Глава из раздела “Миры и человеческие расы” 2-го т. “Внутренней жизни”, 2-я ред., 1912
Author: Ч. Ледбитер
Submitted by: SERGEJ   Date: 24.05.2010 10:41
Comments: (2)   Ratings:
Ч. Ледбитер



СПОСОБЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ


(из книги “Внутренняя жизнь”)


Тот, кто следит за последними открытиями и исследованиями, вспомнит, что в недавней статье я упоминал о существовании внутри одного большого класса – монад двух типов, которые хотя и не отличаются друг от друга в развитии, все же различны по их интервалам между жизнями – один из них имеет почти в два раза продолжительнее небесную жизнь, чем та, какую в среднем имеет другой тип. Поскольку количество произведённой духовной силы в этих двух случаях примерно одинаково, следовательно, один тип человека должен исчерпать ту силу быстрее, чем другой. В одинаково отмеренный период времени он вмещает двойное количество блаженства; он работает, как бы при более высоком давлении, и поэтому концентрирует свой опыт, и у него почти двойное количество его в любой данный период, так что его семьсот лет полностью эквивалентны одной тысяче двумстам для человека другого типа.

Фундаментальное различие между этими двумя вариантами является следствием способа, которым в каждом случае была достигнута индивидуализация. Мы знаем, что монада проявляется на нирваническом плане как тройной дух, и что когда эго порождено как выражение этого тройного духа, его проявление устроено в определённой, хорошо распознаваемой форме, которая часто объяснялась в нашей литературе. Из этих трёх аспектов один – дух непосредственно – остаётся на его собственном плане; второй – интуиция (или, как наш президент теперь решила называть её и саму материю буддхи, чистый разум) – смещается вниз на одну стадию и символизирует план*; третий – интеллект – смещается вниз на два плана и выражается через материю верхней части ментального плана.
________________
* Наш президент недавно решила в максимально возможной степени заменять санскритские термины в нашей литературе английскими словами; поэтому, начиная с этого момента, я буду использовать слова "чистый разум" вместо "буддхи", и "план чистого разума" вместо "буддхического плана".

Личность в своём проявлении является также тройственной и точно отражает устройство эго, но, как и все прочие отражения, полностью переворачиваясь. Интеллект отражается в более низком уме на более низкой части того же самого ментального плана: чистый разум отражается в астральном теле и, что в некотором смысле намного труднее постичь, дух, в свою очередь, отражается на физическом плане.

Очевидно, что, когда эго сформировано, должны быть собраны все три проявления духа, но первая связь может быть сделана через любое из трёх. Ранее было объяснено, что индивидуализация из животного царства обычно происходит через ассоциацию с человечеством той эпохи. Поскольку мы видим иногда отдельные примеры, имеющие место вокруг нас в настоящее время, они будут служить иллюстрациями для нас. Некое специфическое домашнее животное, к которому хорошо относятся его человеческие друзья, стимулируется постоянным контактом с ними до точки, где оно порывает связь с душой группы, к которой оно ранее принадлежало. Процесс был полностью описан в “Человеке видимом и невидимом” и в “Христианском символе веры”, и я не буду здесь повторять то описание. Момент, который не был упомянут в тех более ранних работах, является возможностью, что первая связь может быть сделана различными способами – между более низким умом и более высоким; между астральным телом и чистым разумом; или между физическим телом и самим духом. У домашнего животного (когда к нему хорошо относятся) обычно развивается сильная привязанность к своему хозяину и сильное желание понять его, понравиться ему и ждать, чт`о он собирается сделать. Иногда в течение нескольких минут хозяин обращает свою любящую мысль на животное или предпринимает отчётливое усилие обучить его чему-либо; и в этих случаях имеется прямое и намеренное действие, проходящее от ментального или астрального тела хозяина к соответствующему проводнику животного. Но такое случается сравнительно редко, и б`ольшая часть работы делается без какого-либо прямого волевого акта с обеих сторон, просто непрерывным и неизбежным действием близости этих двух заинтересованных существ. Астральные и ментальные вибрации человека намного сильнее и сложнее, чем таковые у животного, и они, следовательно, осуществляют непрекращающееся давление на последнее.

