Статья об Агни-йоге с форума "Интернет-Община"
Author: Sova
Submitted by: Ziatz   Date: 28.07.2008 00:09
Comments: (18)   Ratings:
КАК ЗАПИСЫВАЛАСЬ АГНИ ЙОГА

Весьма распространённым способом общения с «потусторонним миром» с, как минимум, XIX века было (и остаётся по сей день) использование столика с буквами и планшетки, которой касались участники сеанса (или «сидения») – все или кто-то один из них, и планшетка, перемещаясь вместе с руками, указывала на отдельные буквы или простые ответы вроде «да» и «нет», нарисованные на столике. Таким способом из букв составлялись слова ответов («спеллировались» от английского «to spell words» – называть по буквам) «из потустороннего мира» на вопросы присутствующих на сеансе.
В нью-йоркском Музее имени Н.К.Рериха имеется такой инструмент – Ouija Board наподобие изображённых на странице http://www.witchboards.net/collect1.html . Правда, скорее всего, данный конкретный предмет был выпущен в 1950-х годах и, следовательно, не мог использоваться самими Рерихами. Возможно, им пользовался кто-то из их американских сотрудников.
Первые сообщения в кругу американских сотрудников, в том числе и те, что составили первую и частично вторую книгу серии «Агни Йога» – «Зов» и «Озарение» соответственно, были получены Рерихами также сначала «азбукой», а после при помощи подобного устройства, что видно из записей бесед с Учителем в тетрадях Е.И.Рерих, датированных 1921 – 1923 годами.
З.Г.Фосдик неоднократно упоминает в своих дневниках общение посредством «азбуки». А.В.Шибаев (или всё-таки В.А.Шибаев?) вспоминает, как проходили лондонские сеансы с Рерихами, и рассказывает, как были получены сообщения:
«(был условлен стук: один раз - да, два раза - нет, три раза - усиленное да!)
<...>
Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит, и когда произносилась нужная буква, то следовал стук.»
(см. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М.: Сфера, 1998. стр. 691)
Если это и есть упоминаемая З.Г.Фосдик «азбука» и «стуки», на которых позже настаивал С.Н.Рерих в качестве инструмента общения вместо «автоматического письма», то как же долго должны были получаться такие сообщения... Судя по записи в тетради Е.И.Рерих от 2 мая 1923 года, так оно и было:
«— Сидите спокойно, как бы не присутствуете.
— Ояна говорит азбуку.
— Шафран пусть отдыхает.
— Руки пусть держат Ояна и Грант.»
В 1922 году в тетрадях появляются записи, сделанные так называемым «автоматическим письмом», когда внешний по отношению к пишущему разум непосредственно контролирует руку пишущего. Е.И.Рерих, по её собственному признанию, никогда сама автоматически не писала, а вот Н.К.Рерих делал это, как минимум, вплоть до 1933 года. К этому способу прибегали также Ю.Н.Рерих и некоторые американские ученики Рерихов. Полученные этим способом тексты Н.К. и Ю.Н. Рерихов также вошли в книги серии «Агни Йога».
Е.И.Рерих также с самого начала получала сообщения посредством видений и яснослышания, хотя в её очерке «Огненный опыт», опубликованном МЦР в 2000 году, есть запись, датированная лишь январём 1924 года: «Начала слышать и видеть - эти записи занесены в особую тетрадь». Вероятно, до этого она «слышала и видела» не столь регулярно или не так интенсивно и чётко. Из этой фразы также следует, что услышанное и увиденное записывалось отдельно от тетрадей, содержащих беседы с Учителем.
Тем не менее, очень многие, если не все, параграфы Агни Йоги можно найти в тетрадях, куда Е.И.Рерих заносила те свои беседы с Учителем, в которых участвовала не только она, но и Н.К. Рерих (если он не был в отъезде), а также другие члены семьи и сотрудники, в особенности Ояна (Эстер Лихтман), которая до совершённого ею в 1935 году предательства была «назначена Свидетельницей» самим Учителем и вела какие-то свои записи на немецком языке. Сейчас записи Ояны, вероятно, находятся у Ориолы Хорш, если она не передала их в какой-нибудь архив.
Эти беседы позже (к сожалению, из самих тетрадей не ясно, когда именно) стали проводиться при помощи некоего устройства под названием «престол» или «эфоб». Вот как механизм такой беседы описан в сообщении от 6 августа 1925 года:
«Укажу, как технически производится Наша беседа. Вы со Мною представляете как бы треугольник. Ток ударяет в колокол Ф., [Фуяма] спускается до солнечного сплетения и физическим ударом приподнимает престол. Затем через солнечное сплетение Ур. [Урусвати] достигает колокола и идет ко Мне. Следующий раз ток идет через колокол Ур., наклоняет престол и следует через Ф., получается переменный ток. Могут быть, как вы уже заметили, боли в желудке или приливы к голове. Но переменный ток гораздо менее тяжел, нежели многие другие средства.»
