Прекрасный биографический труд о Е.П. Блаватской в высказываниях современников.
Author: Дэниэл Х. Колдуэлл
Submitted by: Komarov_Igor   Date: 10.07.2006 08:25
Comments: (0)   Ratings:
Дэниэл Х. Колдуэлл


ОККУЛЬТНЫЙ МИР Е. П. БЛАВАТСКОЙ
ВОСПОМИНАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ ТЕХ, КТО ЕЁ ЗНАЛ


От редакции


[justify]Поистине необычайная жизнь Елены Петровны Блаватской до сего времени окутана густой завесой таинственности. До сих пор не утихают споры о том, кем же всё-таки была эта в высшей степени незаурядная женщина - величайшим гением, далеко опередившим своё время, или шарлатаном, дурачившим простаков; выдающимся мыслителем и знатоком эзотериче-ских традиций или эклектическим плагиатором давно устаревших изданий; вдохновенным апостолом Великих Учителей человечества или медиумом, запутавшимся в сетях иллюзии.

Думается, что помочь прояснить загадку феномена Блаватской нашему современнику может лишь её собственное бога-тейшее литературное наследие и воспоминания тех, кто, так или иначе, лично знал её.

Этот, впервые выпускаемый на русском языке, сборник даёт нам возможность познакомиться с мемуарами современни-ков Е. П. Б. - родственников, соратников, сторонников, скептиков и противников - сталкивавшихся в общении с ней и с ка-кими-либо проявлениями оккультной стороны её жизни.

Издательство выражает признательность составителю сборника Дэниэлу Колдуэллу за предоставленную возможность опубликовать эту книгу на родине Блаватской, а также Музею Н. К. Рериха в Нью-Йорке за инициативу и посредническую миссию в осуществлении этого издания.
Надеемся, что оно будет благосклонно принято читателем и поможет ему ближе познакомиться с личностью основателя современного теософского движения.[/justify]


От составителя


[justify]В этой книге история жизни Е. П. Блаватской рассказана словами её современников. Хотя это и не биография, но здесь излагается история полной событиями жизни госпожи Блаватской, и особое внимание при этом уделено оккультному миру, в котором она жила. Эти воспоминания её родственников, знакомых, друзей, соратников и врагов позволят читателю понять историческое окружение Е. П. Б. и представят её живой образ. Повествования расположены в хронологическом порядке, и среди них имеются впечатляющие словесные портреты Е. П. Б.; воспоминания, показывающие её загадочный характер; слу-чаи из жизни Е. П. Б., иногда комические, иногда поучительные; отчёты о психических феноменах, проявленных госпожой Блаватской; описание встреч Е. П. Б. с Учителями.

Не многие люди вынесли столько непонимания и клеветы, сколько пришлось на долю госпожи Блаватской. Поэтому при отборе повествований для данной книги было взято лишь небольшое количество негативных отзывов . Для такого реше-ния было несколько причин. Главная состоит в том, что многие из этих враждебных отзывов просто-напросто лживы.
В начале каждого повествования приводится автор , время и место действия описываемых событий. Сведения об авто-рах даны в разделе «Биографические очерки».

Повествования были взяты дословно из первоначальных источников. Не относящийся к теме книги материал изъят, все пропуски отмечены многоточием. Добавленные редактором пояснительные замечания заключены в квадратные скобки. На-писание имён и географических названий ради удобочитаемости было стандартизировано. Для имён было принято написа-ние, использованное в Собрании сочинений Е. П. Б. (т. 1-15).

Три приложения (А, Б, В), особенно «Говорит Е. П. Б». и «Почему госпожа Блаватская проявляла психические феноме-ны?», дают читателю важный материал, изложенный словами самой Е. П. Б. и её Учителей.

Если у читателя появятся какие-либо вопросы или комментарии в отношении материалов, представленных в этой кни-ге, пишите, пожалуйста, по приведенному ниже адресу.
Я посвящаю эту книгу Вирджинии Г. Хансон (1898-1991), автору книги «Махатмы и человечество» и соавтору «Путево-дителя читателя по письмам Махатм к А. П. Синнетту». Вирджиния всегда поощряла мои исследованияв области теософии.[/justify]

Октябрь 1991
Дэниэл Колдуэлл

Impossible Dream Publications
P.O. Box 1844
Tucson, Arisona 85702
U.S.A.









КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е. П. БЛАВАТСКОЙ



[justify]Е. П. Блаватская (1831-1891) была одной из наиболее экстраординарных и противоречивых фигур XIX столетия. Влия-ние её жизни, трудов и учения на мировую мысль было значительным. Приведённые ниже цитаты позволяют понять широ-ту влияния госпожи Блаватской.[/justify]

* * *


[justify]«...Елена Петровна Блаватская... несомненно, стоит в одном ряду с наиболее оригинальными и проницательными умами своего времени... Скрытая среди огромного объёма двух её главных книг... в зачаточной форме, таится первая философия психической и духовной эволюции, появившаяся на современном Западе. Несмотря на всю критику, которой она была под-вергнута, Е. П. Б. предстаёт перед нами как плодотворнейший талант нашего времени... Прежде всего, она является одним из основоположников психологии провидческого разума современного мира. В тот исторический момент, когда Фрейд, Павлов и Джеймс начали формирование секулярной и материалистической теории разума, которая так сильно завладела современ-ной западной мыслью, Е. П. Б. и её соратники-теософы спасали из царства оккультной традиции и экзотической религии забытую психологию сверхсознания и экстрасенсорики... Можно сказать, что госпожа Блаватская явилась основателем стиля современной оккультной литературы».

(Theodore Roszak, The Unfinished Animal: The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness, New York, Harper and Rom? 1975, pp. 118, 124-125.)

«...Госпожа Блаватская... представляется ключевой фигурой современной оккультной мысли, и в отношении многих идей и терминов, собранных веком позже в рамках движения «Нью Эйдж» , она являлась либо автором, либо популяризато-ром. Теософское общество, одним из основателей которого она является, было главным пропагандистом оккультной фило-софии на Западе и основным путём для (распространения) учения Востока на Запад».

(J. Gordon Melton, Jerome Clark and Aidan A. Kelly, editors, New Age Almanac, Detroit, Michigan, Gale Research Inc., 1991, р. 16.)

* * *



«Теософия занимает центральное место среди новых духовных движений, поскольку труды Блаватской и некоторых её последователей оказали громадное влияние вне пределов её организации...

Нельзя недооценивать важность теософии в современной истории. Труды Блаватской и других не только вдохнови-ли несколько поколений оккультистов, но данное движение также сыграло значительную роль в восстановлении для наро-дов азиатских колоний XIX века их собственного духовного наследия».

(Robert S. Ellwood and Harry B. Partin, Religious and Spiritual Groups in Modern America, Englewood Cliffs, New Jersey Hall, 1988, рр. 63, 79-80.)


Елена Петровна фон Ган родилась в Екатеринославе, городе на реке Днепр, в южной России, 12 августа 1831 года. Она была дочерью Петра фон Гана и Елены Фадеевой, известной писательницы. С материнской стороны она была внучкой кня-гини Елены Долгоруковой, известного ботаника и писательницы. После ранней кончины матери в 1842 году Елена воспи-тывалась в доме родителей своей матери в Саратове, где её дед служил губернатором.

Елена была исключительным ребёнком и в раннем возрасте осознавала свою непохожесть на окружавших её людей. Её семья и друзья были озадачены тем, что она обладала определёнными психическими силами. Совершенно не терпевшая ка-ких-либо авторитетов и весьма впечатлительная, она была одарена во многих отношениях. Сведущий лингвист, талантливая пианистка, она, кроме того, была бесстрашной наездницей полуобъезженных лошадей и всегда имела тесную связь с приро-дой. В очень раннем возрасте она почувствовала, что ей предстоит путь служения, и ей было известно, что кто-то особо опе-кает её и руководит ею.

Когда ей было почти семнадцать лет, она вышла замужза генерала Блаватского, человека среднего возраста, вице-губернатора Ереванской губернии, находясь в настроении воинственной тяги к независимости и, возможно, желая таким образом избавиться от своего окружения. Сам по себе этот брак для неё ничего не значил, и он никогда так и не был реально осуществлён. Через несколько месяцев она сбежала из дома мужа и отправилась в дальнее путешествие по Турции, Египту и Греции на деньги, полученные от отца.
В день своего двадцатилетия, в 1851 году, находясь в Лондоне, она повстречала личность, которая была ей знакома из её психодуховных видений детства, - восточного Посвящённого раджпутского происхождения - Махатму Морию, или М., как он в последующие годы был известен среди теософов. Он рассказал ей о той задаче, которую предстояло выполнить ей, и с этого момента она полностью приняла его руководство.