Поэтому мы можем видеть, что характер и тип хозяина будут иметь большое влияние на судьбу животного. Если хозяин – эмоциональный человек, полный сильных привязанностей, велика вероятность того, что любое его домашнее животное будет развиваться, в основном, через своё астральное тело, и что заключительный разрыв связи с групповой душой произойдёт из-за некоторого внезапного потока интенсивного чувства, который достигнет аспекта чистого разума плавающей монады, которой оно принадлежит, и таким образом вызовет формирование эго. Если, с другой стороны, хозяин бесстрастен и его главные действия всегда интеллектуальны, это будет стимулировать зарождающееся ментальное тело животного, и в этом случае индивидуализация, вероятно, произойдёт по причине умственного развития, достигшего уровня, слишком большого, чтобы и дальше пребывать в пределах групповой души. Ещё в одном случае, если хозяин – человек большой духовности или очень сильной воли, и животное разовьёт больш`ую привязанность и восхищение им, это будет преимущественно стимулировать волю в животном. Это проявится в физическом теле существа в форме интенсивной деятельности и необузданной решительности достигать успеха в любой попытке, особенно в деле служения его хозяину.

Трудно избавиться от идеи, что дистанция между духом и физическим телом должна быть намного больше, чем между более низким умом и интеллектом, или между астральным телом и телом чистого разума. Но это действительно не так, поскольку это вообще не вопрос о расстоянии в пространстве, но о передаче симпатической вибрации от отражения к оригиналу. Когда мы думаем об этом таким образом, выясняется, что каждое отражение должно быть в прямой связи с его оригиналом при любом расстояния между ними – в более близкой связи, чем с каким-либо объектом, который находится вне прямого направления, независимо от того, насколько ближе в пространстве может быть этот объект.

Желание животного прогрессировать приводит к устойчивому восходящему давлению вдоль всех этих направлений, и точка, в которой это давление, наконец, прорывается через ограничения и формирует необходимую связь между монадой и её личностью, определяет специфические характеристики нового эго, которое таким образом появляется.
Фактическое формирование связи обычно мгновенно, если первое соединение сделано через привязанность или волю, но всё происходит более медленно в случае умственного развития; и это также приводит к значительному расхождению втечение будущей эволюции существа.

В ходе недавних исследований мы обнаружили, что из большой массы людей, которые были индивидуализированы фактически одновременно в определенной точке лунной цепи, те, которые постепенно достигли индивидуализации интеллектуальным развитием, начали воплощаться на Земле примерно один миллион лет назад и с тех пор берут между любыми двумя жизнями средний интервал около одной тысячи двухсот лет. Тогда как достигшие индивидуализации через мгновенный всплеск привязанности или воли начали входить в земное воплощение только спустя приблизительно четыреста тысяч лет, хотя, поскольку они с тех пор берут средний интервал между жизнями примерно в семьсот лет, их состояние в настоящее время – фактически то же самое.

Я не могу утверждать достаточно уверенно, что это различие в интервалах должно указывать на то, что те, кто вошёл позже, производят меньше духовной силы во время их земных жизней. Если есть какое-нибудь различие, то, кажется, в пользу людей более короткого интервала, поскольку они (являющиеся, как правило, более благочестивыми), видимо, в состоянии произвести даже больше силы в данном промежутке времени, чем другие. Возможно, это выразило бы все факты ещё лучше, если сказать, что они производят силу другого вида; вероятно, и те, и другие необходимы, как дополняющие друг друга. Различие интервалов между жизнями просто означает, что они получают свое блаженство в намного более концентрированной форме, то есть достигают результата при равном расходовании силы в значительно меньшее время. Действительно, очень похоже на то, как если бы период их соответствующих вступлений в земную жизнь был устроен по-особенному, чтобы после пробежки через такое же количество воплощений, они могли бы достичь той же самой точки, и были бы в состоянии сотрудничать.