Видимо, данное устройство не требовало возложения рук на его движущуюся часть, хотя в записях иногда встречаются указания убрать или положить руки на стол во время беседы. Получалось нечто вроде телеграфа, и в сообщении от 21 марта 1925 года «беседа через пр.» так и обозначена, правда, в п. 300 книги «Озарение» сокращение «пр.» развёрнуто как «пространство», а не как «престол».
Тем не менее, в п.611 русского (но только русского) издания книги «Агни Йога» (другое название «Знаки Агни Йоги») попало именно упоминание этого загадочного «престола» или «эфоба». Вот часть сообщения от 22 апреля 1929 года, откуда взят п.611 этой книги:
«Можно на механическом писании видеть развитие психического прозрения. Называем механическое письмо низшим видом сношения, ибо не пользуемся на высотах, но престол или Эфоб мог служить от великой древности. На каком языке Эфоб? Суммерийские нар.»
Очевидно, об этом же «престоле» идёт речь и в легенде из «Криптограмм Востока» о том, как волхвы нашли младенца Иисуса. Вот часть записи от 27 января 1926 года, содержащей эту легенду:
«Потушив огонь, Мы возложили руки на престол и спросили: “Куда нам идти дальше?”. Было сказано: “Ближе близкого, ниже низкого, выше высшего”. Не поняв смысла, Мы просили Указа. Но было сказано только: “Пусть уши слышат”. И сидели Мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребенок где-то за стеною.»
Запись от 26 января 1927 года явно обозначает «престол» как «аппарат для бесед»:
«Можно дать устройство аппарата для бесед. Конечно престол лучший аппарат, но можно дать маленькую декорацию для слабых.»
Нередко в ходе «бесед у кресла Владыки» в комнате, где находился «Эфоб», во время серии вопросов-ответов Е.И.Рерих спрашивала значение того или иного услышанного ранее слова и получала ответ. Последняя обнаруженная запись такого рода датирована маем 1939 года.
Вероятно, в силу, скажем так, сложных отношений между Люмоу и М.М., беседа при помощи «престола» через С.Н.Рериха, т.е., видимо, когда его энергия использовалась для движения этого устройства, долго не удавалась. Вот часть записи от 28 мая 1933 года:
«Могут ли быть беседы со Светиком? Пробуйте с осени, но пусть он не раздражается, но проявляет терпение.»
Они действительно попробовали, и часть сообщений конца 1933 – начала 1934 годов ближе к концу содержат фразу «Пусть Л.» (т.е. «Пусть Люмоу», также как «Пусть О.» означает «Пусть Ояна»), за которой следует несколько предложений в весьма телеграфном стиле. Как только Люмоу отходит от аппарата, предложения вновь становятся развёрнутыми. Вот характерный пример – запись от 10 января 1934 года:
«Т. др. [Теперь другое] Прежде, нежели сядем, пусть Л. [Пусть Люмоу.] Рузв. судит чепчику русскому нужны чудесные ленты. Рузв. русским фокусам являет внимание, чует русскую мощь. Я чую Рузв. явит трусость перед явлением Востока. Урусвати Рузв. чудесно укрепила. Нра его чепчик являет. Чую, что дух Ояны чует явление новое. Рука Урусв. уследит за нитями чутко. Рузв., ручаюсь, соявит с вредными чудо. Пошлем друж. У., Р. и Ар. [Уоллес, Рузвельт, Араки] Не будем утомляться - довольно. Как понять русск. чепчик? Он полагает, что ему удается околпачить русских нарядными лентами, обещаниями. - Но какое же может быть чудо с вредными? Чудо смятения народа. Чудо может быть черное и белое - довольно.»
Огромное количество записей содержат стандартные фразы «Теперь другое» и, в конце сообщения, «Довольно». Вероятно, эти фразы были нанесены где-то на этом своеобразном «телеграфе» наряду с обычными буквами и словами «да» и «нет».
Эти две фразы встречаются в записях всех последующих тетрадей вплоть до самой последней, что позволяет заключить, что почти все тексты книг серии «Агни Йога», содержащиеся именно в этих тетрадях, были приняты при помощи данного устройства под названием «престол» или «эфоб», а до того, как он у Рерихов появился (скорее всего, он появился не сразу), возможно, при помощи некой разновидности Ouija Board. На это же указывает и приравнивание «бесед», из которых состоят тексты всей серии книг, к телеграфу в п. 300 книги «Озарение» и п. 120 книги «Надземное».
Эта штука ("Эфоб") использовалась именно для коллективных бесед, хотя, возможно, Е.И.Рерих и в одиночку им пользовалась, но из текста это понять нельзя. Те тексты в издании "У порога Нового Мира", которым предшествуют слова "У кресла Владыки", как раз можно найти и в копиях, которые хранятся в Амхерсте. Т.е. "беседа у кресла" это и есть беседа через "Эфоб". Это кресло постоянно находилось в той же комнате, где проходили такие беседы.

