Выдержки из статей из писем и статей Дамодара за разные годы
Author: Дамодар Маваланкар
Submitted by: Ziatz   Date: 09.07.2007 09:52
Comments: (1)   Ratings:
Дамодар К. Маваланкар

РАБОТА ТЕОСОФИЧЕСКОЙ ЛОЖИ


Для меня большое удовольствие передать на ваше рассмотрение то, что я считаю основными задачами отделения Теософического Общества. ... Вам не нужно напоминать, что основная идея нашего Общества — как можно шире и дальше распространять Всеобщее Братство. Это было мечтой всех хороших людей с незапамятных времён. Тем не менее, печальный факт в том, что эта мечта осталась лишь мечтой. Потому мы в Теософическом Обществе можем с некоторой гордостью за него указать, что мы сделали осуществление этой мечты возможным, нет, даже уже неплохо осуществили её. Пока что нам удавалось это, потому что мы всегда помнили, что наши усилия должны быть направлены на то, чтобы распространять Братство на тех, кто способен понять, что этот термин значит, и могут оценить эту честь — попасть под его влияние. Таким образом вы поймёте, что Братство собрало вокруг себя всех тех, чьи умы достаточно возвышенны, чтобы ухватить огромные трудности, лежащие между интеллектуальным эгоизмом и интеллектуальным товариществом. Этим положением нелегко овладеть, но как только это было сделано, Теософическое Общество стало находить многих достойных пополнить его ряды и образовать и вести собственные компании. Таким образом идея распространялась и основывались многочисленные новые отделения; и чем достойнее отделение стремится прилагать свою энергию в этом направлении, тем больше чести оно заслуживает себе и центральному Теософическому Обществу. А это, излишне вам говорить, и есть главный долг каждого отделения нашего Общества.
В этом веке, когда всё обращается к порядку Природы, неплохо бы помнить, что Теософическое Братство основано строго на природных принципах — принципах нравственности, религий, науки и общества. Восток и Запад далеко разошлись, но нетрудно проследить братство многих идей. Чем тщательнее исследуются мировые институты, тем сильнее поражает нас их природная связь. Эту связь наше Общество не только признаёт, но и громко провозглашает миру, обращаясь к самым передовым людям нашего времени, чтобы известить их. Потому наши отделения поступают хорошо, уделяя особое внимание изучению какой-нибудь особой отрасли знаний, которая может помочь углублению союза Востока и Запада. Вам и вашей собственной ложе решать, какой особый предмет вы выберете для помощи нашему Делу. Это Дело, как мы сознаём, нельзя продвигать какими,то радикальными переменами. Мы не можем позволить себе быть иконоборцами. И хотя мы сожалеем о вчерашних и сегодняшних суевериях, мы не отвергаем эзотерические семена их. Мудрые, как говорят, читают проповеди и камням. И они вполне могут это делать, ибо какое самое бессмысленное суеверие не имело своего происхождения в восприятии какой-то великой Истины? Так мы ведём интересующихся к началу вещей. И долг центрального Теософического Общества — соотносить результаты работы многих его отделений.
Таким образом я кратко набросал, что наше Общество стремится совершить и чего оно ожидает от своих отделений вместе. Я должен только добавить, что долг каждого отделения — помогать центральному Теософическому Обществу, и словом, и делом, защищать его честь от нападок, и смотреть, чтобы Основателям не приходилось одним бороться и выполнять свою труднейшую работу. Нужно представить смеющемуся скептическому миру необычное зрелище единого интеллектуального Братство. ...
И теперь мне осталось сказать, что долг председателя отделения — смотреть, чтобы Цели Общества продвигались так далеко, как возможно, и чтобы между всеми братьями были гармония и единство.


РАБОТА ОТДЕЛЕНИЙ

1.