Более поздние исследования убедили нас, что есть намного б`ольшая гибкость относительно этих интервалов между жизнями, чем мы предполагали сначала. Совершенно верно, что количество силы, которую человек должен использовать, сначала на астральном плане и затем в небесном мире, точно такое же, какое он произвёл во время своей земной жизни – плюс, конечно, сила того же самого типа, какую он может произвести во время своей астральной или небесной жизни. Но, очевидно, интенсивность, с которой это количество силы исчерпывается, ни в коем случае не является всегда одной и той же. Потребность в обеспечении группам людей одновременного воплощения, чтобы они могли осуществить кармические взаимоотношения и могли также обучиться совместной деятельности для одной большой цели, – очевидно, доминирующий фактор в регулировании интенсивности расходования силы.

Исследование жизней Алкиона показало, что это именно так, потому что неоспоримо, что большое количество людей, живя своей собственной жизнью, должны неизбежно произвести широко варьирующееся количество духовной силы; однако в чередовании жизней этой чарующей истории замышлено, что эти люди должны возвращаться вместе,
чтобы они смогли пройти через события, подготовленные сходным образом, и что привязанности между ними будут настолько прочными, что они будут неспособны к недоразумениям или конфликтам, когда в будущем на них скажется напряжение реальной работы.

Помимо различий в способах индивидуализации, которые я только что упомянул, есть также различия в степени индивидуализации, которая соответствует стадии развития, когда это имеет место. В теософической литературе было объяснено, что, поскольку душа группы животных постепенно развивается, внутри её собственного царства она разделяется на всё меньшие и меньшие подразделения. Квадрильоны мух или москитов присоединены к одной групповой душе, как и миллионы крыс и мышей или сотни тысяч кроликов или воробьёв. Но когда мы приходим к таким животным как лев, тигр, леопард, олень, волк или кабан, только несколько тысяч, как было найдено, принадлежат одной душе, в то время как среди одомашненных животных, таких, как овца и вол, их количество еще меньше. Индивидуализация возможна только для семи видов животных – по одному для каждого из семи больших типов. Из них мы уже, конечно, знаем слона, обезьяну, собаку и кошку; и возможно, пятая – лошадь. К каждому из этих высших типов приводит длинная последовательность диких животных, которые еще не были полностью исследованы; но мы знаем, что волки, лисы, шакалы и подобные им существа достигают кульминации в собаке, а львы, тигры, леопарды, ягуары и оцелоты – в домашней кошке. Когда мы доходим до этих семи способных к индивидуализации животных, мы обычно видим только несколько сотен, относящихся к каждой групповой душе, и если их развитие продолжается, души разбиваются быстро. Собака парии в Индии или в Константинополе – только полуприрученный волк, и тысяча таких существ может представлять только одну душу; но в случае по-настоящему умной и любимой собаки или кошки одна душа объединяет не более десяти-двенадцати тел.

Большое значение имеет то, на какой стадии этой более высокой животной жизни имеет место индивидуализация, и это в значительной степени зависит от возможности, которая может представиться. Даже собака парии, по-видимому, способна к индивидуализации, но это может быть только её очень низкий тип. Животное лунной цепи не было тем же самым, как таковое сегодня, и таким образом, мы не можем провести точные параллели; но, конечно, собака парии могла бы в лучшем случае индивидуализироваться в ни что иное, как отделённый фрагмент групповой души с монадой, парящей над ней, связанной, возможно, одной или двумя нитями из духовной материи – напоминающей, поэтому животных людей с Луны, которые последовали первыми в заполнении форм в первом круге. С другой стороны, действительно умная и любимая собака (или кошка), чей хозяин по-настоящему заботится о ней и делает из неё друга, смогла бы, конечно, после индивидуализации получить причинное тело, по крайней мере, эквивалентное тому, какие были у лунных людей первого класса, в то время как различные промежуточные типы домашних животных произвели бы корзиноподобные причинные тела, какие получали лунные люди второго класса.