Кстати, при этих беседах использовалась некая защита от прослушки, поскольку время было грозное, враг пасся вокруг и пытался всяко разузнать, что делается внутри. Вот занятный эпизод, связанный с этой защитой, датированный 31 декабря 1932 года:

«Нужно понять, насколько полезно бывает озлобление тьмы. Когда читаете о нападениях на Учение, как бы неотраженное Нами, Не забудем, что может быть это полезно. Когда читаете о войне, не удивляетесь ли, что иногда для большого плана допущено бывает как бы продвижение врагов. Сниму сейчас охранительную сеть, пусть Сатана слышит — не нужно принимать во внимание мелкие попытки. Мы достаточно опытны, чтобы ответить на злобу. На кого же злоба сил сатанинских? Прежде всего на себя, ибо каждый проигравший злобствует на себя.»

Учитель также многократно на протяжении многих лет просил всех участников бесед не обсуждать некоторые вещи между собой, т.к. многие обитатели "низших сфер" не могут прочесть мысль, но могут услышать звук и настучать, куда надо.

Понятно, что этот телеграфный аппарат не у каждого заработает. У С.Н.Рериха, как видно из текстов, были с ним большие проблемы как раз потому, что он не мог правильно сосредоточиться на Учителе. Вот запись от 10 декабря 1933 года, где, судя по контексту, речь идёт о возобновившемся в это время участии Люмоу в Беседах:

«Вл., выйдет ли что? Именно выйдет, но пусть каждый день и не задерживает себя. Хорошо настораживаться и посылать сознание к Нам. Можно, когда ток начинается, руку снимать. Итак, Мы вами очень довольны.»

И чуть позже о том же в записи от 24 декабря 1933 года:

«Вл., какой порядок бесед будет по приезде О.? [Ояна] Советую два дня отдельно, остальные вместе.
Мне очень еще трудно со Св., [Люмоу] ритм сбивается. Причина в нем. Он думает, что нужно изгонять всякую волю, но успех несомненен.»

А за несколько лет до того у него дело шло гораздо лучше. Вот фрагмент записи от 8 июля 1926 года:

«Пусть Л. [Люмоу] Считаю, действовать должны с Тр. Настаивайте на опционе. Теперь считаю важным вести переговоры. Техника бес. Л. [Люмоу] улучшается. Не включайте зимою О. [Ояна] в круг, чтоб беседа не нарушалась. Рука О. [Ояна] может лежать сбоку. Также нужно соблюдать хорошее настроение между Р. и Ав. [Радна, Авирах]»

Далее следуют цитаты из тетрадей Е.И.Рерих, послужившие основанием для изложенных выше выводов. Фотокопии тетрадей доступны на сайте http://urusvati.agni-age.net

Цитаты из первоисточников

А.В.Шибаев вспоминает, как проходили лондонские сеансы с Рерихами, и рассказывает, как были получены сообщения:
«(был условлен стук: один раз - да, два раза - нет, три раза - усиленное да!)
<...>
Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит, и когда произносилась нужная буква, то следовал стук.»
(см. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М.: Сфера, 1998. стр. 691)

Очерк "Сны и видения" в сборнике издательства МЦР "У порога Нового Мира". Запись не датирована, но по контексту относится к 1920 году:

Видение двух Индусов [Облики двух Учителей М[ахатмы] М. и М[ахатмы] К. X. (Прим. Е.И.Рерих)] в тюрбанах на фоне красной полированной доски. Глаза Их двигались. Видение простояло несколько секунд, и видели его, кроме меня, и мои два сына. Видение это было как бы телевизия.

дневник Фосдик
6.I.23
У нас был сеанс, все писали автоматически, а потом мы сидели в темноте. Когда мы сидели в темноте, было Cказано по азбуке: “Порума пусть носит через год”. Мы поняли, что это относится [к тому], когда ей иметь ребенка. Потом было Cказано: “Мой дар”. И мы, сидя в темноте, вдруг услышали, как на столе что-то начало звенеть и кататься, не падая на пол. Е.И. при этом громко заявила, что к ее рукам прикатилась бусина, которую она вначале оттолкнула, а потом она прикатилась второй раз, и она ее задержала в руке. Потом зажгли свет и увидали, что это старинная бусина, как будто индейская, дар-талисман М. Поруме, которая должна ее носить через год, а пока бережно хранить. Можно легко себе представить, как мы были поражены этим чудом, совершившимся на наших глазах. Бусина, которая вдруг очутилась на столе, не упав, ибо мы не слыхали звука падения, а только как она катилась по столу, и при этом он страшно быстро кружился, а она не падала на пол. Это первая материализация, которую я когда-либо видела.

