Из "Буддийского катехизиса" Олкотта — книги, выдержавшей несколько десятков изданий и принятой в качестве учебника в буддийских школах Шри Ланки
Author: Х.С. Олкотт
Submitted by: Ziatz   Date: 01.01.2009 21:58
Comments: (20)   Ratings:
ОСНОВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ БУДДИСТОВ

(Приложение к "Буддийскому катехизису" Олкотта)

I. Буддистам предписывается проявлять одинаковую терпимость, сдержанность и братскую любовь ко всем людям без различия, и неуклонную доброту к представителям животного царства.
II. Вселенная эволюционировала, а не была сотворена; и функционирует она согласно закону, а не по капризу какого-нибудь Бога.
III. Истины, на которых основывается буддизм, естественны. Им, как мы верим, в течение следовавших друг за другом кальп учили просветлённые существа, называемые буддами. "Будда" означает "пробуждённый".
IV. Четвёртым Учителем в нынешней кальпе был Шакьямуни, или Гаутама Будда, родившийся в царской семье в Индии около 2500 лет назад. Он — историческая личность, и его звали Сиддхартха Гаутама.
V. Шакьямуни учил, что неведение производит желание, неудовлетворённое желание есть причина повторных рождений, а такое перевоплощение — причина страданий. Потому, чтобы избавиться от печали, необходимо избежать перевоплощения; чтобы избежать рождений, необходимо искоренить желание; а чтобы искоренить желание, необходимо разрушить невежество.
VI. Невежество пестует верование, что воплощение необходимая вещь. Когда невежество уничтожено, постигается отсутствие ценности в каждом таком перевоплощении, рассматриваемом как самоцель, а также первостепенная потребность в принятии такого направления жизни, которым необходимость таких повторяющихся рождений может быть устранена. Неведение также порождает иллюзорную и нелогичную идею о том, что у человека только одна жизнь, за которой следует состояние вечного блаженства или вечных мук.
VII. Рассеять это невежество можно упорной практикой всеохватывающего альтруизма в поведении, развитием разумности и мудрости в мышлении и уничтожением желания низменных личных удовольствий.
VIII. Жажда жизни — причина перевоплощений; когда же она кончилась, воплощения прекращаются и путём медитации совершенная индивидуальность достигает высшего состояния покоя, именуемого нирваной.
IX. Шакьямуни учил, что невежество можно рассеять, а печаль — устранить знанием Четырёх Благородных истин, а именно:
1. Бед существования;
2. Причины бед, которая есть желание, всё время возобновляющееся, будучи не в состоянии достичь своей цели — удовлетворения.
3. Уничтожения этого желания, или высвобождения из его плена;
4. Средств достижения этого уничтожения желания.
Средства, которые он указал, называются Благородным Восмеричным Путём, и они таковы: правильные убеждения; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильные средства существования; правильное усилие; правильное памятование; правильная медитация.
X. Правильная медитация ведёт к духовному просветлению, или развитию той будда-природы (или способности будд), которая скрыта в каждом человеке.
XI. Суть буддизма, как она была сформулирована самим Татхагатой (Буддой), состоит в том, чтобы —
Прекратить всякое зло;
Приобрести добродетель;
Очистить свой ум.
XII. Вселенная подвержена природной причинности, известной как "карма". Заслуги и упущения существа в его прошлых существованиях определяют его состояние в нынешнем. Потому каждый человек сам себе приготовил причины для последствий, которые сейчас испытывает.
XIII. Препятствия к достижению хорошей кармы можно устранить соблюдением следующих заповедей, суммирующих нравственный кодекс буддизма: 1) не убивай; 2) не кради; 3) не предавайся запретным сексуальным удовольствиям; 4) не ври; 5) не употребляй одурманивающих напитков или наркотиков. Пять других правил, которых нет нужды здесь перечислять, должны соблюдаться лишь теми, кто хочет освободиться от страданий и перевоплощений быстрее, чем обычный мирской человек.
XIV. Буддизм не поощряет легковерия. Гаутама Будда учил, что долгом родителей является дать ребёнку образование в науке и литературе. Он также учил, что никто не должен верить тому, что сказано любым мудрецом, написано в любой книге или утверждается традицией, если это не согласуется с разумом.
Составленно как общая платформа, с положениями которой могут согласиться все буддисты.

Х.С. Олкотт, президент Т.О.


С почтением представлено на одобрение старейшин буддийских сангх наций, представители которых присутствовали на буддийской конференции в Адьяре 8—12 января 1891 г.

(Подписи представителей Шри-Ланки, Бирмы, Японии, Бенгалии; также было в целом одобрено бурятскими и монгольскими ламами, но они не согласились относительно датировки жизни Будды).