Можно заметить поэтому, что количество реальной работы, сделанной для достижения любого данного уровня, является фактически всегда одним и тем же, хотя в некоторых случаях больше сделано в одном царстве и меньше в другом. Как уже объяснялось, в ходе наших исследований мы установили, что существа, достигшие высшей точки в одном царстве, не начинают с самых низких уровней в следующем царстве. Жизнь, которая одушевляет дуб, баньян или розовый куст, перейдёт непосредственно в класс млекопитающих, когда она войдёт в животное царство; тогда как жизнь, покидающая растительное царство на более низком уровне, может перейти в классы насекомых или рептилий.

Существо, достигшее высших уровней интеллекта и привязанности, возможных в животном царстве, точно таким же способом перепрыгнет абсолютно примитивные состояния человека и окажется первоклассной личностью с начала его человеческой карьеры. Тогда как существо, которое оставляет животное царство на более низком уровне, должно будет, естественно, начать с нижних делений шкалы человечества. В этом – объяснение замечания, однажды сделанного одним из наших Учителей по поводу жестокости и суеверия, характерных для большой массы человечества: “Они были индивидуализированы слишком рано; они ещё не достойны человеческой формы”.

Три метода индивидуализации, которые уже упоминались: через развитие привязанности, интеллекта и воли, – нормальные направления, которые по нашему предположению, соответствуют порядку вещей. Однако индивидуальность иногда достигается некоторыми другими способами, которые мы можем определить, как нерегулярные методы, так как они вряд ли могут быть частью какого-либо плана.

Например, в начале седьмого круга лунной цепи определённая группа существ была в точке индивидуализации, и была привлечена к ней её ассоциацией с некоторыми из более совершенных жителей, которых мы называем лунными владыками. Однако на их развитие повлияло неудачное искажение – они начали проявлять слишком большую гордость своим интеллектуальным продвижением, что стало заметной особенностью их характера, так что они работали не для того, чтобы получить одобрение или привязанность их хозяев, но чтобы показать своё преимущество перед собратьями-животными и вызвать их зависть. Именно этот последний повод подтолкнул их к тому, чтобы предпринять усилия, которые привели к индивидуализации, и таким образом, причинные тела, которые были сформированы, не имели никакого другого цвета кроме оранжевого. Руководители, отвечающие за ту стадию эволюции, позволили им индивидуализироваться, очевидно, потому, что если бы им разрешили продолжать их эволюцию в животном царстве дальше, они стали бы ещё хуже. Поэтому у нас есть экстраординарное представление об отправке эго (что мы недавно назвали "загрузкой судна"), в количестве около двух миллионов, кто индивидуализировался исключительно через гордость, и кто, хотя достаточно преуспел в своей привычке, всё же имеет немного других качеств.

Плоды первого, второго и третьего глобусов седьмого круга лунной цепи были предназначены для того, чтобы играть особую роль в развитии человечества на Земле. Мы знаем, что на определённой стадии развития той планеты, семеро из лунных владык – по одному из каждого большого класса – перешли на Землю и начали отбрасывать эфирные тела для формирования новой расы. Существа, занявшие эти проводники, вступали в брак, и когда их потомки стали многочисленными, были призваны эти три "загрузки судна" эго, чтобы спуститься и занять проводники, и таким образом, основать новый тип человечества. "Одна треть отказалась; две трети подчинились". Именно члены этой "загрузки судна" оранжевого цвета с планеты A лунной цепи отклонили несовершенные проводники, в то время как эго золотистого цвета с глобуса B и группа розового цвета с глобуса C приняли условия, вошли в проводники и исполнили их предназначение.

Будущая карьера этих эго оранжевого цвета достаточно ясно показала нежелательность направления, по которому они развивались, и не только потому, что они отказались взять примитивные тела, предназначенные для них (таким образом, отвергнутые ими, они были заняты очень низким животным типом, что привело к "греху пустоголовых"), но и на всём протяжении их истории их высокомерие и непокорность постоянно были причиной неприятностей для них самих и для других, заражённых их глупостью. В конечном счёте, закон эволюции вынудил их занять тела, во многих отношениях значительно хуже тех, которые предлагались им сначала; и хотя тот урок преподал им кое-что, и они, кажется, признали, что была сделана ошибка, но когда они смешались с обычным человечеством, мы находим их неизменно в оппозиции, постоянно вызывающими неприятности, настаивающими в неподходящие моменты на их собственной исключительности. Постоянным столкновением с естественными законами значительное большинство их постепенно было более или менее втянуто в поток остальной части человечества; но даже теперь мы можем отличить некоторых из них случайным проявлением их старых нежелательных особенностей; они все ещё "непокорные и агрессивные, независимые и обособившиеся, склонные к недовольству и мелочные", как описала их наш президент.