В том же году Елена отправилась морем в Канаду и после захватывающих путешествий по США, Мексике, Южной Аме-рике и Вест-Индии в 1852 году через Кейп и Цейлон добралась до Индии. Первая попытка попасть в Тибет закончилась неудачей. Она вернулась в Англию через Яву в 1853 году. Летом 1854 года она снова отправилась в Америку, преодолев Ска-листые горы вместе с караваном иммигрантов, вероятно, в крытой повозке.

В конце 1855 года она поехала в Индию через Японию и Проливы . В этой поездке ей удалось проехать в Тибет через Кашмир и Ладакх и пройти часть своего оккультного обучения под руководством своего Учителя. В 1858 году она побывала во Франции и в Германии и в конце осени того же года возвратилась в Россию, остановившись на короткое время у сестры Веры во Пскове. С 1860 по 1865 год она жила и путешествовала на Кавказе, переживая сильный физический и психический кризис, преодолев который, она смогла полностью управлять своими оккультными силами. Она снова покинула Россию осенью 1865 года и совершила поездку по Балканам, Греции, Египту, Сирии, Италии и другим местам.

В 1868 году она отправилась через Индию в Тибет. В этой поездке Е. П. Б. впервые встретилась с Учителем Кут Хуми и остановилась в его доме в Малом Тибете. В конце 1870 года она вернулась на Кипр и в Грецию. Отправившись морем в Еги-пет, 4 июля 1871 года она попала в кораблекрушение... Избежав смерти, она поехала в Каир, где попыталась создать Спири-тическое общество, которое вскоре распалось. После дальнейших путешествий по Среднему Востоку в июле 1872 года она на короткое время возвратилась к своим родственникам в Одессу в России. Весной 1873 года Елена получила указание Учителя отправиться в Париж, и согласно дальнейшим его распоряжениям она поехала в Нью-Йорк, где сошла на берег 7 июля 1873 года.

В тот момент Е. П. Блаватской было почти сорок два года и она владела множеством необыкновенных духовных и ок-культных сил и могла управлять ими. По мнению Махатм, она была наилучшим из всех возможных инструментом для осу-ществления задуманной ими работы, а именно - для нового представления миру, хотя бы в виде краткого описания, древней теософии, «веками накапливавшейся мудрости, проверенной и подтверждённой поколениями провидцев», - той Истины, для которой религии, малые и большие, всего лишь побеги на стволе материнского древа. Её задачей было бросить вызов, с од-ной стороны, укоренившимся верованиям и догмам христианской теологии и, с другой стороны - не менее догматическо-му материалистическому воззрению науки тех времен. Однако в этой мощной мировоззренческой цитадели, состоявшей из двух частей, совсем недавно появилась трещина. Она появилась из-за широкого шествия cпиритуализма по Америке. Приведём цитату, собственные слова Елены: «Я была послана доказать данные феномены и их реальность и продемонстри-ровать ложность спиритуалистической теории духов».

В октябре 1874 года Учителя Е. П. Б. свели её с полковником Генри Стилом Олкоттом, человеком выдающихся ка-честв, который приобрёл значительную известность во времена Гражданской войны, служа правительству США, и в тот мо-мент практиковал как юрист в Нью-Йорке. Также она встретилась с Уильямом Куаном Джаджем, молодым ирландским юристом, которому предстояло сыграть уникальную роль в будущей теософской работе.

7 сентября 1875 года эти три ведущие фигуры вместе с ещё несколькими людьми основали Общество, которое назвали Теософским обществом (ТО); целью было распространение знаний о древних учениях теософии, или Божественной мудро-сти, которая была духовной основой для великих движений в прошлом, таких как нео-платонизм, гностицизм и школы мис-терий классического мира. Обращение президента-основателя полковника Олькотта при его вступлении в должность было произнесено 17 ноября 1875 года, и эта дата считается днём официального основания Общества. Начав с обобщенной поста-новки целей, а именно: «собирать и распространять знания о законах, которыми управляется эта Вселенная», основатели ТО вскоре выразили их более конкретно. После нескольких незначительных изменений в формулировке эти цели сегодня вы-глядят таким образом:

1. Сформировать ядро всемирного Братства человечества без различия по расе, национальности, полу, касте или цве-ту кожи.
2. Поощрять изучение сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследовать неизвестные законы природы и скрытые в человеке силы.

