором «Ключа к иудейско-египетской загадке в источнике мер». Скиннер упоминал о существовании этих писем, но их содержание, как и местонахождение, оставалось неизвестным. Они были обнаружены в архивахбиблиотеки Андоверской семинарии при Гарвардском университете. Автор настоящей книги внесла в это свою скромную лепту. 30 января 1984 года она получила письмо от хранителя архива д-ра Алана Сиберга, где говорилось: «Если вы услышите о других письмах Е.П.Б., которым требуется пристанище, пожалуйста, вспомните о Гарварде. Мы с радостью поместим их в наше собрание».
Ещё один бесценный источник информации, которым не воспользовались предыдущие западные биографы,—это обширные материалы на русском языке, переведённые на английский лишь в самое последнее время, в том числе специально для настоящей биографии.
Как с удивлением отмечает американский литератор П. Цвайг, «всего за несколько лет Теософское общество произвело самый настоящий переворот в оккультном мышлении Европы и Америки... Основанное Е. П. Блаватской Теософское общество... прижилось в Индии и на Цейлоне и стало мощным фактором возрождения там буддизма и индуизма. Наконец, оно имело большое влияние на движение за независимость Индии» (19) (см. главу «Пробуждение Востока» в части V этой книги).
Не менее значительным было влияние Е. П. Б. на западную цивилизацию. Один из его аспектов раскрывает социолог Теодор Роззак в книге «Незавершённое животное». В главе «Тайная Доктрина госпожи Блаватской», он отзывается о ней как об одной из «величайших незакрепощённых женщин своего времени» и добавляет:
«Понятно, что каждое её действие или слово встречалось в штыки, особенно когда она имела смелость бросить вызов наиболее укоренившимся интеллектуальным ортодоксиям своего времени... Но даже теперь люди, не прочитавшие ни единой её строчки, твёрдо убеждены, что она была обманщица и чудачка... Редко вспоминают о том, что после выхода в свет "Происхождения видов" Е.П.Б. была первой, кто энергично отстаивал главенство трансфизического элемента в процессе эволюции, вопреки растущему признанию дарвинизма».
В двух основных её работах, продолжает он, содержится
«первая из появившихся на современном Западе философия психической и духовной эволюции. Она, в отличие от христианских ортодоксов, не отрицала значение этого труда Дарвина, но утверждала, что, сосредоточившись на сугубо физическом, он в своей книге полностью пренебрёг умственной, творческой и визионерской жизнью человеческой расы; короче говоря, пренебрёг сознанием, развитие которого происходит совершенно иным эволюционным путём. Дарвин просто не пошёл так далеко; его теория не настолько широка, чтобы всесторонне охватить человеческую природу».
Оценивая значение Блаватской с позиций сегодняшнего дня, Роззак отмечает, что «даже с учётом всей критики, направленной против неё, Е. П. Б. предстаёт как один из оригинальнейших талантов нашего времени... И прежде всего, она принадлежит к числу современных психологов-новаторов визионерского типа» (20).
Другие аспекты влияния Е.П.Б. на современную культуру рассматриваются в части VII, «Столетие спустя», в главах, посвященных религии, психологии, литературе, живописи, музыке и движению «Нью эйдж» («Новый век»). В главе о науке речь идёт о том, с какой точностью её «Тайная Доктрина», вышедшая в 1888 году, предвосхищает последующие научные открытия. В книге указывалось, что огромные перемены должны произойти в науке между 1888 и 1897 годом. Учёные—современники Блаватской—сетовали на то, что все великие открытия в физике, химии и астрономии уже сделаны, что в науке не осталось более белых пятен. И вот в 1895, 1896 и 1897 годах мир узнал о трёх великих открытиях, раздвинувших горизонты для новых исследований, которым не видно конца. В этой главе приводятся факты, позволяющие понять интерес, который Эйнштейн и другие учёные проявляли к «Тайной Доктрине».
Сегодня все работы Е.П.Б. по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки. И это вполне естественно, ибо по духу Блаватская была скорее гражданином мира, нежели какой-то одной страны.
В России книги Блаватской долгое время былиподзапретом. Ныне, как явствует из следующего сообщения, положение изменилось:
«На родине г-жи Блаватской пробуждается интерес к её жизни и творчеству... (В Москве, 18 июня 1990 года) в помещении Союза писателей открылась выставка, посвященная Елене Петровне Блаватской... Московские пресса и телевидение не обошли вниманием это событие, и несколько миллионов зрителей наблюдали открытие выставки, показанное по телевидению в самое удобное время. Тогда же было объявлено, что 1991 год, столетняя годовщина её ухода, будет отмечаться как Международный год Блаватской.» (21).
А в 1978 году исполнилось сто лет со дня получения Е. П. Б. американского гражданства — гражданства страны, которую она, по её словам, любила за «её восхитительную свободу» (22).
В России через год после смерти Е.П.Б. вышел третий том «Критико-биографического словаря русских писателей и учёных», с посвященным ей очерком З. Венгеровой на четырнадцати страницах, где, в частности, говорилось:
«Регистрировать всё, что писалось о Блаватской, нет и приблизительной возможности. Чрезвычайно заинтересовавши своею теософиею Западную Европу, Сев(ерную) Америку и Индию, Блаватская вызвала огромнейшую панегирическую и полемическую литературу: многие десятки книг, сотни журнальных и тысячи газетных статей. Известность её так велика, что в солидном лондонском словаре «Men of the time», где знаменитейшим людям нашего времени посвящено по одному столбцу, Блаватской отведено целых три. Нет также ни одного другого новейшего европейского или американского энциклопедического словаря, где бы ей не было отведено значительное место» (23).
В том, что сегодня столько людей в России интересуются трудами и учением Е. П. Блаватской, большая заслуга принадлежит семье Рерихов, очень известных у себя на родине и многое сделавших для популяризации наследия Е. П. Б.
Е.П.Б. называли «Сфинксом девятнадцатого века», и знаменитую фотографию, на которой она правой рукой подпирает подбородок, а глаза её пронизывают вас насквозь, тоже прозвали «Сфинксом» (см. фото 28). Возможно, именно поэтому издательство «Тайм-лайф букс» выбрало эту фотографию для своей рекламной кампании, представляющей читателю популярную серию «Тайны Неведомого». Фотография вспыхивала на телеэкранах, воспроизводилась в рекламных проспектах, и миллионы людей читали рядом с ней знаменательные слова: ПОЗНАЙ НЕВЕДОМОЕ,— это, быть может, бессознательное признание того, что миру ещё предстоит по достоинству оценить Е. П. Б.
В этой книге очевидцам разных событий будет предоставлена возможность рассказать о них своими словами, чтобы в пересказе не утратить свежесть первого впечатления и сохранить дух подлинника. Конечно же, это относится и к главному герою книги — самой Елене Петровне Блаватской. [/justify]
Глубоких душ приливная волна
Пробудит сокровенное от сна,
Подхватит нас и унесёт
От мелких, суетных забот.
ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО
Download : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ОСНОВАТЕЛЬНИЦЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕОСОФСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Size: 1,85KB, downloaded 5773 times
Size: 1,85KB, downloaded 5773 times