дневник Фосдик
6.VII.29
Вечером Н.К. сказал, что мы должны говорить с Мастером очень часто, ибо у нас нет полной налаженности. Азбука не очень плавна. После чудной Беседы послушали записи Франсис.

дневник Фосдик
27.VII.29
Днем составляли лист выступающих, проверяли гранки Элинова, вечером была Беседа. Изумительные вибрации стола, он взлетал к потолку, но не легкая атмосфера и не легко идет азбука. Логв[ан] и Порума все еще тяжелые.

Аллал Минг
Е. и Н. Рерих, А. И. Зак, З. и М. Лихтман
Вечер, 2 июля 1921 года
— Ручной способ — первая ступень, затем откроется ухо для наших речей.
— Услышите духом.

Аллал Минг
Е. и Н. Рерих
День, 4 июля 1921 года
— Надо, считаю, вам исполнить вашу карму работы, мое слово с вами пребудет и без стола.

М.
5 ч. дня, 19 ноября 1921
— Можете сидеть с Лихтман.
— Лучший способ дам вам: один день говорите через стол, другой день пишите мысли, которые вам хочется выразить. Я буду с вами, и буду наблюдать, как вы отмечаете мысли данные. Нужно подвигаться в сознании внушенного. Потом через стол я укажу, кот. мысли были внушены.
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Замеч. Е.Р., что дух ее устал и поник.
— Это полезный урок для внутреннего уха.
— Подними его через ухо, или возьми виджия борд [Ouija Board], это поможет развить центр руки.
— Минг положит руку и батарея придет в действие.
— Потом и чувство подскажет, как можно выявлять мой язык.

М.
5 ч., 7-е дек. 1921
— Можешь учить Лихтман сидеть одних.

М.
6 ч., 11 дек. 1921
— Можно схватывать послание и не через стол.
— Урусвати знает как слушать без стола.
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Вопр. Е.Р.: Кто с ней беседует по вечерам?
— Все от Меня.
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Замеч. Е.Р.: Почему она не может припомнить всего, что говорится?
— Припомнишь во время.
— Учи учеников сосредоточием вызывать картины.

М.
11 ч., 11 дек. 1921
— Чужда мудрым доска.
<...>
— Она плохая — рука должна двигаться легко.
— Урусвати лучше услышит и увидит.

М.
Веч., 23 дек. 1921
— Минга [возможно, здесь имеется в виду Н.К.] пожалей, работать ему нужно.
— Урусвати, люблю преданность твою.
— Научить хочу вас новому способу сообщения.
— Когда без усталости пусть Минг говорит, и Я столом буду подтверждать.

М.
Веч., 24-е дек. 1921
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Вопр. Н.К.: Мог бы он начать говор. как было указано М.М.
— Смутно на душе.
<...>
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Удрая начал есть булку и подойдя к столику положил одну руку, а другая ост[алась] в кармане.
— Телесный голод утолишь после молитвы, и руки вынь из кармана, когда прикасаешься к силе, посланной Милостью Бога.
— Считай счастьем минуты общения.

М.
9 ч.в., 5-е янв. 1922
— Урусвати, откроется центр уха.
— Нужно принимать валериан.

М.
8 ч. в., 17 янв. 1922
— Скажи не столом, а духом сообщаемся — вы оба.

М
6 ч. в., 17-е февр. 1922
— Нужно Урусвати не сидеть долго в ванне, начнешь слышать после ванны.

М.
6.5 ч. в., 2-е марта 1922
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Вопр. Е.Р., почему М. не ответил по азбуке на заданн. вопрос относительно помощи Кошиц.
— Не надо говорить при Лихтман, когда достаточно послать мысленно волю.

М.
11 ч. в. 1 апр. 1922
З[инаида], И[ента] и М[орис] Лихтман
— Сядьте кругом — положите руки на стол.
— Потушите свет.

М.
10.5 в., 20-е апр. 1922
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Е.Р. забыла назвать М.М. и сразу спросила, можно ли спеллиров[овать] Азб[укой]?
— Можно.

М.
5.5 ч., 21 апр. 1922
Ю., Н. и Е. Рерих
— Строю вам жизнь, поймите, даже стол подымается легче, когда вы вместе.