В сентябре 1877 года публикацией первого монументального труда Е. П. Блаватской «Разоблачённая Изида», который был издан Дж. В. Бутоном в Нью-Йорке, было оказано огромное влияние на читающую и мыслящую публику - первый ти-раж в тысячу экземпляров был распродан в течение десяти дней. Нью-йоркская газета «The Herald Tribune» считала этот труд одной из «интереснейших книг века», многие другие газеты и журналы давали отзывы в том же духе.

В «Разоблачённой Изиде» рассматривается история, распространение и развитие оккультных наук, природа и происхождение магии, корни христианства, ошибки христианской теологии и ложность общепринятой ортодоксальной науки - и всё это на фоне тайных учений, которые подобно золотой нити проходят через минувшие века, вырываясь на поверхность то там, то здесь в виде различных мистических учений, существовавших в последние две тысячи лет или около того.

8 июля 1878 года Е. П. Блаватская получила гражданство США, и это событие широко освещалось в печати.
В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию через Англию. По прибытии в Бом-бей в феврале 1879 года они основали в этом городе штаб-квартиру Теософского общества. Вскоре после их приезда с ними познакомился Альфред Перси Синнетт, который тогда был редактором правительственной газеты «The Pioneer» в Аллахаба-де. Вскоре это знакомство обрело исключительную важность.

После поездки по северо-западной Индии основатели возвратились в Бомбей и в октябре 1879 года начали издание пер-вого теософского журнала «The Theosophist» (он издается и поныне), редактором которого стала Е. П. Блаватская. В то время Общество стремительно расширялось, членами его становились многие весьма незаурядные люди как в Индии, так и в дру-гих странах. В мае-июне 1880 года основатели побывали на Цейлоне, где полковник Олкотт заложил основы для своей бу-дущей работы по стимулированию возрождения буддизма. Он и Е. П. Б. приняли там «Панча Шила» , т.е. официально стали буддистами.

В сентябре-октябре 1880 года Е. П. Б. и полковник Олкотт посетили дом А. П. Синнетта и его супруги Пейшенс в Сим-ле, в северной Индии. Серьёзный интерес со стороны Синнетта к учению и работе Теософского общества побудил Е. П. Бла-ватскую установить по переписке связь между Синнеттом и двумя Адептами, которые опекали Общество, - с Махатмами К. Х. и М. Основываясь на этой переписке, Синнетт написал книги «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883); оба этих труда оказали громадное влияние на поднятие интереса публики к теософии. Ответы и объяснения, данные Махатмами на вопросы Синнетта, содержатся в их письмах с 1880 по 1885 год, которые были опубликованы в 1923 году как «Письма Махатм к А. П. Синнетту».

Оригиналы писем этих Учителей были подарены Британской библиотеке, где их можно увидеть по специальному раз-решению Отдела редких рукописей.

В мае 1882 годабыло куплено крупное поместье в южной Индии, в Адьяре, недалеко от Мадраса, и в конце года теософ-ская штаб-квартира переехала туда. Вскоре этот центр стал источником света для деятельности во всём мире. Госпожа Бла-ватская и полковник Олкотт разъезжали по близлежащим районам, основывая филиалы ТО, принимая посетителей, поддер-живая широкую переписку с заинтересованными людьми и излагая в своем журнале наиболее ценный и доступный для изу-чения материал, главной целью чего было снова вдохнуть жизнь в угасший было интерес Индии к духовной ценности древ-них писаний.
Именно в этот период полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением. Это продолжалось до февраля 1884 года, когда он отправился в Лондон с прошением к британскому правительству от цейлонских буддистов. Е. П. Блаватская, у которой пошатнулось здоровье, поехала в Европу вместе с ним.

После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне Е. П. Б. посетила семью Гебхардов в Эльберфельде, Гер-мания, в конце лета - начале осени 1884 года, а также плотно работала над своей второй книгой – «Тайной Доктриной».

Тем временем быстро росли злобные нападки на неё со стороны двух членов персонала в Адьяре - Алекса и Эммы Ку-ломбов. 21 декабря 1884 года она вернулась в Адьяр, чтобы подробно вникнуть в сложившееся положение. Она хотела по-дать в суд на эту пару, которую к тому времени уже уволили из Адьяра, за их бесстыдную клевету на неё относительно яко-бы мошеннического показа психических феноменов. Однако её переборол в этом комитет ведущих членов ТО, и она с от-вращением удалилась, оставаясь при Обществе в качестве секретаря-корреспондента. 31 марта 1885 года она уехала в Европу, чтобы уже никогда не возвращаться на индийскую землю.