Несмотря на повторный протест центрального Теософического Общества, кажется, что у некоторых его членов и даже отделений есть склонность смотреть на всё движение, как на школу, где йога-видью и оккультизм можно изучить гораздо более быстрым и легким способом, чем было до этого. Это происходит из незнания законов оккультных организаций и законов управления психологическим развитием. С самого начала Теософическое Общество пыталось внушить всем, что законы природы неизменны; и ни одно живое существо, каким бы ни было высоким и могущественным, не может изменить их так, чтобы они устраивали учащихся. Поэтому, усилия, которые теперь предпринимаются, должны быть прекращены из-за тщетности надежды найти легкий путь к Брахма-видье, так как невозможно стимулировать истинного стремящегося иначе, кроме попытки восстановить еще раз его знание, и таким образом помочь ему изменить свою жизнь и мысли в соответствии с лучшим образцом, который поведет его постепенно к путям Божественной Мудрости. Таким образом, видно, что Теософическое Общество не обещает, что какой-либо учитель, или гуру примет под свое особое руководство какого-либо члена сразу после его вступления (в Общество).
Г-н Синнетт был предупрежден относительно этого пункта, когда он попросил помощи некоего адепта в руководстве отделением Эклектического Теософического Общества в Симле, как можно увидеть, прочтя его «Оккультный мир». Без сомнения, есть отдельные члены, которым повезло быть принятыми в качестве чел, но их принятие было обусловлено не фактом их пребывания в числе членов Общества, а потому что они жили жизнью чел и добровольно прошли через обучение и испытания, предписываемые стремящимся к оккультному знанию любого возраста и национальности. В их случае Теософическое Общество было лишь средством дать им убежденность в том, во что они верили интуитивно, и тем самым побудить их следовать зову своего внутреннего сознания. Благодаря тому, что они сравнительно легко получили это подтверждение, они должны были помочь в строительстве Теософического Общества, поставив его на надёжно основание. Это объяснение должно объяснить, что Общество ждет от всех своих отделений и индивидуальных членов сотрудничества и помощи в его великой задаче объединения Востока и Запада, Севера и Юга в Научное Братство, вооруженного принципом взаимной терпимости и взаимной интеллектуальной симпатии против разногласий и возможных неудач. Немыслимо вообразить, что любой человек со средним интеллектом не может внести свою лепту в реализацию этой благородной схемы. Если бы каждый человек лишь исполнял свой долг искать, исследовать, учиться, приводить в систему и объединяться с людьми, движимыми теми же благородными стремлениями, предоставляя человечеству плоды своего труда, то недалек был бы тот день, когда Учителя Оккультизма могли бы найти необходимые условия, которые позволят им жить в мире так же открыто и свободно, как и их предшественникам во времена, давно, давно прошедшие, и делиться с подготовленными людьми плодами ИХ знания. Пока не наступит этот благословенный день, мы должны стремиться ускорить его приход. И это не может быть сделано простым присоединением к Теософическому Обществу, без подготовки и обучения, в ожидании адептов, которые предоставят нам огромные орудия силы, ибо Знание — это Сила, которая в руках невежественных и злых людей чревата опасностями для тех, кто ею обладает, да и для всего человечества. Уже достаточно было дано любому, обладающему обычным интеллектом, справедливостью и желанием знать человеку подтверждений реального существования этой Науки и Способностей, которые она дарует своим приверженцам. Когда однажды всё это будет понято, единственным вопросом по поводу решении задачи будет, как лучше всего продвинуть Дело, и, таким образом, бескорыстным трудом на благо наших собратьев и для их возрождения, подготовить нас для высшей жизни настоящих сотрудников тех, кто посвятил себя улучшению морального и духовного состояния человечества. Есть различные пути достижения этого результата, но так как еда одного человека — яд для другого, головное Теософическое Общество всегда стремится оставить практическую работу своих отделений их членам, которые должны лучше разбираться в обстоятельствах, в условиях, в которых они должны работать. Психология — обширное поле деятельности, где могут с успехом использоваться многие работники.
Вкусы отдельных людей должны отличаться, но, конечно, в каждом отделении можно найти двоих или троих, интересующихся одной и той же темой. Если отделение делится на комитеты для исследования различных вопросов науки и сообщает её результаты на общих собраниях, то в результате будет много пользы. Различные статьи в «Теософисте» и другие публикации подобного рода могли бы обсуждаться разными членами, и Обществу была бы выгода от каждого отдельного усилия. Трудные вопросы, вытекающие из таких исследований, могли бы перенаправляться в Штаб-квартиру в форме статьи или в любой другой форме, которая будет найдена лучшей при данных обстоятельствах. Любая законная помощь или поддержка всегда будут предоставлены Основателями своим коллегам в этом деле человечества. Другие отдельные вопросы реформы могли бы быть подняты другими комитетами, конечно, без нарушения религиозных или социальных прав других людей. Тем, кто способен на бескорыстную работу ради нравственного и духовного возрождения человечества, ещё многое предстоит сделать. И именно такие люди являются опорой такого великого движения, которое будет обязательно зависеть от их совместных действий и стремления успеху.
Таковы общие направления работы и организации отделений, которые мы ожидаем от них.