М.
9 ч. в., 27 апр. 1922
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Замеч. Е.Р., что она массу путанн. фраз слышит и потому не очень вслушивается.
— Надо слушать, потом разберешь.
— Когда провода действуют, ничто не ускользает.
— После аппарат усовершенствуется.
— Надо поменьше есть.
— Не надо пить крепкий кофе.
— Не надо есть мясо.
— Не надо есть спаржу.
— Не надо есть уставши.
[Запись на противоположной стороне разворота тетради:] Обоим ли нам эти указания?
— Нет — Урусвати.
— Можно Удрае запретить курить.
— Можно Ручному ворчуну ездить верхом.
— Надо сурово указать на явление силы Тамерлана.
— Надо ее усмирить.
— Разрушитель городов не был близок Нам.
— Надо Удрае особо устремляться духом, и не вызывать Kamarupu вином и курением.

М.
7 ч. в., 18 июня 1922
— Нужно опять укрепить силу вашей батареи.
— Руки пусть приложат к столу.

М.
9 ч. в., 15 июля 1922
З. и М. Лихтман
<...>
Автомат[ическое] письмо
<...>
Авт. письмо Ю.Р.
<...>
Авт. письмо Н.Р.

М.
7 ч. в., 25-ое сент. 1922
— Урусвати чует явление Наше в стуках.
— Теперь не стучит.
— Знаешь причины – накопление энергии.
<...>
_Авт. письмо Ояны_
Раскопки в Membidj нужны, пусть Юрий поговорит — ехать самому не нужно будет. Это была некогда страна расцвета.

М.
2-ое мая 1923
— Ищите явления явленное Шафран.
— Учите её смотреть в субботу.
— Не надо Фуяме писать.
— Вы лишь присутствуйте
— Фуяма, сиди вне Круга против Урусвати.
— Порума тебе напишет.
— Сиди посреди чистых, невидимых, позади Порумы.
— И в темноте вне Круга по сторонам Шафран.
— Сидите спокойно, как бы не присутствуете.
— Ояна говорит азбуку.
— Шафран пусть отдыхает.
— Руки пусть держат Ояна и Грант.
— Духом уже отойдете, но аура даст последнее звено.
— Намерение Моё скрепить Круг в новом составе.
— Степень видения Шафран уже велика.
— При осторожности жизни может быть хорошей передачей.
— Уставать не должна.

Январь 1924
[«Огненный опыт», опубликован МЦР в 2000 году]
Каждую ночь вижу вокруг себя синие, белые и лиловые цветы. Начала слышать и видеть - эти записи занесены в особую тетрадь.

14.III.1924.
Но заготовьте две статьи: одна – "О свободе передвижения предметов искусства", вторая – "Врагам похвала". Надо указать, насколько комичны перед вечными снегами прыжки преграждающие. Комичность надо показать ярко. Уяви усмешку без раздражения. Лучше пиши сейчас.
(Дана автоматическим письмом первая статья).

7.V.1924.
Просим завтра сделать нужный очень опыт. Мой Луч настолько ассимилировался с вашим, что беседа может идти легко. Теперь Мы решили испытать провод Братства к вечерней беседе. Потому завтра в 9 часов надо начать опыт. Просим отмечать все особенности и кончить в 10 часов, всего три дня. Первый – для общего провода; второй – для лабораторного луча; третий – для станции мировых клише. Я буду отсутствовать, чтобы не превалировать. Прошу не смущаться необычным характером явлений. Иногда один луч совершенно разнится от другого, и даже возможно утомление, и потому в десять часов кончайте. Не удивлюсь, если Ф[уяма] устанет больше Урусвати, ибо Урусвати уже привыкла ко многим голосам и первая сумятица для нее уже прошла.
<...>
Мучаемся, как вам нелегко. Видишь, даже на три беседы должен удалиться, лишь бы расширить ваши возможности. Когда престол начнет подыматься завтра, начните азб[укой], но не смущайтесь перебоями. Может быть, лучше начать в темноте. По пути нащупаете разные детали.

8.V.1924.
(Провод Братства. Подъём начался довольно скоро).

12.VII.1924
Ночью надо чуять, могут быть намеки, ибо цементируем пространство всеми проводами. Как разные моря имеют разные волны, так и тяготение пространства должно быть закреплено разными способами. Не только содержанием, но и приложением многое усиливается. На первом месте ухо, затем глаз, затем пр[естол], затем писание. Лично я не люблю писания, ибо надо воздействовать на чисто физический центр руки, который непосредственно связан с физическим центром мозга. Получается два канала, и если сущность сохраняется, то и физическая окраска сохраняется. Если мера извращена, конечно, можно остановить руку, но подобное экстренное воздействие может грозить параличом. Конечно, ухо – самое совершенное воздействие, и не нужно беспокоиться забывчивостью, при надобности сложенное в сознании вспыхнет.

23.VII.1924.
Ты уже знаешь, как разговор Наш напоминает более возгласы мастерской, нежели гимны храма, и картины Наши далеко не светлы.