Немногие самые способные из них оставили заметный след в истории человечества, поскольку они эволюционировали в известных “Владык Тёмного Лика” Атлантиды, о которых мы читали в “Тайной доктрине”; а позже такие специфически искажённые эго стали опустошающими мир завоевателями, которых нисколько не смущали тысячи убитых или умерших в процессе удовлетворения их безумной амбиции, или (ещё позднее) однообразно недобросовестными американскими миллионерами, удачно названными паразитами “финансовых наполеонов”.

Другой неправильный метод – индивидуализация через страх. Когда человек безжалостно обращался с животными, были случаи, в которых хитрость, развитая напряжёнными усилиями понять и избежать жестокости, вызывала разрушение связи с групповой душой, и формировала эго, обладающее очень низким типом интеллектуальности – эго, которое, когда оно погружалось в более низкие планы, неизбежно должно было из-за природы его постоянных атомов создавать для себя ментальные и астральные проводники, способные к выражению только нежелательных страстей.

Вариант этого случая – тип эго, в котором отношение, вызванное жестокостью, было скорее отношением интенсивной ненависти, чем страха. Эта сила тоже достаточно способствует развитию такого интеллекта, какой необходим, чтобы причинить зло угнетателю, и таким образом, обеспечить самозащиту. Нетрудно представить тип человека, который был бы сформирован по таким направлениям, как эти, и это вполне объясняет существование очень жестоких и кровожадных дикарей, о которых мы иногда слышим, инквизиторов средневековья и тех, кто мучает детей в настоящее время. Отсюда следует, что они стали людьми слишком рано, скрывая под своими личинами гипертрофированные формы самых худших особенностей самых неприятных типов животных.

Ещё один вариант – когда существо индивидуализируется интенсивным желанием власти над другими, такой, которую иногда показывает главный бык стада. Эго, сформированное таким способом, часто проявляет сильную жестокость и, кажется, находит удовольствие в этом, вероятно потому, что для него мучить других – способ показать свою власть над ними.

С другой стороны те, кто был индивидуализирован на сравнительно низком уровне по одному из нормальных направлений – таких, как привязанность – показывают нам тип хотя и примитивных, но довольных и добродушных дикарей – фактически дикарей, которые являются не дикими, но доброжелательными, как многие из племён, обнаруженных на некоторых островах южных морей.

Когда мы рассматриваем ранние стадии нашего развития в лунной цепи, часто кажется, что способ индивидуализации эго зависел от простого шанса – от “случайности окружающей обстановки”. Всё же, я не считаю, что это так; даже для животных окружающая обстановка не случайна, и нет места для случайности в совершенно упорядоченной вселенной. Я не удивлюсь, если дальнейшие исследования раскроют нам, что лучший способ индивидуализации был так или иначе предопределён самой монадой с целью подготовки к какой-либо части великой работы, предстоящей в будущем. Наступит время, когда мы будем частью Великого Человека Небес – ни в коем случае не как миф или поэтический символ, но как живой и реальный факт, который мы сами увидим. Это божественное тело состоит из многих участников; у каждого из этих участников есть его собственная функция для исполнения, и живые клетки, которые будут их частями, нуждаются в разнообразном подготовительном опыте. Вполне возможно, что с начала эволюции части были выбраны – что у каждой монады есть ей предназначенное направление эволюции, и что её свобода действий, в основном, согласована с темпом, с которым она должна следовать по этому направлению. В любом случае наша задача ясна – продвигаться настолько быстро, насколько мы способны, всегда видеть перед собой божественную цель, жить только для того, чтобы выполнить её, и всегда стараться помочь исполнению великого плана ЛОГОСА, помогая нашим ближним.
Перевод S.Z.