2.

Мой уважаемый друг и брат, пандит Пармешри Дас, президент отделения Теософического Общества в Бара-Банки, пишет, что меморандум по вышеупомянутой теме в «Теософисте» за прошлый месяц совершенно неправильно толкуется. Причиной неправильного понимания был следующий отрывок из него:
«С самого начала Теософическое Общество пыталось внушить всем, что законы природы неизменны; и ни одно живое существо, каким бы ни было высоким и могущественным, не может изменить их так, чтобы они устраивали учащихся... Таким образом, видно, что Теософическое Общество не обещает, что какой-либо учитель, или гуру примет под свое особое руководство какого-либо члена сразу после его вступления...
Без сомнения, есть отдельные члены, которым повезло быть принятыми в качестве чел, но их принятие было обусловлено не фактом их пребывания в числе членов Общества, а потому что они жили жизнью чел и добровольно прошли через обучение и испытания, предписываемые стремящимся к оккультному знанию любого возраста и национальности».
На основании выдвигают такой аргумент:
«Собственная карма человека — это сущность, независимая от его связи или отсутствия связи с Теософическим Обществом — другими словами, всё зависит от того, ведет ли человек жизнь, предписанную стремящимся к оккультным знаниям. Акт присоединения к Обществу несуществен, поскольку необходимостью является правильная жизнь, а братство в Обществе не имеет никакого значения для нее. Общество, таким образом, не дает никакой выгоды как необходимого условия для его членов, в дополнение к результату их собственной кармы. Итак, теософ и посторонний находятся в одном и том же положении; следовательно, никому не стоит присоединяться к Обществу».
Эта странная логика не поддается моему пониманию. «Всё кажется желтым для больного желтухой», — говорит поэт. Тот, кто ослеплен эгоизмом, по этой причине не может проникнуть через толстую завесу перед его глазами, и все его представления поэтому ограничены. Ответ моего друга на вышеупомянутое отличное рассуждение таков:
«Верно, что жить правильной жизнью необходимо, но жизнь члена Теософического Общества имеет преимущество перед жизнью человека, находящегося вне Общества. Член Общества самим актом вступления ставит себя в положение, в котором необходимая квалификация может сразу же и непосредственно привлечь внимание махатм. Теософу потребуется меньше усилий в том, что касается притягательной силы, чем постороннему, поскольку последний не так близок к махатмам, как первый. Оба они поэтому стоят не на одном и том же основании. В отрывке из меморандума о работе отделений говорится, что Теософическое Общество — это не усовершенствованный тип Клуба чудес или Школы магии, где за десять рупий (или, вообще, за любую сумму) человек может стать махатмой между утренней ванной и вечерней трапезой; но что в дополнение к простому вступлению в Общество человек должен соблюдать определенные правила и терпеливо ждать результатов, которые придут в должное время».
Ответ пандита правилен (в том, что он охватывает), но неполон. Он не указывает причин, почему теософ ближе к Учителям, чем тот, кто находится вне Общества. В ответе также опущено еще одно важное соображение. Чтобы избежать в дальнейшем неправильного понимания, я буду рассматривать вопрос немного более полно, будучи в то же самое время краток, насколько это возможно. Если бы критики тщательно прочитали весь меморандум и полностью обдумали его, они, вероятно, не пришли бы к тому любопытному заключению, которое они теперь выдвигают. Признаётся, что Теософическое Общество приносит человечеству благо, с не имеющим себе равного; что, если бы не было