11.V.1924.
(Можно ли часть беседы перенести на внутреннее ухо?)
— Можно, но раньше укрепим организм. Цвет группы лучей уже принимаешь нормально, но есть, которые еще могут потрясти, и тут надо оберечь.

22.VIII.1924.
— Почему я не могу так ясно читать показываемое мне, как это делал Н[иколай] К[онстантинович]?
— Но больше не может, ибо центр непригоден. Писать ему не советую, ибо центр руки не гибок и может окончиться параличом. Потому также отставил Л[юмоу]. Подробнее скажу после, почему писание круга не выходит за пределы призыва. После подтвержу, почему Ф[уяма] должен сидеть вне круга.

21.III.1925.
Согласить можно легко аппарат науки видимой с проводами мира высшего. Например, слышание легко поймется, как беспроволочный телефон, который скоро будет установлен. Или беседа через пр. [изначально, видимо, "престол" (см. "Знаки Агни Йоги" или "Агни Йога" п.611 и запись от 22.IV.1929), но в книге "Озарение" п.300 - "пространство"] будет понята как телеграф. Но именно тогда обратят внимание на различное качество сообщений и, сравнивая особенности посредников, поймут практичность духовности.

06.VIII.1925
Укажу, как технически производится Наша беседа. Вы со Мною представляете как бы треугольник. Ток ударяет в колокол Ф., спускается до солнечного сплетения и физическим ударом приподнимает престол. Затем через солнечное сплетение Ур. достигает колокола и идет ко Мне. Следующий раз ток идет через колокол Ур., наклоняет престол и следует через Ф., получается переменный ток. Могут быть, как вы уже заметили, боли в желудке или приливы к голове. Но переменный ток гораздо менее тяжел, нежели многие другие средства.

27.I.1926
Мышление человеческое пыталось поместить будущего пророка хотя бы около храма или среди величественных стен. Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении, обмазанном глиной, Мы остановились на ночь. Костер и маленькая масляная лампа наполняли комнату красным светом. После ужина Мы заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную амфору. Сказали ей: “Не годится сохранять это”. Она же сказала: “Не для тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь за стеною живет плотник, у него недавно родился сын”. Потушив огонь, Мы возложили руки на престол и спросили: “Куда нам идти дальше?”. Было сказано: “Ближе близкого, ниже низкого, выше высшего”. Не поняв смысла, Мы просили Указа. Но было сказано только: “Пусть уши слышат”. И сидели Мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребенок где-то за стеною.

08.VII.1926
Пусть Л. [Люмоу] Считаю, действовать должны с Тр. Настаивайте на опционе. Теперь считаю важным вести переговоры. Техника бес. Л. [Люмоу] улучшается. Не включайте зимою О. [Ояна] в круг, чтоб беседа не нарушалась. Рука О. [Ояна] может лежать сбоку. Также нужно соблюдать хорошее настроение между Р. и Ав. [Радна, Авирах]

26.I.1927
Можно дать устройство аппарата для бесед. Конечно престол лучший аппарат, но можно дать маленькую декорацию для слабых.

16.X.1928
Теперь посидите без рук. Ставили вопросы, Владыка отвечал разрядами в престол.

08.XI.1928
Могу ли я писать автоматически? Конечно можешь, но здесь не следует напрягать нерв.

06.XII.1928
Следует ли мне давать в записях не только описание видений, но и их объяснение? Конечно, полезно объяснение и следствие. Боюсь, что мне придется переписать мои записи опыта, ибо очень странным покажется набор односложных слов. Можно ставить слова между многоточием. Многие Наши записи тоже имеют очень странный вид, но советую, когда можно подробнее отмечать огни и свет. Что означает явление пятен света разного оттенка и цвета? Явление Света есть эмбрион огня. Это зачатки форм, которые часто не получают развития. Советую сохранять вопросы и ответы для себя. Что означают тупые удары в мое окно? Ток. Следует ли открывать окно? Да — довольно.

16.I.1929
Во время беседы видела синюю серебряную молнию с левой стороны престола.

08.III.1929
Мы избегаем все, что касается механики мускулов. Ведь даже мускулы должны выражать посылки воли. Мы не любим механического письма, ибо оно всегда затрудняет восхождение сознания. Оно не дает совершенствования тонкой энергии. Отправным обстоятельством все-таки будет чувствознание. При развитии чувствознания не зарождает опасность, которая связана с механическими видами сообщений. Так будем давать преимущество всему, что возвышает культуру мысли.
<...>
Будем отучать О. [Ояна] от механического письма, ибо она теперь воспримет основы Учения. Как всегда намерение Урусвати правильно. О. уже кончает мелкие, личные переживания, и сущность Учения в действии может подвинуть ее. Считаю полезным прекратить писания в круге Амер. Ту причину скажу. Способ автоматического письма не совершенен, получается постоянное раздвоение. Воздействие идет на центр над кистью руки, но сознание тоже привыкло владеть тем же центром — два канала будут бороться и тонкость выражений не достигается. С престолом затронуты центры головы и Чаши, но самое сужденное чувствознание.