Нападки Куломбов, как выяснилось впоследствии, не имели ни малейших оснований. Они базировались на подделан-ных и частично подделанных письмах, выдававшихся за письма Е. П. Блаватской, с указаниями относительно подготовки мошеннических психических феноменов различного рода. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наи-более инкриминирующие отрывки из этих писем.
Тем временем Лондонское Общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследова-ния заявлений госпожи Блаватской. Затем, в декабре 1884 года, в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член этого комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Куломбами обвинений. Основываясь на результа-тах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своем окончательном докладе в декабре 1885 года заклеймил госпожу Блават-скую как «одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории». Мистер Ходжсон так-же обвинил госпожу Блаватскую в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ - Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Блаватскую в связи с её якобы нечестностью, несуществованием её Учителей и отсутствием всякой ценности теософии.

Это злобное нападение оказало весьма неблагоприятное воздействие на здоровье Е. П. Блаватской. Приехав из Индии в Европу, она сначала остановилась в Италии, а затем, в августе 1885 года, в Вюрцбурге, Германия, где работала над «Тайной Доктриной». В июле 1886 года она переехала в Остенде, Бельгия, а в мае 1887 по приглашению английских теософов посе-лилась в маленьком доме в Верхнем Норвуде, Лондон.

После её прибытия в Англию теософская деятельность немедленно начала быстро расширяться. Была основана Ложа Блаватской, и началось распространение теософских идей.
Поскольку Блаватская практически потеряла управление над «The Theosophist», в сентябре 1887 года она организова-ла ежемесячный журнал «Lucifer», задуманный, как говорилось на его титульном листе, «для пролития света на скрытое во тьме». В том же месяце Е. П. Б. поменяла адрес на Лансдоун Роуд 17, Холланд-парк, Лондон.
Е. П. Б. постоянно продолжала писать свой великий труд, который в конце концов был завершён и опубликован в двух больших томах в октябре-декабре 1888 года. В издании и переписке рукописей ей неутомимо помогали Бертрам и Арчи-бальд Кейтли, которые также оказали финансовую поддержку, что способствовало делу.

«Тайная Доктрина» была сияющей вершиной литературной карьеры Е. П. Блаватской. В первом томе речь идёт об обра-зовании Вселенной. Основу этого тома составляют семь станц, переведённых из тайной «Книги Дзиан», с комментариями и пояснениями Е. П. Б. Также в этой книге подробно рассматривается фундаментальная символика, которой пользуются вели-кие религии и мифологии мира. Второй том содержит последующие станцы из «Книги Дзиан», которые описывают эволю-цию человечества.

Также в октябре 1888 года госпожа Блаватская основала Эзотерический отдел (который также называли секцией или школой) в Теософском обществе для более полного изучения эзотерической философии посвятившими себя этому студен-тами, написав для них свои три «Указания Эзотерической секции».

В 1889 году Е. П. Блаватская опубликовала «Ключ к теософии» - «ясное представление (в виде вопросов и ответов) этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософское общество», и провидческое мистическое произведе-ние - жемчужину её творчества под названием «Голос Безмолвия», где содержатся избранные отрывки из восточных писаний – «Книги Золотых Правил», которую она учила наизусть во время своего обучения на Востоке.

В июле 1890 года Е. П. Б. основала европейскую штаб-квартиру Теософского общества в Лондоне, Ст. Джон Вуд, авеню Роуд, 19. Проживая по этому историческому адресу, Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 года во время жестокой эпиде-мии гриппа в Англии, и её останки были кр В 1963 году Эдли Уотерман в своей работе «Некролог: доклад Ходжсона о гос-поже Блаватской» проанализировал и опроверг обвинения Ходжсона. - Прим. сост.емированы в крематории Уо-кинг, Сюррей.

Принимая во внимание её труды и учение, её жизнь и характер, её миссию и оккультные способности, Е. П. Блаватскую нельзя не признать величайшим оккультистом за всю историю Западной цивилизации, прямым проводником Транс-Гималайского Братства Адептов*.[/justify]



Продолжение в прикреплённом архиве.