этих усилий, люди шли бы своим собственным путем, как прежде, они не обращали никакого внимания на произведения древних мудрецов и оставались бы в полном неведении об истинах, содержащихся в них, — не потому, что они не могли быть обнаружены, если бы должным образом искали, но потому, что серьезный дух исследования, который теперь возник, никогда не мог бы утвердиться. Следовательно, наш долг перед Теософическим Обществом поддерживать его всеми возможными средствами, если у нас есть хотя бы малейшее чувство благодарности. Кроме того, на устах почти у каждого, что все важные факты эзотерической философии постепенно обнародуются через посредство Теософического Общества. Понимают ли критики, какими причинами вызван этот факт? Это вызвано тем, что руководители и покровители Общества считают, что их труд попадает совсем не на бесплодную землю, но что их работа получает всё более высокую оценку; это ободряет их на продолжение своей трудной работы с еще большей охотой. Но если однажды окажется, что эта работа не дала ничего интересного, и что те, для кого предпринимаются усилия, предпочли упрямо оставаться глухими ко всем высшим соображениям, то лидеры теософов будут вынуждены против своей воли оставить работу. Разве не факт, что мораль, если не активная поддержка, даваемая людьми Обществу путём вступления в него, является достаточным стимулом, побуждающим верно мыслящих людей стремиться не оставаться в стороне от движения? Опять же, Теософическое Общество, будучи Всеобщим Братством, охватывает всё человечество: как таковое, его можно совершенно справедливо признать единым совершенным организм. Все его действия — это его карма. И так же, как различные органы получает питание от совместной работы всего тела, так и каждый член этого огромного организма получает часть этого питания из накопленного запаса кармы Теософического Общества как целого. И кто оспорит факт, что это объединение приобрело огромное количество хорошей кармы своей полезной работой по увеличению человеческого счастья путем продвижения знания и путем объединения разных людей едиными узами Интеллектуального Братства? И далее: это общепризнанный принцип, что в единстве — сила, и поэтому, если какое-либо объединение и может предоставить большие возможности для совершения добра, то это Теософическое Общество. Эгоизм застилает глаза критиков, не давая им видеть тот факт, что они образуют лишь часть неразрывного целого, они не в состоянии постичь, что благо их собратьев — их собственное благо. Облако личной корысти затемняет их умственный горизонт, за который не может проникнуть их взор, чтобы увидеть будущие результаты их такого отношения. Они не видят никакого особого преимущества в узком круге их видения, и поэтому заключают что никакого преимущества не существует. Они не могут понять, что из всех объединений, существующих в мире в настоящее время, Теософическое Общество — единственное, которое можно использовать с наибольшей пользой для того, чтобы способствовать счастью людей, приводя их к осознанию общей основы всех религий. И что просветленные поэтому приняли его как канал общения между собой и внешним миром. Общество как таковое образует центр света, и тот, кто ступает в его сферу из внешней темноты, попадает в область видения Блаженных. Дальнейшее его продвижение зависит от его активной доброты и работы. Присоединяясь к Обществу, он получает свое вознаграждение, давая выражение своей симпатии и таким образом предоставляя моральную поддержку — и это награда в том, что он становится на видное место, откуда его могут легче заметить, чем тех, кто предпочитает оставаться во внешней темноте.