25.III.1929
Удрая спрашивал, отчего вещи появляются около престола? Это не совсем верно. Советую ему хотя один раз в неделю не уходить сразу (после музыки). Эти полчаса можно возместить легко. Энергия накопляется во время беседы, которая, как озон, полезна. Можно, кроме того, лишний раз прослушать Учение.

22.IV.1929
[следующие два предложения включены в книгу «Знаки Агни Йоги» или «Агни Йога», параграф 611]
Можно на механическом писании видеть развитие психического прозрения. Называем механическое письмо низшим видом сношения, ибо не пользуемся на высотах, но престол или Эфоб мог служить от великой древности. На каком языке Эфоб? Суммерийские нар.

24.IV.1929
Теперь др. [Теперь другое.] Поправьте Эфоб. Т. Ур. и О. [Теперь Урусвати и Ояна], потом все.
<...>
Можно ли сидеть О. с Пор.? [Ояна, Порума] Уже сказал при утончении сознания можно сидеть с кем хотите. Главное состояние сознания. Так можно не иметь врагов, ибо утонченное сознание даже врагу найдет сотрудничество. Это нужно запомнить. Дайте вредящему работу, нагрузите его, как осла негодного.

14.V.1929
Вопрос Ф. [Фуяма] Учитель, как мне меньше волноваться? Верь Мне. С кем можно ст. у пр.? [стоять у престола] С Радною.

26.XII.1929
Там, где Тара, там Наша сила. Там, где Тара, там Наш голос. Там, где Гуру, там Наша рука! Урусвати, Наши Братья все Владычицу чтят! — Престол продвинулся к креслу Владыки — как бы приклонился.

20.I.1931
Видела сине-серебр. звезду больших размеров, инча три-четыре в диаметре, на спинке кресла Владыки, также много вспышек серебр. света над престолом.

21.II.1931
(Сильное движение престола.)

26.IX.1931
26-е сент., субб. Последн. вечер — отъезд О. в Америку.
<...>
Нужно крепко держать нить серебряную. Пусть Ояна спешит вестником мужества и победы. Спешу. Говорить [вероятно, с Учителем через престол или как-то иначе] будет О. [Ояна] с Пор.? [Порума] Да. А Радн. [Радна] и Ав.? [Авирах] Уявлю Ояне с Порум., остальные не нужны временно. Также не нужно писание М. [Модра] без особого Указания.

31.XII.1932
Нужно понять, насколько полезно бывает озлобление тьмы. Когда читаете о нападениях на Учение, как бы неотраженное Нами, Не забудем, что может быть это полезно. Когда читаете о войне, не удивляетесь ли, что иногда для большого плана допущено бывает как бы продвижение врагов. Сниму сейчас охранительную сеть, пусть Сатана слышит — не нужно принимать во внимание мелкие попытки. Мы достаточно опытны, чтобы ответить на злобу. На кого же злоба сил сатанинских? Прежде всего на себя, ибо каждый проигравший злобствует на себя.

28.V.1933
Вл., мне так хотелось бы писать автомат.? [автоматическое письмо] Можно, но главное не утомлять руку. по этой причине и Ф. [Фуяма] запретил писать.
<...>
Когда могу начать писать авт.? Не сейчас, ибо химизм Светил очень опасен. Лишь слепые не видят, насколько ненормальна погода. В пророчествах можно найти, как в последние дни люди обезумят. Даже обычные токи наши затруднены. Могут ли быть беседы со Светиком? Пробуйте с осени, но пусть он не раздражается, но проявляет терпение.

02.VII.1933
Звезды далеки, но черные искры близки. Очень опасное положение, хорошо, что ваши знаки улучшаются. Если когда буду отсутствовать, сядьте за престол и помолчите.

10.XII.1933
Вл., выйдет ли что? Именно выйдет, но пусть каждый день и не задерживает себя. Хорошо настораживаться и посылать сознание к Нам. Можно, когда ток начинается, руку снимать. Итак, Мы вами очень довольны. [видимо, речь идёт о возобновившемся в это время участии Люмоу в Беседах]

24.XII.1933
Вл., какой порядок бесед будет по приезде О.? [Ояна] Советую два дня отдельно, остальные вместе.
Мне очень еще трудно со Св., [Люмоу] ритм сбивается. Причина в нем. Он думает, что нужно изгонять всякую волю, но успех несомненен.

19.XI.1933
Можно ли начать Б.(?)[Беседы?] с Светиком? [Люмоу] Можно начать пробовать, но пусть запасется терпением. Можно сказать, что здоровье его улучшилось.

27.XII.1933
Поговорим с Л. [Люмоу] Я чую те дела Чифу [Рузвельт] чудесно Ф. скажет. Чиф чует явление России. Урусвати связь явленную явит с Рузв. Сочетание Востока и России уявится через явление Ф. Он уявит решение сочувствия Рузв. Удумаю помочь. Чую, что нужно через явление Чифа явить решение. Риччи чует. Риччи является ручательством тьмы. Спрашивайте друга о Рузв., чтобы он новую бумагу явил. Нужно, чтобы Чиф не забыл об Урусвати укрепляющих организм лучах. Рузв. Рузв., Рузв! Спокойной ночи.

10.I.1934
Т. др. [Теперь другое] Прежде, нежели сядем, пусть Л. [Пусть Люмоу] Рузв. судит чепчику русскому нужны чудесные ленты. Рузв. русским фокусам являет внимание, чует русскую мощь. Я чую Рузв. явит трусость перед явлением Востока. Урусвати Рузв. чудесно укрепила. Нра его чепчик являет. Чую, что дух Ояны чует явление новое. Рука Урусв. уследит за нитями чутко. Рузв., ручаюсь, соявит с вредными чудо. Пошлем друж. У., Р. и Ар. [Уоллес, Рузвельт, Араки] Не будем утомляться - довольно. Как понять русск. чепчик? Он полагает, что ему удается околпачить русских нарядными лентами, обещаниями. - Но какое же может быть чудо с вредными? Чудо смятения народа. Чудо может быть черное и белое - довольно.

29.IX.1934
(Мне так хотелось бы писать автоматически?) Твое сознание не удовлетворилось бы служить лишь инструментом.

27.I.1935
В час грозный и последний я призываю Амриду, чтобы она одумалась, ибо она может оказаться на краю пропасти. В час грозный, когда происходит самая чувствительная работа, не время являть двойственность. Скажу, именно ее подстрекательства отравили организм Люмоу империлом. Если здоровье Люмоу близко, то нужно немедленно прекратить подстрекательства. Я не ручаюсь . . . . Прошу дать Мне досказать. Я не ручаюсь, что позволю Амриде участвовать дальше в делах и прошу дать Мне выбрать самое лучшее и легкое.

15.X.35
[Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]
Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен.

04.IV.1937
Теперь телеграфируйте лишь о спиритуалистических messag’ах. Именно подчеркните, что они [видимо, Ояна, Порума и Логван или, возможно, американские сотрудники] всегда имели свои мессаджи.

02.XII.1937
[Надземное. 108.] Так, Наш голубой луч может показать много тончайших проявлений, но и он лишь редко может быть проявлен. Урусвати видела, как этот луч единоборствует с вспышками огня. Но лишь в крайнем случае можно применить такой сильный луч по всему миру. Также вспомним, как вы видели Наши образы на полированной деревянной доске - та же основа как и при телевидении, но вы видели это уже семнадцать лет тому назад. Нужно записывать такие явления, ибо после их можно сопоставить с последующим научными открытиями.

19.XII.1937
[Надземное. 120.] Когда Урусвати видит происходящее в Нашей башне, это особый вид так называемой телевизии, а беседа соответствует телеграфному прямому проводу — этот провод не может быть открыт каждому. [очевидно, беседа через "престол"]

21.V.1938:
Что означ. Арифурга? Наше слово - смятение.

07.V.1939
Вопр. Аставерзия — означение падения (В. д. сл. Ит.) — Не нужно кричать о них (м. г.), ибо сроки могут на недели колебаться.

04.XI.1939
[Надземное. 547.] <...>Но некоторые аппараты, которые приняты и у Нас, показывают несказуемое разнообразие энергии и субстанции материи. Маятник жизни принадлежит к таким аппаратам. Он может применяться для показания качеств психической энергии, для исследований почвы и для передачи мыслей. При последнем опыте можно видеть, что мысль ударяет по психической энергии и действует с большою скоростью. Некоторые полагают, что маятник выражает их собственные мысли, это может казаться от того, что посланные мысли уже отражаются на сознании, но, во всяком случае, такая передача показывает, как мысль претворяется в физическую энергию и дает замечательные, разнообразные показания.
Некоторые аппараты требуют передачи каждой буквы и нуждаются в участии нескольких лиц, так они уподобляются физическому телеграфу. Но мы говорим сейчас о мысленной передаче, так можно судить о процессе формирования мысли. Уявление разнообразия можно видеть при показании психической энергии. Только чуткий глаз различит показания самых индивидуальных особенностей.